От первого визита к врачу до постановки диагноза «сахарный диабет второго типа» порой проходит 10, а то и больше лет. Бывает, человек вообще не обращается к доктору, считая, что все в порядке. Проблемы между тем накапливаются годами, и рано или поздно развиваются микро- и макрососудистые осложнения. И так уж устроен женский организм, что в определенном возрасте риск такого развития событий повышается в несколько раз.
Под преддиабетом подразумеваются нарушения углеводного обмена, которые приводят к высокому риску развития сахарного диабета второго типа. Если своевременно их обнаружить и принять соответствующие меры, болезни удастся избежать.
Четыре стадии
В самом начале этого пути можно очень многое сделать, говорит врач-эндокринолог, профессор кафедры неотложной терапии с эндокринологией и профпатологией ФПК и ППВ Новосибирского ГМУ, доктор медицинских наук Людмила Руяткина. Ведь преддиабет – это не диагноз, а одна из стадий процесса. Причем это уже вторая стадия, первая – инсулинорезистентность. На третьей стадии развивается сахарный диабет второго типа и на четвертой – сердечно-почечная недостаточность.
Преддиабет, по словам Людмилы Руяткиной, это биохимический уровень, но уже на этом этапе начинаются метаболические изменения и возникает кардиометаболический риск. А значит, медицинская помощь уже немного опоздала. И именно по этой причине мы проигрываем борьбу с преддиабетом и диабетом. Количество людей с подобным диагнозом постоянно растет.
Как же происходит поворот от нормального уровня глюкозы в сыворотке крови к его постоянному повышению?
Уникальный фактор риска
Угроза преддиабета возникает по мере развития инсулинорезистентности. Инсулин вырабатывает поджелудочная железа. Он необходим для снижения в крови уровня глюкозы. Если у инсулинозависимых клеток уменьшается чувствительность к нему, сахар из крови уже не усваивается и не перерабатывается. Это приводит к метаболическому синдрому, или нарушению углеводного обмена.
Заподозрить это нарушение можно, всего лишь взглянув на фигуру женщины. Абдоминальное ожирение – одна из форм манифестации метаболического синдрома, которая наглядно свидетельствует о развитии преддиабета. Второе предостережение – возраст женщины и состояние яичников. Пока яичники работают нормально, пока есть эстрогены, в частности, вырабатывается эстрадиол, пока активны соответствующие рецепторы, уровень инсулина находится в границах нормы, объясняет профессор Руяткина.
Недостаточность яичников, связанная с возрастом (после 40-45 лет) или с синдромом поликистозных яичников, запускает процесс инсулинорезистентности. Не стоит забывать и о гестационном диабете, который также весьма способствует развитию подобного нарушения в будущем. Состояние же яичников зависит от выработки фолликулостимулирующего гормона. Изменение его секреции происходит за пять лет до наступления менопаузы, еще в довольно молодом возрасте. А значит, тогда же запускается и процесс развития метаболического синдрома. Для него характерны:
- центральное ожирение,
- дислипидемия,
- инсулинорезистентность,
- гипертензия.
Факторов, влияющих на возникновение инсулинорезистентности, много. Это и генетика, и оксидативный стресс, низкая физическая активность, субклиническое воспаление, дислипидемия. Усиливают инсулинорезистентность также хроническая гипергликемия (постоянное повышение уровня глюкозы в сыворотке крови) и уже имеющаяся дисфункция бета-клеток поджелудочной железы.
Инсулинорезистентность, в свою очередь, запускает кардиологические проблемы, информирует Людмила Руяткина. Ведь инсулинорезистентность тесно связана с состоянием сосудов. И получается, что сердечно-сосудистый риск у женщин старше 40-45 лет ассоциирован с секрецией инсулина. Значит, менопауза является уникальным дополнительным фактором риска развития преддиабета и сахарного диабета второго типа. Ведь половые гормоны сильно влияют на увеличение окружности талии, индекса массы тела, повышение уровней триглицеридов и снижение уровня липопротеидов высокой плотности.
Когда проводить скрининг?
Угроза преддиабета возникает у женщин после 40-45 лет. При синдроме поликистозных яичников и того раньше. Приближает возраст развития преддиабета также гестационный диабет.
Так кого следует направлять на скрининг преддибета? На нарушения углеводного обмена обязаны проверять всех женщин старше 45 лет, даже если у них нормальная масса тела и нет факторов сердечно-сосудистого риска, считает профессор Руяткина. Скрининг состоит из теста на толерантность к глюкозе. Сначала измеряют уровень глюкозы натощак, затем дают выпить сладкий сироп и через два часа снова измеряют содержание глюкозы в плазме крови.
Если натощак уровень глюкозы не менее 7 ммоль/л, тест продолжать не надо, можно смело ставить диагноз «сахарный диабет». Такой же диагноз ставится, если через два часа после проведения теста уровень глюкозы оказался не меньше 11,1 ммоль/л. О том же самом говорит и уровень гликированного гемоглобина не меньше 6,5% (данный анализ часто заменяет тест на толерантность к глюкозе).
Диагноз «преддиабет» (нарушенная толерантность к глюкозе) ставится, если через два часа после нагрузки глюкозой ее уровень оказался в пределах 7,8-11 ммоль/л.
О высоком риске сахарного диабета второго типа свидетельствует уровень гликированного гемоглобина 6-6,4%.
Все еще можно исправить
Высокий риск еще не приговор. Он свидетельствует о наличии ранних биохимических нарушений углеводного обмена. Возможность повернуть процесс вспять еще существует. Но для этого придется приложить немало усилий.
Прежде всего надо изменить образ жизни. Диета, оптимальное питание, физические нагрузки… Тех, кому удалось достичь желаемого, не прибегая к помощи фармакотерапии, можно пересчитать по пальцам. В огромном большинстве случаев через четыре месяца все равно приходилось назначать соответствующие препараты, прежде всего – метформин. Особенно это характерно для тех пациентов, у кого гликемия натощак сочетается с нарушенной толерантностью к глюкозе. Потому Людмила Руяткина рекомендует одновременно с рекомендациями по изменению образа жизни назначать, не раздумывая¸ метформин. Иначе время теряется, болезнь прогрессирует.
Монотерапия метформином позволяет достигать контроля гликемии даже при невыявленном диабете. Но в последние годы и отечественные, и зарубежные клинические рекомендации советуют при впервые выявленном сахарном диабете второго типа подумать о возможности комбинированной терапии.
Основной акцент при этом делается на инкретины – гормоны, которые вырабатываются в желудочно-кишечном тракте в ответ на всасывание глюкозы (прием пищи). Они стимулируют бета-клетки поджелудочной железы вырабатывать инсулин. На ранней стадии нарушения углеводного обмена без этих гормонов не обойтись, уверена эксперт. Кстати, как выяснилось, метформин способствует повышению их синтеза.
Максимальный эффект, по словам Людмилы Руяткиной, достигается при дозе метформина 1,5-2 г. К такой дозировке следует подходить постепенно. Правда, нередко пациент годами остается на дозе 500 или 750 мг, что совершенно не годится. Эксперт также обращает внимание на то, что за последние годы показаний для назначения метформина стало больше. Ограничения по скорости клубочковой фильтрации уже не столь строги, как еще 10 лет назад. Но со снижением данного показателя необходимо снижать и дозу препарата, иначе есть угроза развития лактоацидоза – опасного для жизни нарушения кислотно-щелочного баланса.