В состоянии постменопаузы женщина проводит примерно треть своей жизни. Этот период совпадает с процессами старения, то есть с угасанием определенных физиологических функций организма. Данные явления могут быть как физиологическими, так и преждевременными. Во втором случае стоит задуматься и обратиться за медицинской помощью. Ведь чем дольше женщины испытывает на себе действие своих собственных эстрогенов, тем выше качество и продолжительность ее жизни.
У большинства здоровых женщин менопауза наступает в возрасте 49-52 лет. В указанном периоде снижается продукция эстрогенов, начинают стареть яичники. В них истощается фолликулярный запас, и гипофиз увеличивает концентрацию гонадотропинов – гормонов, вызывающих овуляцию и стимулирующих синтез эстрогенов и прогестерона. Но даже очень высокие концентрации указанных биологически активных веществ не могут заставить яичники работать. Поэтому менструации прекращаются, темпы появления признаков старения ускоряются в несколько раз, объясняет руководитель отделения нейроэндокринных заболеваний отдела общей эндокринологии, профессор курса частной эндокринологии при кафедре эндокринологии ФУВ МОНИКИ имени М.Ф.
Владимирского, доктор медицинских наук Ирэна Иловайская.
Если переход к менопаузе начинается раньше 45 лет, биологический возраст женщины опережает паспортный. Длительность репродуктивного периода является косвенным показателем общей продолжительности жизни. В любом случае, если представительницы прекрасного пола хотят отсрочить старость, следует обратиться за консультацией к гинекологу и эндокринологу.
Первые симптомы
Все начинается с вазомоторных симптомов – приливов, отливов, колебаний артериального давления и пульса, расстройств дыхания, повышенной потливости, ознобов. Указанные признаки не только снижают качество жизни, но и являются предшественниками дальнейших неприятностей. Чем больше подобных симптомов, тем выше в будущем риск кардиоваскулярных событий, которые по причинам смерти людей старше 60 лет стоят на первом месте.
Чуть позже развиваются метаболические изменения. И это усиливает риск сердечно-сосудистых заболеваний. Площадь висцерального и абдоминального жира увеличивается, а затраты калорий снижаются. Активность обмена веществ уменьшается примерно вдвое. Энергии поступает столько же, сколько и до менопаузы, но так как репродуктивная система больше ее не потребляет, энергия начинает трансформироваться в запасы жира. Это чревато негативными последствиями, продолжает Ирэна Иловайская. Состав тела драматически меняется. Жировой ткани становится больше, доля мышечной ткани остается прежней или снижается. Так развивается метаболический синдром и увеличивается риск сахарного диабета второго типа. Потому женщинам, вступившим в период менопаузы, показаны физическая активность и умеренность в еде.
Наступление менопаузы часто совпадает с развитием неалкогольной жировой болезни печени. Оба эти явления влияют друг на друга, еще больше увеличивая риск сердечно-сосудистых заболеваний.
Женщина должна также сохранить когнитивные функции. Если менопауза наступает до 45 лет, риск развития деменции в возрасте до 65 лет резко повышается. Один из факторов риска преждевременной менопаузы – курение. Важно предупреждать об этом пациенток, как и о том, что при менопаузе уменьшается минеральная плотность костной ткани. Иными, словами увеличивается вероятность остеопороза и переломов.
Таким образом, менопауза может значимо повлиять на психологическое благополучие и качество жизни, делает вывод профессор Иловайская.
Зачем нужна гормонотерапия
Назначение менопаузальной гормонотерапии (МГТ) приводит к снижению рисков. Если в первые 8-10 лет менопаузы пациенткам назначали эстрогены, риск деменции снижался. Когда гормональное лечение начиналось позже, оно уже не было эффективным. Значит, важно максимально сокращать промежуток от прекращения секреции собственных эстрогенов до назначения МГТ, уверена Ирэна Иловайская.
Женщинам следует объяснить, что назначение МГТ вовсе не означает восстановления уровня эстрогенов до репродуктивного. Данный параметр должен соответствовать фазе жизни пациентки. Нужен уровень, который даст возможность мягко приспособиться к низкому содержанию эстрогенов. Соответственно смягчится и переход к менопаузе.
МГТ нужна не только для избавления от вазомоторных симптомов, но и для предотвращения неблагоприятных сердечно-сосудистых событий, костных и нейрокогнитивных эффектов.
Менопаузальная гормонотерапия нужна не только для избавления от вазомоторных симптомов, но и для предотвращения неблагоприятных сердечно-сосудистых событий, костных и нейрокогнитивных эффектов
Выбираем препараты
Собственно, вариантов гормонотерапии всего два:
- МГТ,
- пероральная комбинированная контрацепция.
Оба варианта включают прием эстрогенов и гестагенов. При комбинированной пероральной контрацепции основным игроком становятся гестагены. Эстрогены имеют вспомогательное значение. Они предотвращают межменструальное кровомазание, удерживают и нормализуют менструальный цикл. При МГТ важнее эстрогены. Гестагены добавляют, чтобы предотвратить повышение пролиферативной активности эндометрия – фактора риска развития рака тела матки. Но, с другой стороны, гестаген может как повысить положительный эффект эстрогенного компонента, так и нивелировать его. То же самое касается воздействия гестагена на побочные эффекты эстрогенов.
Так какую же комбинацию лучше выбрать? При ответе на этот вопрос следует учесть дополнительные эффекты гестагенов. В зависимости от них все гестагены, включенные в препараты МГТ, подразделяются на несколько групп, замечает фармаколог, профессор кафедры молекулярной фармакологии и радиобиологии имени академика П.В. Сергеева РНИМУ имени Н.И. Пирогова, профессор кафедры фармакологии лечебного факультета ПМГМУ имени И.М. Сеченова, доктор медицинских наук Елена Карева:
- нейтральные – не имеют значимых дополнительных гормональных эффектов (прогестерон, дидрогестерон);
- антиандрогенные – ципротерон, диеногест, дроспиренон, номегестрел;
- андрогенные – левоноргестрел, медроксипрогестерон (МПА);
- антиминералкортикоидные – дроспиренон.
Соответственно комбинации эстрогенов и гестагенов тоже могут быть метаболически нейтральными, антиандрогенными и андрогенными. Самым предпочтительным является сочетание эстрадиола с дидрогестероном, считает Ирэна Иловайская. Последнее вещество очень любят гинекологи и эндокринологи, так как оно не влияет на углеводный обмен и обмен андрогенов. Это очень физиологичная и удобная с точки зрения перорального приема комбинация, соглашается профессор Карева.
Эстрадиол контролирует так называемую нейропластичность – формирование новых синапсов, то есть всех вариантов памяти, в том числе долгосрочной. Иначе говоря, эстрадиол позволяет отодвинуть развитие нейродегенеративных заболеваний. Кроме того, как только женщина вступает в постменопаузу, у нее развивается системное воспаление, сравнимое с обострением ревматоидного артрита, и эстрадиол оказывает противовоспалительное действие, защищает сосуды. Благодаря эстрадиолу также повышается чувствительность к инсулину и лептину, он защищает от избыточных концентраций активных форм кислорода. Но, предупреждает Елена Карева, чтобы почувствовать благотворное влияние на сердечно-сосудистую систему, препарат надо принимать минимум полгода-год.
Однако прием эстрадиола увеличивает риск тромбофилии, которая может проявиться уже через 3-6 месяцев МГТ. Гестаген как раз и должен убрать данный побочный эффект. При этом надо быть уверенным, что нужное количество молекул действующего вещества достигло мишени в необходимой концентрации и определенное время они будут действовать на мишень. Такую уверенность дает только дидрогестерон, который при поступлении внутрь не подвергается никаким метаболическим изменениям. Его устойчивость позволяет получать нужные результаты.