Пятница, 26 апреля 2024
Поиск

Задать вопрос эксперту

Неверный ввод

0/5000

Напишите ваш вопрос
Введите цифры с картинки
Обновить Неверный ввод
   

Онкология: телемедицина, радионуклиды и операции

freepik
Фото: freepik

Буквально за последние несколько лет в лечении онкологических пациентов произошли кардинальные сдвиги. Сейчас врачи могут добиться излечения или продолжительной ремиссии даже в тех случаях, которые еще 5-7 лет назад считались безнадежными. Произошло это благодаря развитию телемедицины, химиотерапии и внедрению в клиническую практику комбинированных методов лечения.

Телемедицина

За ее бурное развитие надо сказать «спасибо» ковиду. По словам врача-онколога, генерального директора НМИЦ радиологии, главного внештатного онколога Минздрава России, доктора медицинских наук, профессора, академика РАН Андрея Каприна, во время локдауна телекоммуникации стали одним из серьезных инструментов, помогающих региональным специалистам. Современные сканирующие системы могут передать изображение биоптата, взятого из опухоли или из подозрительного места ткани, в очень приличном профессиональном качестве. Благодаря этому эксперт регионального или федерального центра может дистанционно проанализировать морфологические препараты (ткани, взятые при биопсии) и проконсультировать как лечащего врача, так и его пациента. Как рассказал профессор Каприн, в 2022 году в России по проблемам, возникающим при лечении онкологических больных, проведено 13779 телеконсультаций «врач-врач». Более того – при необходимости НМИЦ радиологии может провести тройную дистанционную консультацию, обратившись за советом или третьим мнением к японским коллегам.
Таким образом буквально в течение нескольких часов с момента получения запроса специалисты НМИЦ радиологии могут провести консилиум и назначить лечение off label пациенту, который живет за тысячи километров от столицы.
«Кстати, это развивает мышление онкологов, работающих в регионах, - замечает Андрей Каприн. – Чтобы правильно представить пациента в докладе экспертам Национального медицинского центра, нужно очень серьезно готовиться».
В 2022 году в России только по проблемам, возникающим при лечении онкологических больных, проведено 13779 телеконсультаций «врач-врач». При необходимости НМИЦ радиологии может провести тройную дистанционную консультацию вместе с японскими коллегами

Тераностика

Еще одно бурно развивающееся направление в онкологии – тераностика. Этим термином обозначаются диагностические процедуры, во время которых начинается воздействие на опухоль. Для этого нужны современная диагностическая аппаратура (ОФЭКТ/КТ – однофотонный эмиссионный компьютерный томограф) и радионуклидные препараты. Для создания последних в России есть все: и сырье, и ускорители, и реакторы. Отечественная технология их производства уже апробирована. Пока разработана технология для двух препаратов. Один из них - лютеций-177-ПСМА – известный и широко применяемый при таргетной терапии рака простаты терапевтический изотоп. Он и визуализирует опухоль, и целенаправленно поражает ее клетки, то есть воздействует на нее терапевтически. Сейчас его поставляют из-за рубежа. Препарат отечественного производства уже прошел клинические испытания. Осталось только наладить его рутинное производство, чтобы тиражировать технологию. Увы, денег на это пока нет, сожалеет профессор Каприн.
Еще один перспективный медицинский радиоизотоп – актиний-225. Убийцей раковой клетки становится всего лишь один-единственный его атом. Сейчас проводятся клинические испытания, их третья стадия уже идет в США и в Швейцарии. До массового производства изотопа дело еще не дошло. Россия могла бы здесь опередить конкурентов. Но где ученым взять деньги на тиражирование технологии?
Если учесть, что указанные препараты можно комбинировать, перспективы в лечении онкологических пациентов, в том числе и с метастазами, открываются впечатляющие. Люди, которым раньше отказывали в лечении, считая его бесперспективным, получают шанс на выздоровление или длительную ремиссию.
И, наконец, третий отечественный радиофармпрепарат – рений-188. Его уже применили для радионуклидного лечения хронического синовита коленного сустава. 10 марта в Медицинском радиологическом научном центре имени А.Ф. Цыба в Обнинске прошла первая такая процедура. Внутрисуставное введение радиоактивных веществ по эффективности и мощности соответствует хирургическому лечению, но оно безопасней и проще в выполнении. Ученые ищут и другие возможности применения рения-188, в том числе и в онкологии.

Генетическая платформа

Раньше для определения генетического статуса опухоли использовали зарубежную генетическую платформу. Совсем недавно такую платформу разработали и в России. Оборудование располагается в Обнинске, год назад она была запущена и в Москве в НИИ урологии и интервенционной радиологии имени Н.А. Лопаткина. Теперь создается отечественный банк тканей, полученных при облучении животных.
«Опухоль, выращенная в пробирке, реагирует на препараты иначе, чем полученная естественным путем. Облучение животных и генетические исследования их опухолевых клеток дают возможность провести параллели и делать удивительные открытия», – объясняет Андрей Каприн. В ходе таких экспериментов ученые, например, обнаружили, что подвергнутые воздействию сложнейшей таргетной и иммунотерапии опухоли в какой-то момент начинают реагировать на самые простые препараты, с которых начиналось лечение. И вполне вероятно, что это открытие позволит проводить несколько циклов терапии, переходя от простой к сложной и наоборот.

Малоинвазивные вмешательства

К таковым относится трансоральная операция на щитовидной железе. Рак щитовидной железы, который достаточно часто встречается, требует обязательного хирургического вмешательства. Чтобы обеспечить доступ к щитовидной железе, делается серповидный разрез. Шрам остается у человека на всю жизнь. Заметный косметический дефект не позволяет носить открытую одежду и портит жизнь, особенно женщинам. Специалисты Обнинского Медицинского радиологического научного центра имени А.Ф. Цыба освоили новый метод. С помощью эндоскопического инструмента хирург идет к щитовидной железе через ротовую полость вдоль трахеи. Щитовидную железу удаляют и таким же путем, контролируя специальными датчиками возвратный нерв, который отвечает за голос, вытаскивают наружу. На третий-четвертый день, проверив швы в ротовой полости, пациента можно выписывать домой. Проведено уже более 40 таких операций. Среди прооперированных есть и ребенок.
Разработан и метод малоинвазивных операций для лечения опухолей средостения. Как сообщает профессор Каприн, это очень сложная локализация. Опухоль можно подозревать, но нелегко обнаружить. Она располагается за грудиной между аортой, сердцем и легочными сосудами. Малейшее прикосновение к ним даже во время биопсии чревато кровотечением, которое невозможно остановить. Биопсия с использованием эндоскопических инструментов под контролем компьютерного томографа на порядок снижает риски.
Благодаря эндоскопическим методам стало возможным также удалять опухоль вилочковой железы, не вскрывая грудную клетку. Данная патология часто является виновником миастении (нарушения мышечной функции) у молодых пациентов. После операции и удаления виновника бед больные выписываются домой через несколько дней. Миастения остается в прошлом.

Гемодиализ и химиотерапия

Так как НМИЦ радиологии занимается радионуклидами и лучевой терапией, туда поступает много пациентов с множественными метастазами. Современная химиотерапия и лучевая диагностика могут им помочь, причем весьма радикально. Но беда в том, что при множественных метастазах развивается почечная недостаточность. И это чуть ли не главная причина отказов подобным пациентам в лечении. «Таких больных обычно снимают с химиотерапии», - констатирует профессор Каприн. В Москве указанную проблему решает гемодиализный центр НИИ урологии и интервенционной радиологии имени Н.А. Лопаткина. На фоне гемодиализа пациенты с почечной недостаточностью проходят полный курс очень серьезной химиотерапии. Такой же, как у больного, не отягощенного данной патологией. Гемодиализ выводит шлаки, которые человек с патологией почек обязательно накопил бы и просто не перенес бы столь агрессивное лечение.
«Гемодиализные центры есть в каждом регионе. Так что тиражировать этот метод лечения – задача вполне реальная», - уверен Андрей Каприн.

 
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Log in or Sign up