Четверг, 28 марта 2024
Поиск

Задать вопрос эксперту

Неверный ввод

0/5000

Напишите ваш вопрос
Введите цифры с картинки
Обновить Неверный ввод
   

Сердце под прицелом

freepik
Фото: freepik

В XIX веке считалось, что ни один хирург, который дорожит уважением своих коллег, не наложит шов на сердце. Этот орган не создан для оперативного вмешательства. Но уже через полстолетия, в середине прошлого века, были прооперированы первые больные с врожденными пороками сердца. Сейчас подобные вмешательства уже никого не удивляют, ведь методики хирургического лечения сердца и крупных сосудов постоянно совершенствуются.

В середине прошлого века при операциях на сердце врачи прибегали к гипотермической остановке кровообращения. Это была экстремальная хирургия с большой летальностью. Позже сердце стали оперировать и по поводу приобретенных пороков. Затем стартовала хирургия ишемической болезни сердца, хронической сердечной недостаточности, аритмий, а коррекция врожденных пороков сердца из паллиативной (ради облегчения состояния больного) стала радикальной, когда порок не корректируют, а раз и навсегда избавляют от него человека. Сейчас в почете мало- и минимально инвазивные методики, гибридные подходы, протезирование поврежденных сосудов.

Мы уважаем мини

В конце прошлого века произошло то, что всегда казалось невозможным – кардиохирургия стала малоинвазивной. Сейчас уже говорят о минимально инвазивной хирургии. Доступ к сердцу обеспечивают небольшие надрезы на боковой поверхности грудной клетки между ребрами и на самом сердце. Операцию выполняет специальная консоль с так называемыми хирургическими руками, которыми управляет доктор. Ситуацию контролирует видеокамера, помещенная в грудную клетку.
Используется и гибридный подход. При сосудистом поражении выполняется мини-инвазивное шунтирование передней нисходящей артерии, все остальные сосуды восстанавливают эндоскопически.
Это позволило значительно снизить травматичность при хирургических вмешательствах, говорит врач-кардиохирург, сотрудник отделения кардиохирургии НМИЦ имени А.В. Вишневского Егор Малышенко. Эндохирургия сейчас стала полноценной альтернативой классической полостной хирургии. Основное ее преимущество – отсутствие операционной травмы и быстрое восстановление пациента. Кроме того, снижается выраженность болевых ощущений в послеоперационном периоде и риск развития осложнений, сокращается срок пребывания в стационаре. Распространенная сейчас техника – проведение манипуляций под контролем эндоскопа, который вводится через естественные отверстия организма.
Эндохирургия сейчас стала полноценной альтернативой классической полостной хирургии. Основное ее преимущество – отсутствие операционной травмы и быстрое восстановление пациента

Вторая жизнь клапанов

В 2021 году в России на аортальном клапане проведено более 6 тысяч операций. Большинство из них – протезирование. Набирает популярность и транскатетерная трансплантация. Чтобы получить доступ к сердцу, хирург не делает вообще ни одного разреза. Все манипуляции выполняются через введенный в кровеносный сосуд катетер. Правда, в нашей стране этот метод еще не может конкурировать со стандартными операциями. Также, по словам доктора Малышенко, все чаще проводится операция Озаки, при которой аортальный клапан протезируется собственными тканями организма. В перспективе – оптимизация реконструктивных и пластических операций на корне аорты и аортальном клапане, широкое внедрение мини-инвазивных вмешательств и разработка новых протезов аортального клапана – биологических, механических и транскатетерных.
Болезни митрального клапана диагностируются у 5-7% взрослых, но с каждым годом частота патологии растет. Сейчас наметилась тенденция замещения протезирования митрального клапана пластическими вмешательствами. Число мини-инвазивных операций за счет мини-доступов и эндоскопической техники увеличивается, но мини-инвазивная пластика в России практикуется в единичных клиниках. «Это связано не столько с техническими возможностями, сколько с психологией, - считает Егор Малышенко. – Любое усложнение процедуры выводит хирургическую команду из зоны комфорта и вызывает сопротивление администрации. Зачем делать что-то новое и непонятное, когда можно то же самое сделать стандартным способом? Это тоже важный сдерживающий фактор в развитии новых хирургических технологий».

Аневризма аорты

Операция при таком диагнозе неизбежна. Надо удалить расширенный сосуд и заместить его искусственным сосудом (протезом). Хирургическое вмешательство можно проводить открытым (самым травматичным) способом или эндоскопически, когда синтетический протез вводится через небольшие разрезы в паху. Перед хирургами стоит проблема выбора оптимальной стратегии лечения, улучшения искусственного кровообращения во время вмешательства, оптимизация технологий защиты головного и спинного мозга.

Фибрилляция предсердий

Фибрилляция предсердий, несмотря на современные методы лечения, очень часто прогрессирует. Она характеризуется частыми рецидивами, которые со временем протекают все тяжелее. При длительно существующей патологии эффективность медикаментозного и катетерного лечения с каждым годом снижается.
Одним из наиболее перспективных направлений сейчас является гибридная хирургическая абляция. Самым же предпочтительным ее направлением специалисты называют сочетание технологии чрескожной катетерной и торакоскопической хирургической абляции. При торакоскопии плевральная полость пациента обследуется с помощью специального инструмента – торакоскопа. Он вводится через прокол стенки грудной клетки.

Хирургия грудного отдела аорты

В 2021 году в России на грудной клетке проведено 1233 операции. Доктор Малышенко утверждает, что нужно делать в 10 раз больше. Этого можно достичь благодаря развитию перфузионных технологий, то есть методик охлаждения тела человека. Они применяются прежде всего при вмешательствах на дуге аорты, от которой отходят сосуды, подающие кровь в головной мозг. Если расслоение аорты произошло в данной области, необходимо временно обеспечить искусственное кровоснабжение (перфузию) головного мозга и за это время успеть реконструировать измененный участок аорты, объясняет эксперт.
Когда перфузия мозга обеспечена, тело пациента, чтобы защитить внутренние органы, охлаждается до 24-26℃, кровообращение сохраняется только в головном мозге. Чтобы «отремонтировать» самую ответственную зону, у команды хирургов есть 20-30 минут. За это время надо успеть убрать поврежденные ткани и вшить протез. После чего во всем теле за исключением сердца запускается кровоток, пациента начинают согревать. Далее уже спокойно, если есть необходимость, корректируются прочие структуры, например, аортальный клапан.

 
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Log in or Sign up