Несмотря на успехи современной медицины ревматоидный артрит даже сегодня нередко приводит к инвалидности и укорачивает жизнь на 10-15 лет. Риск инфаркта миокарда при таком диагнозе повышается на 60%, четверть пациентов умирает от инфекционных осложнений. Специалисты говорят о необходимости терапии, направленной на снижение активности и предотвращение прогрессирования заболевания. Наибольший эффект от лечения будет достигнут на ранней стадии недуга.
Ревматоидным артритом болеет примерно 1% населения, причем женщины – в три раза чаще мужчин. Вопреки распространенному мнению, что это недуг пожилых, в 80% случаев все начинается в 35-50 лет. 40% заболевших через 10 лет становятся инвалидами. Как же предотвратить такой исход?
Ранняя диагностика
Самое большое окно возможностей для терапии ревматоидного артрита открывается на доклинической стадии заболевания, то есть до начала проявления клинических симптомов. Но кто же пойдет к врачу, если его ничто не беспокоит? Потому, по словам врача-ревматолога, директора НИИ ревматологии имени В.А. Насоновой, доктора медицинских наук, профессора, члена-корреспондента РАН Александра Лилы, на практике поставить диагноз на этой стадии пока не получается. Теоретические выкладки есть, но в клиническую практику они пока не внедрены. Но выявив доклиническую стадию, можно определить группу риска по развитию заболевания и провести профилактическое лечение.
Второе окно возможностей открывается на ранней стадии ревматоидного артрита. Цель лечения – предотвратить прогрессирование болезни и не допустить осложнений. Пока ревматоидный артрит не перешел в стадию достоверного, то есть суставы еще не повреждены, можно добиться того, что болезнь не станет хронической.
Исследовать и оценить
Чтобы поставить диагноз, врач должен оценить:
- припухлость суставов и локальное покраснение кожи,
- болезненность суставов при пальпации и движении,
- объем активных и пассивных движений в суставах,
- деформацию суставов.
Далее назначается анализ крови на:
- Ревматоидный фактор и антитела к циклическому цитруллинсодержащему пептиду (АЦЦП). По этим двум показателям можно спрогнозировать течение заболевания. АЦЦП – один из самых информативных маркеров ревматоидного артрита.
- СОЭ и С-реактивный белок – для дифференциальной диагностики ревматоидного артрита и системной красной волчанки.
Также, чтобы определить стадию болезни, структурные повреждения суставов, необходимо рентгенографическое их исследование. Оно проводится при установлении диагноза и затем раз в год для оценки прогрессирования заболевания.
При ревматоидном артрите обычно возникают симметричные поражения мелких суставов – чаще всего кистей и стоп. Пациенты жалуются на боли, припухлость, отечность и покраснение суставов. Утром чувствуется скованность, в течение дня – усталость, температура тела может повыситься до субфебрильных значений.
На основе полученных данных врач-ревматолог оценит активность заболевания. Самым популярным индексом воспалительной активности является DAS28. Он вычисляется по специальной формуле по четырем исходным показателям:
- число болезненных суставов из 28;
- число припухших суставов из 28;
- общая оценка здоровья больным в мм по 100-миллиметровой визуальной аналоговой шкале (ВАШ);
- СОЭ в мм/ч.
Следующие значения индекса соответствуют:
- меньше 2,6 – ремиссии;
- 2,6-3,2 – низкой активности;
- 3,2-5,1 – умеренной активности;
- больше 5,1 – высокой активности.
Воспалительную активность определяют раз в месяц до тех пор, пока не будет достигнута ремиссия или низкая активность ревматоидного артрита.
Назначаем терапию
Главный компонент терапии ревматоидного артрита – метотрексат, говорит профессор Лила. Ранее назначение данного препарата в адекватных дозах и постепенное их увеличение приводит к улучшению результатов лечения. Он также рекомендует ориентироваться на подкожный метотрексат. Его легко может ввести пациент без посторонней помощи. К тому же, судя по результатам исследований, на подобном препарате терапию приходится реже корректировать. Если попасть в окно возможностей, лечение подкожным метотрексатом в адекватной дозе позволит снизить потребность в назначении генно-инженерных биологических препаратов на 47%, продолжает Александр Лила. Терапия базисными противовоспалительными препаратами проводится длительным курсом, для некоторых пациентов она может стать пожизненной.
Если выявлена неэффективность или непереносимость метотрексата, используются препараты той же группы – лефлуномид или сульфасалазин. Эффект должен проявиться в течение полугода со дня начала приема.
Возможно и назначение глюкокортикостероидов. Но необходимо как можно скорее снизить дозу и отменить препарат – максимум через три месяца. Ведь данные препараты снимают симптомы, но само заболевание не лечат, да и массу побочных эффектов от их применения нельзя сбрасывать со счетов.
Когда и это не возымело должный эффект, ревматолог может назначить генно-инженерные биологические препараты. Подобная терапия рекомендуется также в случае трудно излечимого ревматоидного артрита. Александр Лила перечисляет три критерия, по которым определяют данную форму заболевания:
Во-первых, неэффективность двух генно-инженерных биологических или таргетно-синтетических препаратов;
Во-вторых, прогрессирующее течение заболевание, которое определяется минимум по наличию двух из следующих признаков:
- хотя бы умеренное течение заболевания по DAS28, СОЭ больше 3,2 мм/ч,
- наличие клинических (суставных или внесуставных), инструментальных и лабораторных данных, подтверждающих активность заболевания,
- невозможность снизить дозу кортикостероидов (преднизолон ниже 7,5 мг в сутки или эквивалент),
- быстрое рентгеноскопическое прогрессирование,
- контролируемое течение заболевания, но имеются симптомы, вызывающие снижение качества жизни пациента.
В-третьих, лечение признаков или симптомов расценивается ревматологом и/или пациентом как проблематичное. Его затрудняют сопутствующие заболевания, а также факторы, которые крайне сложно или невозможно устранить:
- пожилой возраст,
- женский пол,
- курение,
- ожирение,
- повышенная СОЭ.
Чем дело может осложниться?
При ревматоидном артрите возможны системные проявления, иными словами, воспалительный процесс может затронуть внутренние органы: почки, печень, селезенку, легкие и плевру, кожу, периферическую и центральную нервную систему. Самое благоприятное осложнение ревматоидного артрита – ревматоидные узелки. Они не влияют на работоспособность органов. Узелки могут находиться под кожей на разгибательных поверхностях суставов, иногда – в легких и образуются примерно у четверти пациентов с соответствующим диагнозом, в особенности у тех, у кого не достигается низкая активность или ремиссия заболевания.