Пятница, 26 апреля 2024
Поиск

Задать вопрос эксперту

Неверный ввод

0/5000

Напишите ваш вопрос
Введите цифры с картинки
Обновить Неверный ввод
   

Удалить и сохранить

Современная хирургия поджелудочной железы
freepik
Фото: freepik

Почему-то считается, что с раком поджелудочной железы не живут. Это действительно серьезный диагноз, но за последние 10 лет многое изменилось. Сейчас хирурги стараются максимально сохранить работоспособность пораженного опухолью органа даже на стадии метастазов.

В подавляющем большинстве случаев опухолей поджелудочной железы (90%) обнаруживается протоковая аденокарцинома. Причем в 78% случаев она определяется в головке. Поджелудочная железа находится под угрозой также при раке почки. Чаще всего он метастазирует как раз в этот орган. Еще лет 10 назад в подобных случаях проводились большие хирургические вмешательства, которые калечили пациента и делали его тяжелым инвалидом. С недавних пор делают небольшие по объему операции, но с лучшими результатами. Есть виды опухолей, при которых можно практически полностью сохранить работоспособность пострадавшего органа. Конечно, органосохраняющие операции возможны только при опухолях с низким и средним потенциалом злокачественности, предупреждает руководитель Центра гепато-панкреато-билиарной хирургии, заместитель главного врача по онкологии Ильинской больницы, профессор, доктор медицинских наук Вячеслав Егоров.

Стандартный подход

Число операций на поджелудочной железе увеличивается, но в подавляющем большинстве случаев вмешательства стандартны и сводятся к удалению ее правой или левой половины. Они могут быть направлены на радикальное удаление как опухолей поджелудочной железы, так и метастазов других злокачественных новообразований в поджелудочной железе, например, из почки. Такие стандартные вмешательства очень сложны и имеют высокий риск осложнений. Самое распространенное из них – сахарный диабет, так как прооперированная железа теряет свои бета-клетки, вырабатывающие инсулин.

Орган можно сохранить

При определенном виде опухолей, их определенном расположении и размерах можно значительно уменьшить объем удаляемой ткани поджелудочной железы. В таком случае она останется в рабочем состоянии. И не только сама поджелудочная железа, но и ее «соседки» - 12-перстная кишка и селезенка. При злокачественных опухолях их тоже порой приходится удалять. Конечно, органосохраняющие операции – это высший пилотаж. Они требуют специальной подготовки хирурга, детального знания анатомии той области, которую придется оперировать, исключительных мануальных навыков, передового оснащения и специализации хирургической и диагностической служб, перечисляет профессор Егоров. 
Видов органосохраняющих операций много. Полностью или частично удаляя поджелудочную железу, можно сохранить 12-перстную кишку и селезенку. И наоборот – удалить 12-перстную кишку и селезенку, но полностью или частично сохранить поджелудочную железу. «Не все хирурги знают, что у 12-перстной кишки и поджелудочной железы раздельное кровообращение», - говорит Вячеслав Егоров. А между тем, именно это обстоятельство позволяет уменьшать объем хирургического вмешательства и снижать процент осложнений. Проводятся также операции по удалению небольших опухолей непосредственно из ткани поджелудочной железы.
Органосохраняющие операции выполняются и при особой форме хронического панкреатита – кистозной дистрофии стенки двенадцатиперстной кишки, которую еще называют бороздчатым (парадуоденальным) панкреатитом. На начальной стадии облигатного предрака в современных клиниках также сохраняют поджелудочную железу, удаляя лишь 12-перстную кишку. Но такое вмешательство требует реимплантации общего желчного и панкреатического протоков. Органосохраняющую операцию позволяет делать и гастроинтестинальная стромальная опухоль, которая не метастазирует в лимфоузлы.
При удалении середины поджелудочной железы оставляется большая часть головки и хвоста, а значит орган не теряет работоспособность. После реабилитации отличить прооперированного пациента от здорового человека практически невозможно, утверждает профессор Егоров. Сохраняются функции органа и после удаления головки и хвоста.
Еще одно новшество – после удаления поджелудочной железы на то место, где она располагалась, возвращаются островковые клетки. В дальнейшем они
неплохо выполняют свою задачу, и человек живет без диабета.
Органосохраняющие операции требуют специальной подготовки хирурга, детального знания анатомии той области, которую придется оперировать, исключительных мануальных навыков, передового оснащения и специализации хирургической и диагностической служб

Снизить риски

Такие операции не только трудоемки, но и довольно рискованны. Чтобы увеличить вероятность удачного исхода, профессор Егоров считает необходимым тщательно отбирать пациентов по определенным критериям. Врачи должны убедиться, что:

  • нет неудаленных метастазов,
  • есть анатомические условия для сосудистых реконструкций,
  • пациент получил больше шести курсов химиотерапии,
  • пациент понимает, что с ним происходит, у него хороший ментальный статус, а значит, он понимает все назначения врача,
  • у пациента есть родственники или друзья, которые будут его поддерживать и помогать ему восстанавливаться.

Для решения постоперационных и отдаленных проблем в клинике должна работать реабилитационная команда высококвалифицированных специалистов.
Для каждой операции в зависимости от ее вида должен быть разработан план А, В и С. Неожиданности не так уж редки, следует их предусмотреть. Выполнять вмешательство может только хирург, имеющий большой опыт резекции поджелудочной железы и артерий. Ведь он знает, как удалить большой сегмент артерии, питающей печень или желудок, и при этом не навредить органу. Кроме того, его опыт позволит сначала сделать реконструкцию артерии, а потом радикально удалить опухоль.
Это важно, так как в 90% случаев рака поджелудочной железы опухоль поражает также артерии и вены, объясняет Вячеслав Егоров. При таком сценарии хирург, не имеющий соответствующего опыта, отказывается от операции. Знающий специалист найдет возможность или обойтись без реконструкции вены, или использовать экзотическую реконструкцию, скажем, переместить нижнюю брыжеечную артерию в селезеночную.

Максимально подробная информация

Хирург должен изложить пациенту план операции и рассказать о возможных вариантах и исходах. Он обязан детально представлять анатомию вен и артерий как самой поджелудочной железы, так и окружающих ее. Задачу облегчает современная КТ, которая дает об этом полную информацию.
Пациенту имеет смысл поинтересоваться, сколько на счету у хирурга резекций поджелудочной железы. Опытным считается специалист, который провел около 80 подобных вмешательств. И, наконец, пациенту желательно отличать органосохраняющую операцию от операции с минимальным инвазивным доступом. В первом случае будет сохранен максимум тканей организма, во втором это совсем не обязательно. Но разрезы будут минимальны.

 
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Log in or Sign up