Суббота, 27 апреля 2024
Поиск

Задать вопрос эксперту

Неверный ввод

0/5000

Напишите ваш вопрос
Введите цифры с картинки
Обновить Неверный ввод
   

Лететь нельзя отказаться

Как избавиться от аэрофобии?
freepik
Фото: freepik

Стоит произнести «самолет», «полет», как у многих из нас возникнут ассоциации с путешествиями в дальние края, комфортом и быстротой передвижения. Но у кого-то те же самые слова вызовут ощущение беспокойства и тревогу. Если вы не можете преодолеть страх перед полетом, отказываетесь из-за этого от своих планов, что снижает качество вашей жизни – пора обращаться за помощью к психологу.

Как свидетельствуют результаты опросов, перед полетом чувствуют некоторое беспокойство и испытывают дискомфорт 85% авиапассажиров. Каждый десятый из них при этом не может преодолеть свой страх и отказывается от путешествия. Как понять, что самостоятельно со страхом уже не справиться? Можно ли вообще решить подобную проблему?

Верный признак

Фобией называется иррациональный страх или устойчивое переживание, излишняя тревога, которые человек испытывает в определенных ситуациях, а также в присутствии или ожидании определенного объекта.
Аэрофоб в аэропорту или накануне полета может испытывать как вегетативные (телесные проявления), так и психогенные симптомы.
Среди вегетативных медицинский психолог психиатрической клинической больницы № 4 имени П.Б. Ганнушкина, кандидат психологических наук Ольга Савельева отмечает следующие:

  • тахикардия и боли в сердце, напоминающие стенокардию;
  • избыточная потливость рук, стоп, ладоней;
  • учащенное поверхностное дыхание или бронхоспазм (человек не может сделать вдох, чувствует удушье);
  • рефлекторное, то есть непроизвольное сокращение мышц (дергается глаз, повышенная потребность посещать туалет);
  • боли в животе и тошнота;
  • бледность кожных покровов;
  • головная боль.
    Психогенными, по словам Ольги Савельевой, являются:
  • обеспокоенность (человек буквально не находит себе места);
  • раздражительность;
  • снижение концентрации внимания (человек ищет то билет, то паспорт, то еще что-то очень нужное и никак не может найти);
  • бессонная ночь накануне перелета с элементами забытья, в котором возникают кошмары, тематически связанные с осложнением полета, из-за чего человек просыпается без сил.

Неотъемлемая эмоция

Все перечисленные признаки базируются на тревоге и возникают в ситуациях, имеющих отношение к полету и посещению аэропорта. Ничего страшного в тревоге как таковой нет, она есть у каждого человека, это неотъемлемая его эмоция.
«С эволюционной точки зрения мы все потомки тех людей, которым тревога спасала жизнь, - объясняет Ольга Савельева. – В те времена она выполняла сигнальную, поисковую и оценочную функции, то есть помогала сориентироваться в определенной ситуации, найти источник опасности и оценить степень угрозы. Человек выжил благодаря тому, что у него был низкий порог тревожности. С тех пор многое изменилось, но у кого-то этот порог так и остался низким, и ситуации, которые при здравом рассуждении не опасны, подобные люди подсознательно оценивают как тревожные». Именно у подобных людей и развиваются страхи, порой перерастающие в фобии.
Как и любой другой вид фобии, аэрофобия формируется в ситуации классического обусловливания, когда объединяются сразу два стимула – нейтральный и эмоционально заряженный. Если ребенку приходилось путешествовать с близким родственником, который боится полетов, он видел, как близкий ему человек волнуется в аэропорту, нервничает, пытается преодолеть свой страх, и понял, что путешествие самолетом может представлять для него опасность.
Взрослея, он видел в соцсетях и в СМИ сообщения об авиапроисшествиях с такими подробностями и красочными кадрами, что чувствовал себя участником события. Дальше все зависит от силы воображения. Если оно постоянно подсовывает негативные сценарии, в аэропорту или накануне вылета человека накроет паника.
«В такой ситуации лучше отказаться от полета, на фоне ярко выраженной тревоги не следует идти на посадку, - считает Ольга Савельева. – Слишком эмоциональная реакция одного пассажира может доставить дискомфорт другим и, что совсем нежелательно, послужить для них триггером, спусковым механизмом для неконтролируемых эмоций».

Выбираем стратегию поведения

Если человек уверен, что позже сможет совладать со своими страхами, полет можно отложить. Когда такой уверенности нет, рекомендуется выбрать другой вид транспорта. Все подобные стратегии поведения Ольга Савельева оценивает как неплохие. Психологов куда больше настораживают люди, которые из-за аэрофобии отказываются от путешествий в принципе. Такое поведение может сказываться на карьере, отношениях в семье (допустим, родственники живут очень далеко, и существует срочная необходимость с ними увидеться), то есть снижать качество жизни и мешать человеку полностью раскрывать свой потенциал. Когда происходит нечто подобное, не обойтись без помощи специалиста - когнитивно-поведенческого терапевта.

Когнитивно-поведенческая терапия

Данный вид терапии помогает человеку понять, что его негативные убеждения не соответствуют действительности и следует сформировать новый тип мышления и поведения, продолжает Ольга Савельева. Когнитивная часть – это информирование. Полезно приобретать новые знания в области аэродинамики, чтобы понять, благодаря чему самолет надежно держится в воздухе. Хорошо бы изучить статистику и убедиться, что авиакатастрофы и вообще летные происшествия случаются гораздо реже, чем автомобильные аварии. Такого рода сведения по самым разным вопросам, которые вселяют страх в аэрофоба, помогают снизить уровень тревожности.
Поведенческая часть помогает выработать шаблоны поведения, помогающие отвлечься, абстрагироваться и в конце концов справиться с тревогой. Чтобы вызвать у себя ощущение безопасности, Ольга Савельева рекомендует:

  • за несколько дней до полета высыпаться, правильно питаться, соблюдать режим сна и бодрствования;
  • заранее собрать вещи, уточнить правила перевозки багажа и ручной клади;
  • выехать в аэропорт с запасом времени, чтобы не нервничать в пробке или в очереди на паспортный контроль и регистрацию;
  • покупать билеты на места подальше от иллюминатора и поближе к запасному выходу;
  • во время полета не смотреть в иллюминатор, чтобы не видеть, на какой высоте летит самолет;
  • чтобы не было излишних мышечных зажимов, принять в кресле удобную позу, расслабить мышцы головы и шеи, дышать медленно и глубоко. Это поможет синхронизировать работу симпатической и парасимпатической нервной системы;
  • заранее предусмотреть, чем заняться во время полета. Можно читать, разгадывать кроссворд, смотреть фильм. Можно поговорить с соседом на нейтральные темы и даже поведать ему о своих страхах. Высока вероятность, что вас поддержат, успокоят, отвлекут и развлекут.

Фармакотерапия

Есть люди, в качестве успокоительного употребляющие алкоголь. Хотя психологи не рекомендуют прибегать к таким средствам, Ольга Савельева допускает, что для кого-то это будет выходом из ситуации. Главное - сохранять контроль и не увлекаться. Но для усиления психотерапевтического воздействия все-таки лучше использовать лекарственные средства. И в этом вопросе, конечно, консультация врача не окажется лишней.
Что он может предложить? Натуральные успокоительные средства – хорошо знакомые всем экстракты валерианы, пиона, ландыша, мелиссы, мяты, пассифлоры и пустырника. Растительные успокоительные препараты могут входить в состав комбинированных сборов или быть однокомпонентными. Из успокоительных препаратов растительного происхождения можно упомянуть персен, ново-пассит, капли гербион.
Если есть проблемы с вестибулярным аппаратом, перед полетом следует принять таблетки, блокирующие укачивание. Возможны и анксиолитики – препараты, ослабляющие страх (например, афабазол).
Но следует помнить, что таблетки не решат проблему, они помогут лишь стабилизировать состояние, на время заглушив реакции организма. Борьба с настоящими причинами страха требует комплексного подхода.
Таблетки не решат проблему, они помогут лишь стабилизировать состояние, на время заглушив реакции организма. Борьба с настоящими причинами страха требует комплексного подхода

Виртуальная реальность

Нельзя не упомянуть и о технологиях виртуальной реальности. Благодаря шлему виртуальной реальности можно создать тревожную обстановку, совершенно безопасную для человека. Будущий пассажир, оказавшись в виртуальном аэропорту или салоне самолета, ощутит весь комплекс телесных и психогенных симптомов. Особенно ярко выраженной будет первая реакция.
Исследования показывают: люди доверяют тому, что демонстрируют им в виртуальной реальности. Но, пребывая в тревожной для себя ситуации, человек получает безопасный опыт и видит, что и с ним ничего не случилось, и с другими людьми, которые якобы находятся вместе с ним, тоже все в порядке. Постепенно связанный с тревогой условный рефлекс угасает и возникает привыкание к пребыванию в определенном пространстве и участию в определенных процедурах. После такой терапии уровень тревожности снижается примерно у 70% аэрофобов.

 
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Log in or Sign up