Снижение слуха и глухота касаются не только стариков. 44 млн. детей в мире не могут полноценно расслышать всех звуков окружающего мира. И число ребятишек с такими нарушениями растет. Но 60% случаев потери слуха у детей можно предотвратить.
Наши эксперты:
Директор Российского научно-клинического центра аудиологии и слухопротезирования Георгий Таварткиладзе
Действительный член (академик) РАО, директор ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» Николай Малофеев.
Каждый двадцатый человек на земле (более 460 млн. человек) либо совсем ничего не слышит, либо слышит, но только частично. На решение этой проблемы уже сегодня тратится 750 млрд. долларов ежегодно. По оценкам ВОЗ, через 10 лет число глухих людей на планете может увеличиться в полтора раза. К 2050 году их будет около 900 миллионов.
Обратите внимание
Проблемы со слухом не только ограничивают ребенка в общении. Они ухудшают любые его возможности. Глухие дети не могут самостоятельно развить разговорную речь, а слабослышащие – существенно отстают в речевом, а значит, и психическом развитии, что снижает их способность к обучению. Конечно, своевременная реабилитация (в частности, обучение языку жестов) помогают снизить урон, но часто такая помощь запаздывает. Ведь для того, чтобы начать проводить реабилитацию, надо сначала выявить саму проблему.
Сегодня из каждой тысячи рожденных детей 2-3 малыша появляются на свет глухими. Еще 2-3 глохнут в течение первых двух лет жизни
Слух может начать ухудшаться в любом возрасте. Ведь к этому приводят множество самых разных факторов. Заподозрить, что ребенок недостаточно хорошо слышит, можно, если малыш:
- в раннем возрасте не реагирует на звуки. Плохо, если его не пугают громкие звуки (например, хлопок) или он не реагирует на голос матери;
- отстает в развитии речи. То есть его речь не соответствует возрастным нормам. К году ребенок должен произносить первые слова, к 2-м годам должна появиться фразовая речь;
- плохо понимает речь взрослых. Например, его просят принести паровоз, а он несет мишку;
- часто переспрашивает (особенно, когда разговаривает по телефону),
- прибавляет громкость при просмотре телевизора;
часто жалуется на боль или заложенность в ухе;
- стал плохо успевать в школе, начались проблемы с поведением.
Во всех этих случаях надо показать ребенка ЛОР-врачу или аудиологу в ближайшем медицинском центре.
Слух у детей до 5 лет проверяют с помощью:
- отоакустической эмиссии (ОАЭ-тест);
- проверки стволомозговых слуховых вызванных потенциалов (КСВП);
- поведенческой аудиометрии (ВОА).
У детей старше 5 лет слух можно проверить с помощью тональной аудиометрии.
Все эти методы безопасны, просты и безболезненны.
В чем причина?
Обнаружив ухудшение или потерю слуха, важно выяснить причину произошедшего. Это может быть из-за банальных серных пробок в ушах. Врач-ЛОР избавит от такой тугоухости за одно посещение, просто промыв уши под напором воды. К сожалению, другие причины устранить не так легко, но возможно.
Самыми частыми причинами потери слуха и развития глухоты и тугоухости являются:
- генетические нарушения или проблемы, возникшие во время беременности. В 17% нарушения слуха у детей возникают в результате осложнений при беременности и родах;
- хронические инфекции уха (отит среднего уха). Они составляют 31% случаев причин ухудшения слуха. Поэтому так важно лечить их своевременно и правильно;
- осложнения после ряда инфекций, таких, как корь, краснуха, свинка, менингит;
- воздействие некоторых лекарств (некоторые из них, например, производные хины, диуретики, а также антибиотики, особенно аминогликозиды – ототоксичные, поэтому их надо назначать под прикрытием других препаратов);
- контакт с тяжелыми металлами (в частности, свинцом). В США давным-давно была история, когда оглохли дети из детского сада. В их группе кроватки были сделаны из свинца;
- повышенный уровень шума. Безопасный уровень шума - 80 децибел. Все, что выше, опасно. По данным ВОЗ 1,1 млрд. молодых людей подвержены риску потери слуха из-за небезопасных методов прослушивания (превышения уровня громкости или длительности прослушивания). Особенно вредно, когда к высокому уровню громкости добавляется вибрация. Именно поэтому прослушивание громкой музыки в метро или любом другом транспорте крайне нежелательно.
Могут и слышать, и говорить
Если проблема развилась из-за любви чада к громкой музыке, надо убедить его понизить громкость и заменить наушники-затычки на более безопасные. Если нарушение слуха произошло из-зав перенесенной ушной инфекции, помогут лекарства или операция. Если же дело в генетике или других серьезных причинах, то делу могут помочь кохлеарная имплантация и слуховые аппараты, а также проведение специальных реабилитационных и лечебных процедур (в том числе обучение ребенка жестовому языку).
Еще несколько лет назад такая реабилитация была недостаточно эффективна. Будучи связана с колоссальным трудом как педагога-сурдолога, так и самого глухого ребенка, она не всегда приносила ощутимые плоды. Даже в результате долгих и упорных тренировок перед зеркалом далеко не всякий ребенок овладевал устной речью – говорить начинали лишь 20-25% глухих детей. Сейчас благодаря применению различных технологий говорить могут уже 80% прооперированных пациентов. После кохлеарной имплантации речь восстанавливается за год. Но, конечно, многое зависит от родителей.
Чем раньше, тем лучше
Сегодня во всех российских роддомах новорожденным делают аудиальный скрининг. В 2018 году его прошли 97,3% детей. Но если у родителей возникают сомнения, слух ребенка можно проверить и позднее. Инновации позволяют это сделать в любом месте (благодаря специальным бесплатным приложениям, одно из которых разработала ВОЗ, автоматизированным способам тестирования слуха, телемедицине).
И тут лучше проявить бдительность, ведь упущенное время не вернуть. Если же обнаружить проблему достаточно рано и диагностировать потерю слуха не позднее, чем через 3 месяца после рождения и начать реабилитацию, когда малышу исполнится полгода, развитие такого ребенка не будет ничем отличаться от развития его сверстников с нормальным слухом.
В результате аудиального скрининга новорожденных средний возраст малышей, которым была сделана кохлеарная имплантация, снизился с 3,4 лет до 1,3 года. А это очень важно, потому что результаты такой операции тем выше, чем раньше она была сделана. В идеале такую имплантацию нужно делать в течение первого полугода жизни. Так, по статистике среди прооперированных в возрасте 1 года детей в общеобразовательную школу смогли пойти 60%, а среди тех, кому кохлеарную имплантацию успели сделать в 6 месяцев, в обычную школу пошли 80%.
Правила общения
Если ребенок плохо слышит, родителям нужно не скрывать эти проблемы от сверстников и учителей и научить ребенка не стесняться этой особенности.
Общаясь с плохо слышащим, важно выполнять определенные правила:
- ни в коем случае не кричать, а говорить четко и медленно,
- при беседе смотреть в лицо и разговаривать в хорошо освещенном месте, чтобы были видны губы и выражение лица говорящего,
- снизить уровень окружающего фонового шума (перейти в более тихое место),
- изучить язык жестов, если это необходимо.
Директор Российского научно-клинического центра аудиологии и слухопротезированияГеоргий Таварткиладзе
Директор ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», действительный член (академик) РАОНиколай Малофеев