На протяжении многих столетий ротавирусная инфекция остается одной из весомых причин высокого уровня смертности среди маленьких детей. Только в период с 2013 по 2017 год, по оценкам экспертов, от данной инфекции умерло 122-215 тысяч детей по всему миру. Причем по сравнению с 2000 годом число смертельных случаев снизилось на 59-77%. Угрозу для детей ротавирус представляет серьезную. Но риск будет намного меньше, если вовремя сделать ребенку прививку.
Ротавирус признается единственным крупнейшим возбудителем острых гастроэнтеритов, ответственных за смерть детей первых пяти лет жизни. На долю данного патогена приходится не менее половины случаев регистрируемых кишечных инфекций. Независимо от санитарно-гигиенического благополучия страны или местности контролировать указанное заболевание без специфической профилактики очень сложно, признает врач-педиатр, инфекционист, доцент кафедры инфекционных болезней у детей педиатрического факультета РНИМУ имени Н.И. Пирогова, кандидат медицинских наук Алексей Ртищев.
Особенности ротавируса
Ротавирус встречается повсеместно, в отличие от бактериальных возбудителей его распространенность не зависит от строгости санитарных мер. Кроме того, он легко передается от человека к человеку. Бактериальные инфекции благодаря системе эпиднадзора и строгим санитарным требованиям контролировать научились, но на ротавирус такие меры не действуют. За счет его высокой контагиозности предотвратить возникновение очагов заражения очень сложно. Если с помощью антибактериальной терапии, бактериофагов можно избавиться от носительства бактериальной инфекции, то избежать носительства ротавируса невозможно. Выделение патогена может происходить достаточно долго.
На долю данного патогена приходится до 35-60% случаев острой тяжелой диареи среди детей младше пяти лет. Большая часть заболевших – младенцы, ведь дети первого года жизни в силу своих анатомических и физиологических особенностей переносят инфекционные заболевания тяжелее, объясняет Алексей Ртищев. Из-за обезвоживания риск летального исхода у них значительно выше.
В средней полосе России, Европе и США пик заболеваемости приходится на детей старше года. Родители заблуждаются, обвиняя во всех бедах детский сад. Да, там дети впервые начинают интенсивно общаться друг с другом и знакомятся со многими инфекциями. Но заболеваемость ротавирусом высока уже среди детей, которым едва исполнился год. В этом возрасте ребенок еще никакие учреждения не посещает. Источник инфекции в данном случае – семья. Но членов семьи далеко не всегда обследуют на носительство той или иной инфекции, поэтому реальная доля детей, которые болеют вне коллективов, значительно выше, чем указывает статистика, считает доктор Ртищев.
Клинические проявления
Определить природу диареи достаточно сложно. Но можно отличить вирусную диарею от бактериальной. Типичные признаки ротавирусной инфекции:
- короткий инкубационный период,
- острое начало,
- высокая лихорадка и интоксикация с первых дней болезни.
Все начинается с рвоты, через день частота и объем рвоты снижаются, присоединяется диарея. Практически все вирусные диареи вызывают гастроэнтерит. Но в любом случае, чтобы исключить бактериальную природу инфекции (шигеллез), необходимо сделать бакпосев кала.
Когда ребенок первый раз сталкивается с этой инфекцией, болезнь протекает очень тяжело. Следующие столкновения проходят уже легче.
Ротавирус – это не только диарея, предупреждает Алексей Ртищев. Доказана связь инфицирования ротавирусом с внекишечными проявлениями в виде аутоиммунных заболеваний. Кроме них, могут обнаруживаться поражения центральной нервной системы. Не стоит забывать, что любые поражения желудочно-кишечного тракта сопровождаются гепато- и спленомегалией, панкреатитом, миокардитом. В качестве последствий описаны также судороги и ротавирусная энцефалопатия.
Немного истории
Вакцину от ротавирусной инфекции решили разрабатывать в 1974 году. Она была признана наивысшим приоритетом для вакцинации. Для конструирования препарата выбрали наиболее устойчивые структурные белки вируса – вирусные частицы шестого и седьмого типов. Они определяют строение внутреннего и наружного капсида. Специфические антитела, которые образуются к этим частицам, отвечают за нейтрализацию самого вируса, информирует врач-педиатр, заведующая отделом разработки научных подходов к иммунизации пациентов с отклонениями в состоянии здоровья и хроническими болезнями, ведущий научный сотрудник НКЦ №2 НИИ педиатрии и охраны здоровья детей, кандидат медицинских наук Марина Федосеенко.
В 1983 году начато создание вакцины. Дано заключение об иммуногенности и безопасности кандидатных вакцин. Но оказалось, что эффективность вакцины в разных регионах неодинакова. По этой причине первую вакцину сняли с разработки.
Но все-таки было определено, что наиболее эффективной будет оральная атенуированная (живая ослабленная) вакцина. Также были выдвинуты требования к такого рода вакцинам. Они должны быть высоко эффективны среди детей, эффективно защищать их в первую очередь от тяжелых проявлений заболевания. После прививки к вирусоподобным частицам должны вырабатываться специфические антитела класса IgA.
В 1998 году выпущена первая эффективная четырехвалентная реассортантная вакцина от ротавируса. Отмечено резкое снижение тяжелых гастроэнтеритов у малышей. Но у привитых младенцев появляются случаи кишечной инвагинации. У производителя отзывают лицензию. Вакцинация прекращается. Вакцина снята с производства.
Подтвердить, что именно вакцина стала причиной значительного роста случаев инвагинации, так и не удалось, рассказывает Марина Федосеенко. Слишком много факторов могут влиять и приводить к такому сценарию. Самое странное, что сезонного повышения случаев кишечной инвагинации, связанных с распространенностью ротавирусной инфекции, никто так и не заметил.
Но тем не менее следующее поколение вакцин в 2006 году прошло через обширные исследования и тщательное изучение профиля безопасности.
Надо прививаться
Вакцинация детей от ротавируса внедрена в 2009 году. Глобальный уровень привитости сразу достиг 49%, что повлияло на снижение смертности детей от диарей.
Сейчас в распоряжении педиатров моно- и пентавалентные вакцины. В России это одновалентные ротарикс и ротавак, пятивалентные рота тек и ротасиил (ротавиэйд). Все вакцины взаимозаменяемы. Это означает, что, хотя ревакцинацию рекомендуется делать тем же препаратом, что и в первый раз, но безопасно применять и любую другую одобренную ВОЗ вакцину, говорит Марина Федосеенко. От этого эффективность полной серии вакцинации не снижается. Риск побочных реакций не выше, чем при серии одним препаратом.
Тактика вакцинации основана на том, чтобы как можно раньше предотвратить самый тяжелый первый эпизод болезни, сообщает Алексей Ртищев. Чем раньше начать вакцинацию, тем больше шансов избежать тяжелых последствий ротавирусной инфекции. Следующие дозы вакцины должны закрепить иммунитет, создать перекрестный иммунитет и тем самым обеспечить максимальную защиту от всех вариантов ротавирусов.
Первая доза вакцины должна быть введена ребенку от 6 до 12 недель жизни. Вторая доза - через 4–10 недель после первой (в возрасте от 10 недель до 22 недель). Третья - также через 4–10 недель после второй (в возрасте от 14 до 32 недель).