Пятница, 11 октября 2024
Поиск

Задать вопрос эксперту

Неверный ввод

0/5000

Напишите ваш вопрос
Введите цифры с картинки
Обновить Неверный ввод
   

Мышиная лихорадка

freepik
Фото: freepik

Эту болезнь врачи начинают диагностировать обычно в самом конце лета. Пик заболеваемости приходится на позднюю осень и зиму. Речь идет о геморрагической лихорадке с почечным синдромом. Среди природно-очаговых инфекций по распространенности она занимает первое место. И хотя заболеваемость ею в России довольно высока, внимания на данную инфекцию обращают мало. Поэтому пациенты чаще всего поступают в стационары уже на продвинутой стадии болезни и совсем с другими диагнозами. Как же распознать данную инфекцию и не допустить летального исхода?

Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом (ГЛПС) – хантавирусная инфекция. Ее разносчиками являются представители семейства мышиных и хомяковых. Потому эту лихорадку называют еще и мышиной. Среди переносчиков безусловным лидером считается рыжая полевка. Основной путь передачи вирусов – аэрозольный, или воздушный. Частички засохших экскрементов грызунов можно вдохнуть при уборке помещения, погреба, на дачном участке, где обитали или обитают мыши. Передается инфекция и через пищу или воду, обсемененную вирусом, а также при укусах грызунов. От человека к человеку, к счастью заболевание не передается, говорит врач-педиатр, инфекционист, доцент кафедры инфекционных болезней у детей ПФ РНИМУ имени Н.И. Пирогова, кандидат медицинских наук Алексей Ртищев.
Он перечисляет особенности ГЛПС:

  • Основная доля заболевших приходится на Европейскую часть России, на Дальнем Востоке регистрируется менее 3% случаев, в Сибири – единичные случаи.
  • Циклические подъемы заболеваемости каждые 4-5 лет.
  • Инфекция опасна для взрослых. Среди заболевших 71% мужчин, средний возраст 30-59 лет.
  • Ежегодно доля заразившихся детей от общего числа инфицированных составляет менее 10% (100-500 случаев).
  • Среди инфицированных 65,7% - горожане.
  • Высокий уровень заболеваемости (больше 10 заболевших на 100 тысяч человек) в Костромской, Самарской, Пензенской областях, республиках Марий Эл, Татарстан, Удмуртия, Башкортостан. Периодически подобные случаи регистрируются в Москве, причем не только у взрослых, но и у детей. В 2022 году такой диагноз поставили трем школьникам. Два из них заразились в Подмосковье, один – в Краснодарском крае.
  • Может закончиться летальным исходом. В 2019 зарегистрировано 40 летальных случаев. Наибольший риск при этом приходится на Приволжский и Центральный федеральные округа.

Что должно насторожить?

По убеждению нефрологов, ГДПС выявляется не в полной мере. Пациенты могут поступать в профильные отделения нефрологии и отделения интенсивной терапии и реанимации с такими диагнозами, как острый нефрит, подозрение на быстро прогрессирующий гломерулонефрит, системный васкулит, гемолитико-уремический синдром В ряде случаев картина крови уводит врача в сторону диагностики тромботической микроангиопатии, замечает врач-нефролог Центра гравитационной хирургии крови и гемодиализа ДГКБ Святого Владимира, доцент кафедры педиатрии имени академика Г.Н. Сперанского РМАНПО, кандидат медицинских наук Галина Генералова.
Все пациенты переживают геморрагическую лихорадку с острым почечным повреждением. Зная особенности болезни, можно быстро обратиться за медицинской помощью и спасти жизнь. Несвоевременное обращение за медицинской помощью оборачивается печальными последствиями.
ГЛПС – это системное поражение мелких сосудов, протекает оно с повышенной кровоточивостью и развитием диссеминированного внутрисосудистого свертывания (ДВС-синдром), то есть с нарушениями в системе свертывания крови, объясняет Галина Генералова. При этом в сосудах различных органов образуются множественные тромбы либо возникает кровотечение. На первом месте по числу поражений стоят почки просто потому, что представляют собой скопление огромного количества мелких сосудов.
Начинается все с высокой температуры тела. Этот начальный период пациенты, как правило, проводят дома. Диагнозы могут быть самыми разными, чаще всего - ОРВИ, ОКИ (острая кишечная инфекция). Интоксикация нарастает с такой силой, что уже через 2-4 дня после начала лихорадки больной не в состоянии встать с постели. Ишемия крупных мышц и мелких сосудов приводит к острому абдоминальному болевому синдрому. У детей боль в первые сутки, как правило, сосредоточена в области пупка. По этой причине они экстренно госпитализируются и осматриваются хирургом.
Для ГЛПС характерна боль в области поясницы, которая остается надолго. Уже это в сочетании с признаками острого почечного повреждения должно насторожить врача, которого надо обязательно вызывать на дом. Геморрагический синдром, хоть и звучит в формулировке диагноза, не всегда присутствует в привычном понимании. Часто он проявляется в виде точечных кровоизлияний. Они появляются, стоит только надавить на кожу. Один из самых характерных признаков геморрагического синдрома – кровоизлияния в склеры. Все это признаки поражения эндотелия, сообщает Галина Генералова.
Существует несложный тест для подтверждения данного синдрома. Попробуйте измерить артериальное давление. После чего осмотрите поверхность руки, которая была под манжетой. Меньше 10 точечных кровоизлияний – тест отрицательный. Больше 10 – положительный, геморрагический синдром присутствует.

Лабораторная диагностика

В анализе мочи обнаруживается белок. Обычно в большой концентрации присутствует альбумин. Из-за этого моча становится пенистой.
В крови обнаруживается азотемия – повышенное содержание азотистых продуктов обмена, выводимых почками из организма. Правда, это редко приводит к необходимости заместительной почечной терапии, замечает эксперт.
В крови также обнаруживаются:

  • лейкопения, которая позже переходит в лейкоцитоз;
  • тромбоцитопения;
  • большое количество плазматических клеток;
  • повышенная СОЭ;
  • высокий уровень С-реактивного белка;
  • снижение уровня гемоглобина.

Острое почечное повреждение с возможным снижением уровней гемоглобина и тромбоцитов часто уводит диагностический поиск в сторону гемолитико-уремического синдрома. Но при ГЛПС нет ни одного маркера гемолиза:

  • разрушения эритроцитов с выбросом в плазму крови гемоглобина. Шизоциты (поврежденные эритроциты) всегда в норме;
  • лактатдигидрогеназа (ЛДГ – цинксодержащий внутриклеточный фермент) в норме;
  • гаптоглобин (белок плазмы крови) всегда в норме или в остром периоде выше нормы.

Самый чуткий иммунологический тест – реакция непрямой иммунофлуоресценции сыворотки крови. Его следует сделать в максимально ранний период и повторить через 7-10 дней. Снижение или повышение титра антител более чем в 4 раза между первым и вторым анализами подтверждает текущий инфекционный процесс, информирует Галина Генералова.

Стадии болезни

У ГЛПС четко очерченные стадии, одна обязательно переходит в следующую:

  • Инкубационный период – 10-45 суток. Именно поэтому врач попросит вспомнить, что произошло не за последние две недели, а за один-два месяца до болезни.
  • Лихорадочная – 5-7 суток. Фебрильная температура, интоксикация, головная боль, боль в области поясницы, геморрагическая сыпь (как будто ударили хлыстом), геморрагический конъюнктивит. Если через 5-7 дней снова возникает лихорадка, ищите сопутствующее заболевание, рекомендует наш эксперт.
  • Олиго-анурическая – со 2-го-5-го дня болезни снижается диурез (дома это часто никто не замечает), начинаются отеки, гиперазотемия, метаболический ацидоз, растет артериальное давление. В тяжелых случаях развивается сердечно-легочная недостаточность, пациент впадает в кому.
  • Полиурическая - на 12-й-14-й день от начала болезни диурез нарастает, боль в пояснице купируется, снижается азотемия, восстанавливается кислотно-щелочной баланс, снижается относительная плотность мочи. Нарастание диуреза – хороший прогностический симптом. На данной стадии высок риск обезвоживания, ведь потери жидкости высоки – за час пациент теряет до 10 мл жидкости на каждый килограмм веса. Потому необходимы выпаивание и восполнение потерь.
  • Восстановление – со 2-й по 12-ю неделю. Не стоит делать поспешные выводы, что человек здоров. Выздоровление всегда растягивается во времени.

Клинические случаи

Галина Генералова рассказала о случаях из своей клинической практики.
9-летний мальчик из Тульской области сначала лечился дома: температура, плохое самочувствие. Диагноз: ангина. Прописаны антибиотики. На 3-й день температура нормальная, но начались тошнота и рвота, интенсивные боли в животе. Госпитализирован с диагнозом «сотрясение головного мозга» (незадолго до болезни был удар дверью по голове). Эффекта нет. Осмотрен педиатром. Диагноз: острый пиелонефрит. Головная боль усиливается, ребенок жалуется на боли в пояснице. Мальчик не может подняться с постели. Проверен на микоплазмоз, хламидофиллез, нейроинфекцию. Результаты отрицательные. В очередном анализе крови снижено число тромбоцитов, высокий уровень лейкоцитов и С-реактивного белка, креатинина и мочевины. Отправлен анализ на определение специфических антител к ГЛПС, лептоспирозу и бруцеллезу.
У ребенка тяжелая астения. На 3-й день госпитализации нарастает азотемия, уровень мочевой кислоты более чем втрое превышает норму. Мальчик переведен в ДКГБ Святого Владимира с острым почечным повреждением. Появились точечные кровоизлияния. Началась полиурия. Пришел результат анализа по месту жительства: титр специфических антител 1:256. Еще через 4 дня – 1:2000. Это позволило поставить диагноз ГЛПС.
Лечение: строгий постельный режим. Галина Генералова говорит, что в терапии не использовали ни специфических иммуноглобулинов, ни рекомбинантных интерферонов, хотя они упоминаются в рекомендациях. Но, по ее словам, в стационар дети госпитализируются через 4-5 и более дней после начала болезни. Потому необходимости в подобных препаратах уже нет. Назначается антибиотикотерапия.
При тяжелом состоянии пациента применяются глюкокортикостероиды, кардиотонические препараты. Всегда используется инфузионная терапия для коррекции гемостаза. Строго контролируется объем мочи.
Мальчик 13 лет, москвич, заболел 23 ноября. В это время как раз отмечается вторая волна ГЛПС. Последние три месяца никуда не выезжал. Температура 40℃, на 3-й день – боли в животе, рвота. Осмотрен педиатром. Назначен симетикон. Ухудшение состояния, вызов «скорой помощи», отказ от госпитализации. На следующий день ухудшение состояния. Родители привезли ребенка в ДГКБ Святого Владимира самостоятельно. Осмотрен хирургом. Хирургическая патология исключена. Астения, боль в пояснице, значительно повышен С-реактивный белок, протеинурия, подъем креатинина и мочевины. Высокий уровень Д-димеров, коагулопатия. Тест на ГЛПС позитивный. Через 3 дня благодаря начатому лечению самочувствие улучшилось. Ребенку назначили низкомолекулярные гепарины, цефтриаксон, проводили регидратацию для восполнения потерь жидкости. Функция почек нормализовалась в течение одного месяца от начала болезни.
Главная цель лечения – нормализация свертывающей системы крови, считает Галина Генералова. Она также предупреждает, что из-за острого почечного повреждения пациенты должны наблюдаться у нефролога не менее трех лет.

 
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Log in or Sign up