Уровень глюкозы обязательно надо контролировать. Даже если больной сахарным диабетом чувствует себя хорошо, это не означает, что у него все в порядке. Полагаться только на свои ощущения легкомысленно, так как организм приспосабливается к меняющимся условиям, ощущения меняются, а опасность остается. Соответствующий параметр сейчас можно измерять разными способами.
Богатый выбор
В последние годы среди средств самоконтроля уровня глюкозы лидерство прочно удерживают глюкометры – портативные измерители уровня глюкозы. Первый такой прибор появился в 1981 году. С тех пор они продолжают совершенствоваться.
В 1990-е годы был разработан новый принцип капиллярного забора крови, что позволило уменьшить объем капли крови, которая наносится на тест-полоску глюкометра. И в конце 1990-х годов применение глюкометров для самоконтроля получило повсеместное распространение, сообщает врач-эндокринолог, старший научный сотрудник отделения терапевтической эндокринологии, доцент кафедры эндокринологии ФУВ МОНИКИ имени М.Ф. Владимирского, кандидат медицинских наук Илья Барсуков.
В 2000-е годы уменьшились вес и размеры глюкометров, увеличился объем их памяти, сократилось время на проведение анализа крови, появились дополнительные опции.
В 2020-2025 годы у глюкометров появился большой объем памяти, они стали автоматически рассчитывать средние значения гликемии и указывать на тенденции в определенные временные промежутки, также глюкометры научились связываться с мобильными приложениями, чтобы передавать им свои данные. В 2023 году на рынке появились отечественные глюкометры, которые синхронизируются с мобильным приложением и автоматически передают результаты измерений в электронный дневник самоконтроля приложения. Этот дневник можно просмотреть даже удаленно. Кроме того, ведется учет активностей, то есть физической нагрузки, настраиваются уведомления о необходимости измерения и приема лекарств. Данные автоматически отправляются лечащему врачу. И доктор, и сам пациент могут сформировать и выгрузить отчет со статистикой измерений за определенный период.
Небольшие размеры современных глюкометров и минимальное время на определение уровня глюкозы позволяют проводить анализ и дома, и в офисе, и на прогулке, и в кафе.
При выборе глюкометра, говорит доктор Барсуков, необходимо учесть:
- удобство и комфорт пользования,
- точность измерения,
- простоту интерпретации показателей,
- независимость от внутренних и внешних факторов – то, что может исказить показания прибора,
- доступность расходных материалов.
Типы устройств должны учитывать специфические потребности, предпочтения и уровень навыков пациента. Если сахарный диабет контролируется другим человеком (родители, опекун и т.д.), необходимо учитывать его навыки и предпочтения.
При назначении прибора доктор должен убедиться, что пациенты или их родственники, опекуны могут лично или удаленно обучиться правильному использованию глюкометра и оценить результаты. Необходимо также принять во внимание способности использовать данные, включая загрузку, обмен результатами для мониторинга и коррекции терапии, настаивает Илья Барсуков.
Даже если больной сахарным диабетом чувствует себя хорошо, это не означает, что у него все в порядке. Полагаться только на свои ощущения легкомысленно, так как организм приспосабливается к меняющимся условиям, ощущения меняются, а опасность остается
День и ночь, без перерывов на обед
Современный метод диагностики, который позволяет получать информацию об уровне глюкозы в крови в режиме реального времени - непрерывный мониторинг уровня глюкозы. Для этого не нужен глюкометр, соответственно и кожу прокалывать не требуется.
Дело в том, что периодические измерения не всегда дают полное представление о колебаниях содержания глюкозы в крови в течение суток. Сахар может резко повыситься и ночью. Как это обнаружить? Выход – контролировать данный параметр непрерывно, днем и ночью. Это можно проделывать, например, каждые пять или десять минут.
Но есть небольшой нюанс – такие системы измеряют уровень глюкозы не в крови, а в подкожной жировой ткани. Поэтому следует учитывать, что значение уровня сахара в тканях может отставать от текущего его уровня на 10 минут. Особенно значительные отклонения могут наблюдаться после приема пищи или физической нагрузки.
Такая система состоит из трех компонентов: сенсора, передатчика и приемника. Сенсор крепится на животе или на верхней части руки. К нему присоединяется измерительная нить, которая вводится в подкожную жировую клетчатку. Менять сенсор надо каждые 6-14 дней. Делать это можно самостоятельно. данные по беспроводной связи передаются на приемник. Им может быть как компьютер, так и мобильное устройство.
Существуют также системы, в которых передатчик помещается под кожу. В таком случае срок его службы – до полугода. Но вводить такой прибор под кожу и заменять его могут только специально обученные специалисты.
При возникновении риска гипер- или гипогликемии приемное устройство начинает вибрировать или подает звуковой сигнал. Это помогает принять своевременные меры для ликвидации опасного состояния.
Пациент при этом обычный образ жизни: работает, отдыхает, принимает душ, гуляет, занимается спортом, ест и спит, замечает врач-эндокринолог, заведующая отделением эндокринологии ГКБ № 52 ДЗМ, профессор кафедры эндокринологии и диабетологии Российского университета медицины, доктор медицинских наук Татьяна Маркова.
Инсулиновые помпы
Инсулиновые помпы отвечают за подачу инсулина. Внутри системы находится картридж и цифровая система, которая по часам вводит необходимые дозы. Другими словами, это электронно-механическое устройство, которое непрерывно подает в подкожно-жировую клетчатку из специального резервуара инсулин и обеспечивает тем самым стабильный эффект. Но приборы очень громоздкие и потому заметные. И, скажем, молодая девушка, увы, уже не сможет надеть открытое платье.
Инсулиновая помпа может быть полезна, если пациент:
- измеряет уровень глюкозы больше 4 раз за день, учитывает при расчете дозы инсулина гликемический индекс продуктов, хорошо понимает, что за заболевание такое – сахарный диабет, но достичь целевого уровня глюкозы и гликированного гемоглобина у него не получается;
- испытывает частые легкие или тяжелые гипогликемии;
- испытывает необходимость в ранние утренние часы вводить дополнительную дозу инсулина короткого действия.
Помпа будет бесполезна, если пациент:
- нерегулярно контролирует уровень гликемии или не учитывает гликемический индекс продуктов;
- злоупотребляет алкоголем или наркотиками;
- плохо видит и не может распознавать надписи и кнопки на помпе;
- считает, что помпа избавит его от необходимости контролировать заболевание и решит все проблемы, с ним связанные.
Цифровые технологии
Мы живем в эру цифровых технологий. Применительно к сахарному диабету это выглядит следующим образом. Врачу уже не надо осматривать глазное дно пациента. Его сфотографирует специальный аппарат, он же передаст снимок на компьютер, который с помощью искусственного интеллекта обработает картинку и выдаст результат. Считается, что он будет точнее, чем вывод, сделанный врачом на основе «ручного» осмотра глазного дна. Робот видит больше и заглядывает глубже, рассказывает профессор Маркова.
Удел же цифровых технологий – подача инсулина и контроль уровня глюкозы в крови. Подачу инсулина обеспечивает умная шприц-ручка (пока что в России таких приборов нет). В нее внедряется картридж с инсулином, а шприц-ручка передает на мобильный телефон, сколько инсулина введено в течение дня, не забыл ли больной сделать инъекцию, напоминает, что пришло время завтракать или обедать, а значит, пора вводить инсулин.
Врач может посмотреть, какие дозы инсулина вводились за последние пару месяцев, когда делались инъекции, а главное – не перепутал ли чего пациент.
Существуют также системы «замкнутого контура». На животе и плече крепятся два небольших пластыря – пластырная помпа и система непрерывного мониторирования глюкозы. Она управляется специальным устройством, которое похоже на смартфон, но у него нет сотовой связи и приложений. Устройство считывает показания сенсора, учитывает их при расчетах алгоритма и регулирует подачу инсулина. Единственное неудобство – контроллер должен близко к другим элементам системы, иначе алгоритм не сработает.
Есть и дополнительные возможности:
- можно настроить целевой диапазон уровня глюкозы;
- можно установить режим отсутствия гипогликемии на непродолжительное время;
- можно анализировать данные и передавать их врачу;
- можно руководить системой с помощью смартфона.
Помпа, входящая в данную систему маленькая и практически не заметна на теле. Россия ждет эти технологии, сообщает Татьяна Маркова.
Что мешает?
Прежде всего и врач, и пациент должны уметь правильно считывать и интерпретировать данные. При этом доктор должен обязательно объяснить больному, зачем нужны все эти цифровые и прочие навороты. Иначе человек будет три недели ходить с непрерывным мониторингом глюкозы и за это время ни разу не посмотрит в телефон, возмущается доктор Маркова. Далеко не каждый врач сможет читать амбулаторный профиль глюкозы и корректировать терапию на основе полученных данных, и далеко не каждый пациент сможет показать этот параметр.
Сложность технологий и способность, а также желание пациентов их освоить – такие нюансы надо обязательно учитывать. Больных надо учить, как жить с умными гаджетами, рассказывать, чем один прибор отличается от другого, почему что-то не подходит.
Еще одно важное обстоятельство. Любой, даже самый умный прибор, может потерять связь со смартфоном, а пластырь может отклеиться. Потому даже если пациент пользуется самой современной системой контроля глюкозы и подачи инсулина, не менее 2 раз в день нужно проводить измерения с помощью глюкометра. Это позволит понять, насколько точен установленный прибор, подводит итог профессор Маркова.