Гепатит D (Дельта) открыл в 1977 году итальянский исследователь Марио Риццетто с коллегами, которые изучали группу пациентов, инфицированных вирусом гепатита B и страдавших от особо острой формы гепатита. Марио Риццетто обнаружил новый антиген и предположил, что это, возможно, новый вирус. Что затем и подтвердилось. За 45 лет актуальность проблемы лечения указанного заболевания только возросла, так как это одна из самых тяжелых форм хронического гепатита. Она значительно быстрее приводит к развитию неблагоприятных исходов. Но уже наметились сдвиги, и специалисты все увереннее говорят о том, что и гепатит Дельта становится управляемым.
Уникальный вирус
Вирус гепатита Дельта – самый маленький из известных нам вирусов, посвящает в детали профессор кафедры инфекционных болезней Первого МГМУ имени И.М. Сеченова, главный внештатный специалист по инфекционным болезням Минздрава России, заместитель директора по науке и инновационному развитию НМИЦ фтизиопульмонологии и инфекционных заболеваний, доктор медицинских наук Владимир Чуланов. У патогена всего 1702 нуклеотида и нет собственных ферментных систем. У вируса гепатита В они имеются, на них можно воздействовать и таким образом лечить заболевание. Вирус же гепатита D использует клеточные механизмы. Потому разработать препарат прямого противовирусного действия, который подавлял бы именно данный патоген, невозможно. До недавнего времени это было неразрешимой проблемой, над решением которой бились светила медицины и фармакологии.
Что мы имели как результат? Низкую эффективность аналогов нуклеозидов/нуклеотидов и интерферонов. Цирроз печени за 5-10 лет развивался почти у 70% пациентов, и ничего с этим поделать было нельзя. А как мы знаем, на фоне цирроза резко возрастает риск развития гепатоцеллюлярной карциномы – рака печени.
Еще одна уникальная черта Дельты – его полная несамостоятельность. Он развивается не обособленно, а только в паре с гепатитом В. 10-15% заболевших гепатитом В инфицированы еще и гепатитом D. В эндемичных регионах, коими являются Тыва, Якутия и Дагестан, таких пациентов до 40%.
С чего же все начинается?
Правильный ответ – с гепатита В или сразу с инфицирования обоими вирусами. При одновременном инфицировании вирусами гепатитов В и D говорят о коинфекции. У 95% больных заболевание имеет циклический характер и может закончиться спонтанным выздоровлением. Но при этом высока вероятность злокачественных образований печени и смертельных исходов.
Если же вирусом гепатита Дельта заражается человек, у которого уже диагностирован хронический гепатит В, говорят о суперинфекции. У таких пациентов состояние внезапно ухудшается, в 90% случаях развивается хронический гепатит D, цирроз печени и терминальная стадия заболевания. Все это делает суперинфекцию очень опасной.
Признаки и симптомы данного гепатита неотличимы от других типов острых вирусных гепатитов. Обычно первые сигналы появляются через 3-7 недель после первичной инфекции: повышаются температура и утомляемость, человек теряет аппетит, у него развиваются тошнота и рвота, темнеет моча, осветляется кал, желтеют белки глаз.
Подозрения подтвердит, конечно, анализ крови на антитела к вирусам гепатитов В и D (IgG и IgM). Для подтверждения диагноза сыворотку крови исследуют на наличие в ней РНК вируса гепатита Дельта методом ПЦР.
Преодоление трудностей лечения
До недавнего времени шансы вылечиться у пациентов, инфицированных вирусом гепатита Дельта, были фактически близки к нулю. Но около 10 лет назад был открыт рецептор, который отвечает за прикрепление вируса гепатита D и проникновение его в клетку. Возникла идея использовать данный механизм, чтобы заблокировать проникновение патогена в клетку. Дело сдвинулось с мертвой точки, и сейчас существуют следующие инновационные стратегии лечения:
- воздействие на мишени – структуры клетки, участвующие в жизненном цикле вируса гепатита D;
- блокирование входа вируса в клетку (блокада NTCP-рецепторов) – уже одобренная стратегия лечения. Благодаря этому стало возможным затормозить распространение вируса на неинфицированные клетки.
Ингибитор рецепторов – это по сути фрагмент, содержащий остатки миристиновой кислоты. Кислота прикрепляется к рецептору и, имитируя HBS-антиген, блокирует данный рецептор. Таким образом подавляются сразу два вируса – гепатита В и D. Это единственный подход, который реализовался в клинической практике, и сегодня, как информирует профессор Чуланов, уже есть готовый препарат булевиртид. Он зарегистрирован в РФ и Европейском Союзе и в данный момент проходит регистрацию в США.
Другие препараты пока находятся на ранних стадиях клинических испытаний. Это лорафарниб – ингибитор процесса присоединения гидрофобных молекул к белку или другому химическому веществу, а также полимеры нуклеиновых кислот. Но они пока не одобрены для применения в клинической практике.
Булевиртид, говорит Владимир Чуланов, широко используется во Франции. В комбинации с пегилированным интерфероном, по данным исследований, у 100% пациентов отмечен вирусологический ответ. Через 24 недели после завершения терапии он сохранился у 73% пациентов. Анализы подтвердили прерывание этапов жизненного цикла вируса. Пул инфицированных клеток был замещен здоровыми клетками, вирус гепатита D был элиминирован из печени. Плотность печени и уровень АЛТ уменьшились.
Алгоритм лечения
Россия стала первой в мире страной, которая разработала четкие подходы к лечению гепатита Дельта. В зависимости от отсутствия или наличия противопоказаний к использованию пегилированного интерферона используется моно- или комбинированная терапия булевиртидом с пегилированным интерфероном.
Результаты лечения оценивают через 48 недель. Если РНК вируса гепатита D не определяется – говорят о полном вирусологическом ответе и прекращают лечение. Если количество вирусной РНК снижается на два логарифма – речь идет о частичном ответе. В таком случае лечение уже только булевиртидом продлевается еще на год. В зависимости от уровня вирусной РНК возможна и отмена терапии.