ВОЗ объявила о завершении пандемии COIVID-19, но расслабляться рано. Последствия мы будем расхлебывать долго. SARS-CoV-2 еще напоминает о себе в виде постковидных тревожных расстройств не только у взрослых, но и у детей. Это становится поводом для обращения родителей к педиатру или неврологу.
Человеку свойственно умение приспосабливаться к окружающей среде. Тревога, благодаря которой мобилизуются защитные силы организма, является начальной стадией адаптации. Затем она переходит в стадию сопротивляемости, или повышения устойчивости к раздражающему фактору (стрессу). Если воздействие продолжается, развивается стадия истощения, или дезадаптации, когда защитные реакции организма ослабевают, объясняет врач-педиатр, заведующая кафедрой госпитальной педиатрии с курсом последипломного образования Астраханского ГМУ, доктор медицинских наук, профессор Гульнара Сагитова.
В зависимости от возраста дезадаптация проявляется по-разному и зависит от характера ребенка, его окружения. Симптоматика нарастает постепенно. Чем ребенок старше, тем ярче она проявляется и тем чаще врачи говорят о тревожном расстройстве. Данная патология встречается у 9-32% детей и подростков. Специалисты говорят, что до трети тревожных расстройств у взрослых родом из детства.
Что это за зверь?
Под тревожными расстройствами подразумевают группу синдромов эмоциональных нарушений. Они характеризуются интенсивной и длительной тревогой, субъективными ощущениями беспокойства, напряжения, мрачными предчувствиями, переживанием ущерба, появлением необычно сильного страха – иррационального, не соответствующего вызывающей его ситуации и не соизмеримого с силой действия раздражающего фактора, продолжает профессор Сагитова.
Тревожные расстройства могут быть как самостоятельным состоянием, так и сопутствовать каким-либо заболеваниям. Например, сопровождать такие патологии, как:
- заболевания нервной системы,
- нарушения речи,
- синдром дефицита внимания и гиперактивности,
- головные боли,
- эпилепсия.
Норма и патология
В норме, как только раздражающий фактор уходит, организм возвращается в обычное состояние. При тревожных расстройствах этого не происходит. Родителям следует отличать норму от патологии и понимать, что каждому возрасту ребенка соответствуют нормальные возрастные страхи:
- 0-6 месяцев – страх громких звуков, быстрого изменения положения тела, неизвестных людей и объектов, их быстрого приближения;
- 7-12 месяцев – страх незнакомых людей, неожиданного их приближения;
- 1 год-5лет – страх незнакомых людей, разлуки с родителями, природных явлений (бури, грозы), темноты, животных, насекомых, громких звуков, чудовищ, привидений, некоторых технических устройств, телесных травм;
- 6-12 лет – страх сверхъестественных существ, телесных травм, тяжелых болезней, смерти, одиночества, неудач, наказаний, грабителей, пожара;
- 12-18 лет – страх тестов, экзаменов, плохих оценок, телесных травм, недостатков внешности, боязнь недостатка внимания со стороны сверстников, проблем в личных отношениях, животных, кладбищ, природных явлений.
При тревожных расстройствах страхи отличаются устойчивым неадаптивным характером. При воздействии травмирующего фактора страх накапливается постепенно, в какой-то момент ребенок уже неадекватно реагирует даже на небольшой раздражитель и не может самостоятельно справиться с ситуацией. Интенсивность страха не соответствует ситуации. Необычны объекты, его вызывающие. Уменьшить или преодолеть данную эмоцию уже невозможно, что накладывает ограничения на повседневную жизнь.
Ребенок стремится уклониться от специфических ситуаций и мест. Он испытывает неуверенность, нерешительность, боязнь, пытается спрятаться за взрослых, постоянно обращается к ним за утешением и поддержкой. При этом ребенок может испытывать также смущение, чувство беспомощности, вины, печаль гнев. Он переживает, все время думает об этой ситуации и вероятных вреде, опасности, ущербе.
Энергетический дефицит
Страх, тревога обычно сопровождаются нарушениями ритма сердца, изменениями кровяного давления, мышечной слабостью и астенией, депрессией, выпадением волос, запорами, которые могут сменяться диареей. Данные симптомы обусловлены нарушением работы нейронов, системы мозгового кровообращения и работы гематоэнцефалического барьера. Прогрессирующая недостаточность кровоснабжения головного мозга может привести к структурным церебральным изменениям и развитию очаговых неврологических расстройств. Нервные клетки при этом испытывают энергетический дефицит.
Состояние нервной системы зависит также от работы системы торможения-возбуждения. Чтобы она была сбалансированной, нужно достаточное количество витаминов группы В, глицина, цинка, магния, холина, лизина.
Чем поможет врач?
Основное обследование в зависимости от выраженности тревожного расстройства могут проводить как психолог, так и психотерапевт или психиатр. Беседуя с родителями и ребенком, специалист собирает анамнез, выясняет, когда и чем ребенок болел, нет ли у него врожденных патологий центральной нервной системы, есть ли трудности в общении со сверстниками в школе или детском саду. Специальные методы исследования:
- Беседа – непринужденно общаясь с ребенком, специалисту часто удается выяснить причину тревоги.
- Одновременно врач оценивает эмоции и поведение ребенка. Для тревожного расстройства характерны эмоциональная и двигательная скованность, преувеличенная реакция на неожиданные раздражители – шум за дверью, вход без предупреждения посторонних людей. Маленькие дети часто не отходят от мамы, боятся посмотреть в глаза.
- Подросткам предлагается ответить на вопросы стандартизированных опросников. Используются шкала Спилбергера-Ханина, тест школьной тревожности Филлипса и тест на определение уровня тревожности Бека.
- Ребенку могут предложить нарисовать несуществующее животное¸ человека, членов семьи или выбрать из ряда лиц одно самое примечательное. Таким образом выявляют доминирующие эмоции и проблемы в отношениях с другими людьми.
В качестве лечебных методик применяются:
- Психотерапия. При легких расстройствах бывает достаточно одного курса психотерапии. На сеансах когнитивно-поведенческой терапии психотерапевт корректирует установки, заменяет негативные суждения позитивными, учит справляться с эмоциями. В результате ребенок начинает самостоятельно справляться со сложными ситуациями.
- Семейная психотерапия. Специалист корректирует повышенную тревожность родителей, помогает наладить нормальное общение между членами семьи, обучает родителей лучше понимать ребенка, контролировать свои эмоции, избегать ситуаций, провоцирующих тревогу.
- Лекарственная терапия. При умеренных и тяжелых тревожных расстройствах прибегают к помощи лекарственных препаратов. Обычно используются антидепрессанты – селективные ингибиторы обратного захвата серотонина.
Кроме того, обязательно проводится коррекция образа жизни, режима дня, питания. Специалист может порекомендовать также лечебную физкультуру.