Нарушение терморегуляции – один из наиболее распространенных симптомов, свидетельствующий о развитии заболевания, чаще всего инфекционного происхождения. Так что без термометра, или, как мы привыкли его называть, градусника, в домашней аптечке не обойтись. Пандемия сильно изменила рынок диагностических приборов. Если раньше градусники использовали только при появлении симптомов простуды и гриппа, то в условиях распространения коронавирусной инфекции нам приходится измерять температуру несколько раз в день. Термометрия проводится в офисах, на предприятиях, в торговых центрах, ресторанах и других местах массового скопления людей.
Наш эксперт - директор отдела стратегических исследований маркетинговой компании DSM Group Юлия Нечаева
Термометры – один из значимых аптечных товаров. Они занимают 12,5% натурального объема группы диагностических приборов и средств. Согласно данным Ежемесячного розничного аудита фармацевтического рынка России, проводимого компанией DSM Group (АО «Группа ДСМ»), по итогам первого полугодия 2021 года продажи термометров вновь превысили отметку в 1 млрд рублей (в розничных ценах аптек с НДС).
После резкого увеличения в январе – июне 2020 года продажи термометров несколько снизились (–7,6%), однако остались на достаточно высоком уровне. Потребление в натуральном объеме сократилось на 51,5%, до 2,78 млн упаковок. В среднем один термометр стоил в аптеке 386 рублей, что на 90,3% выше, чем за аналогичный период прошлого года.
Такой заметный рост средневзвешенной цены вызван в первую очередь влиянием пандемии. Повышенный спрос на это изделие медицинского назначения привел к его дефициту в пиковый период в марте – апреле 2020 года и к полному исчезновению дешевых ртутных градусников. Соответственно, потребитель вынужденно приобретал то устройство, которое в данный момент просто оказалось в наличии в аптеке, и чаще всего это было более дорогое устройство. Это очень хорошо видно, как раз по изменению структуры продаж.
По итогам первого полугодия 2021 года объем, который занимали ртутные приборы, заметно снизился: с 59,1 до 45,4% в упаковках. Структура рынка изменилась в пользу более дорогостоящих цифровых устройств.
Кроме того, средневзвешенная цена ртутных градусников существенно увеличилась по итогам 6 месяцев 2021 года: с 87 рублей в январе – июне 2020 года до 312 рублей. За счет роста цен выросла и доля ртутьсодержащих приборов в структуре продаж в стоимостном объеме (с 25,3 до 36,7%).
Компания DSM Group подразделяет термометры на 4 основные группы: цифровые или электронные, ртутные, инфракрасные бесконтактные и безртутные устройства. Наибольшую выручку аптекам приносят цифровые термометры (доля 46,4% в рублях), а вот наименьшая доля – у безртутных градусников (4,8%).
С недавних пор популярностью стали пользоваться инфракрасные термометры, в этом им помогла пандемия. Подобные девайсы позволяют быстро и бесконтактно измерить температуру тела. Однако из-за высокой стоимости пользуются ими чаще всего в больницах, поликлиниках, офисах, на вокзалах, в аэропортах и других местах, где проходит много людей. В среднем одна упаковка с инфракрасным термометром стоила порядка 2988 рублей по результатам января – июня текущего года.
Аптечный рынок предлагает потребителям широкий выбор термометров – в первом полугодии 2021 года на аптечных полках было представлено 117 торговых позиций градусников от 40 производителей, различающихся между собой способом измерения температуры, техническими характеристиками, точностью измерения, стоимостью и т. д.
Рейтинг производителей термометров достаточно высоко концентрирован: ТОП‑3 компаний занимает 50% рынка в стоимостном объеме.
В первом полугодии 2021 года корпорация A&D (доля 20,4% в руб. и 14,9% в упак.) стала компанией номер один по объему аптечных продаж в стоимостном выражении среди производителей термометров. Основными моделями термометров в портфеле производителя являются DT‑501 (доля в продажах компании 53,1% в рублях) и DT‑635 (25%). Эти модели приборов для измерения температуры тела ведущие не только в ассортименте фирмы, но и внутри групп среди своих непосредственных конкурентов: доля торгового наименования «A&D термометр DT‑501» составляет 23,4% от стоимостного объема продаж цифровых устройств; модель «A&D термометр DT‑635 инфракрасный» занимает 42,2% в объеме реализации инфракрасных приборов.
На второй строчке расположилась корпорация Amrus Enterprises, занимая на 5% меньше рынка (доля 15% в руб. и 21,1% в упак.). Относительно первого полугодия прошлого года компания показала негативную динамику – продажи сократились на 20,7%. Amrus Enterprises, специализирующаяся на производстве ртутных и цифровых градусников, лидирует по продажам в упаковках. Ключевыми моделями у этого производителя являются «Amrus термометр медицинский ртутный TVY‑120» и «Amrus термометр медицинский цифровой AMDT‑10».
Замыкает тройку лидеров Meridian Medical Products, предпочтение которой отдали 14,6% покупателей. Товарная линейка компании включает всего 3 полных торговых наименования: ртутные термометры с объемом упаковки «№ 1» и «№ 12» и безртутный термометр «№ 1». При этом производитель оказался первым по темпу прироста объема в рублях среди десятки лидеров, показав максимальный прирост реализации на 749,7% к первому полугодию 2020 года.
Семь компаний ТОП‑10 показали отрицательную динамику относительно первых 6 месяцев 2020 года. Максимальное снижение объема потребления принадлежит производителям Paul Hartmann (–63,7%) и B. Well Swiss (–49,7%).
В первую десятку вошло два отечественных производителя – «Импэкс-Мед» и «Термоприбор». У первой компании основную долю в портфеле занимают ртутные градусники, вторая выпускает только ртутьсодержащие приборы.