Четверг, 05 декабря 2024
Поиск

Задать вопрос эксперту

Неверный ввод

0/5000

Напишите ваш вопрос
Введите цифры с картинки
Обновить Неверный ввод
   

Врач и пациент - строим отношения

Legion-Media
Фото: Legion-Media

Влияют ли отношения врача и пациента на эффективность лечения? Какой модели поведения должен придерживаться врач, общаясь с больным?

 

Четыре модели по Витчу

Американский специалист по биоэтике Роберт Витч выделяет четыре модели взаимоотношения врача и пациента: инженерную, патерналистскую, коллегиальную и контрактную.

Инженерная модель – это когда врач воспринимает пациента, как безличный сломавшийся механизм, который надо исправить. Такие отношения складывались у пациентов и врачей глазной клиники Святослава Федорова на хирургическом конвейере.

Недостатки: Пациент при такой модели взаимоотношений полностью бесправен, его мнение не учитывается, он не несет отвественности за свое здоровье.

Когда уместна: В тех случаях, когда пациент находится без сознания, когда ему в жизнеугрожающей ситуации нужно экстренно оказать медицинскую помощь


Патерналистскую модель еще иногда называют пасторской. Врач тут играет роль отца, наставника, а пациент – ребенка, подопечного. Врач заботится о пациенте, а больной ему слепо доверяет.

Недостатки: Со временем связь врача и пациента может превратиться в отношения «начальник – подчиненный». Больной не несет ответственности за свое здоровье.

Когда уместна: Эта модель приемлема в педиатрии, психиатрии, гериатрии.

При коллегиальной модели врач и пациент выступают в роли коллег. Врач сообщает правдивую информацию о диагнозе пациента, о методах лечения, о возможных осложнениях и последствиях заболевания, а пациент участвует в обсуждении этой информации. Также пациенту предоставлено право выбора.

Недостатки: Если пациент недостаточно компетентен, его право выбора может негативно сказаться на эффективности лечения.

Когда уместна: Модель хорошо себя зарекомендовала при лечении хронических заболеваний.

И четвертая модель – контрактная. Считается самой передовой. Взаимодействие врача и пациента строится на принципах общественного договора. Пациент заключает договор на медицинское обслуживание с лечебным учреждением. По условиям контракта врач обязан предоставить пациенту максимальный объем информации о его заболевании, о возможных вариантах лечения, о прогнозе… А пациент решает, принимает он данную концепцию лечения или нет. Он вправе сменить врача.

Недостатки: Ответственность за выбор ложится на плечи больного.

Когда уместна: С 2011 года у нас в стране действует закон №323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». В соответствии с этим законом врач должен подробно рассказать пациенту о проблемах его здоровья, согласовать с ним лечение, поставить в известность о возможных побочных эффектах терапии. Это и есть контрактный тип взаимоотношений. Именно он узаконен сейчас в нашей стране.

 

Проблема больного

Взаимоотношения врача и пациента во многом зависят от того, как пациент воспринимает свое заболевание.

Выделяют несколько стадий отношения пациента к заболеванию. Как врачу общаться с больным на каждой такой стадии?

Индифферентность, когда человек не интересуется своим заболеванием. На этой стадии врачу сложно объяснить больному преимущества того или иного варианта лечения, сложно перевести его на новый уровень терапии.

Осознание. На этой стадии больной воспринимает свое заболевание, готов взаимодействовать с врачом. В это время врач должен снабдить пациента необходимой информацией. Убеждать и подбадривать больного.

Попытки действия. Пациент уже готов действовать, менять свое поведение. Это время согласований действий.

Регулярность действия. У врача и пациента складываются коллегиальный или контрактный типы взаимодействия. Пациент ответственно подходит к лечению на основе тех знаний, которые дал ему врач. Пациент полностью меняет свой образ жизни с учетом требований заболевания.

 

Специальные приемы

Выстроить отношения с пациентом врачу помогают специальные приемы.

  1. Проявление эмпатии. Врач распознает эмоции пациента и сопереживает ему.
  2. Включение активного слушания. Врач задает пациенту вопросы; повторяет, перефразируя, его ответы; копируют его жесты и позу. Так он дает сигнал, что понимает пациента.
  3. Спокойное восприятие неопределенной позиции пациента.
  4. Внимание на противоречия во взглядах больного.
  5. Избегание споров и конфронтации. Споры не продуктивны и чаще всего заканчиваются еще большим сопротивлением пациента. При возникновении спора врач меняет тему разговора и возвращается к спорному вопросу через какой-то период времени.
  6. Расставление акцентов – врач напоминает пациенту, что за результат лечения ответственность несет больной.

Среди московских пациентов с сахарным диабетом был проведен опрос, насколько они удовлетворены лечением. Оказалось, что большинству для успешного лечения важна эмоциональная сторона общения с врачом, это отмечали 97% пациентов. 91% больных считает, что важна также информация об этапах лечения. На третье место по важности пациенты поставили доверительное отношение с врачом: 85% полагают, что это залог успешного лечения.

У врача и пациента должны сложиться доверительные, дружеские отношения, но происходит это, обычно, не сразу. Без таких отношений врачу трудно решить его основную задачу: научить пациента управлять своим заболеванием.

 
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Log in or Sign up