Международное название болезни «розацеа» звучит благозвучно, но проявления самого недуга отнюдь человека не украшают. Чтобы свести симптомы к минимуму, нужна квалифицированная медицинская помощь. Салоны красоты здесь не помогут.
Розацеа – хроническое кожное заболевание, проявляющееся покраснением кожных покровов (эритемой), расширением мелких сосудов кожи (телеэктазиями), а также папулами и пустулами, по внешнему виду напоминающими акне. Иными словами, этим термином обозначается хронический воспалительный дерматоз, проявления которого обычно находятся на лице. В основе развития болезни – ангионевроз, иммунные нарушения, которые вызывают сосудистые, воспалительные, реже – фиматозные нарушения (утолщение, бугристость кожи и формирование шишковидных образований — фим).
Если спросить пациента, с чем он связывает развитие или обострение болезни, он только разведет руками. Поэтому врачу надо правильно формулировать и задавать уточняющие вопросы, отмечает главный внештатный специалист по дерматовенерологии и косметологии Управделами Президента РФ, проректор по учебной работе, заведующая кафедрой дерматовенерологии и косметологии ЦГМА Управделами Президента РФ, доктор медицинских наук, профессор Лариса Круглова. Пациенту же следует приготовиться к тому, что процесс лечения может быть долгим, ухаживать за своей кожей с помощью лечебной косметики придется всю оставшуюся жизнь. И, конечно, никто не застрахован от рецидивов.
Ничего экстраординарного
К манифестации и обострению розацеа могут привести самые обычные факторы окружающей среды, говорит врач-дерматовенеролог, руководитель отдела аспирантуры и ординатуры, профессор кафедры дерматовенерологии и косметологии ЦГМА Управделами Президента РФ, главный научный сотрудник МНОЦ МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор медицинских наук Андрей Львов. В исследовании, проведенном в США, в качестве провоцирующих обстоятельств были отмечены:
- воздействие солнечных лучей – 81%,
- эмоциональный стресс – 79%,
- жара – 57%,
- интенсивные тренировки – 56%,
- алкоголь – 52%,
- горячие ванны – 51%,
- холод – 46%,
- острая пища – 45%,
- высокая влажность – 44%.
Чаще всего розацеа манифестирует в 30-40 лет. После 40 лет появление симптомов розацеа у женщин зачастую связано с менопаузой. После 50 лет и у детей первичное развитие заболевания происходит редко. Имеет значение также генетика. Болезнь может быть связана с особенностями строения сосудов или работы различных систем организма. Исследования показали, что в 40% случаев розацеа страдали родственники пациентов. Выработку воспалительных цитокинов может спровоцировать и хеликобактерная инфекция.
Перечисленные факторы риска увеличивают продукцию фактора некроза опухоли альфа и интерлейкина-1, затем активизируются лейкоциты, увеличивается количество тучных клеток. Это провоцирует выработку провоспалительных белков, описывает процесс развития болезни профессор Львов. Одновременное уменьшение гидратации и салоотделения приводит к сужению или расширению сосудов, нарушению кожного барьера. Чувствительная кожа дает знать о том, что ей плохо, жжением, зудом, ощущением сухости, «стянутости». Подобные симптомы, которые сигнализируют о синдроме чувствительной кожи, присутствуют у большинства пациентов с розацеа, дополняет слова коллеги профессор Круглова. Это необходимо учитывать при подборе лечебной косметики.
Поставить диагноз? Легко!
Постановка диагноза не вызывает затруднений. Для его подтверждения необходим один основной критерий и один дополнительный. Основные критерии:
- транзиторная или стойкая эритема,
- воспалительные элементы – папулы или пустулы,
- стойкое изменение сосудов в виде телеангиоэктазий.
Дополнительные критерии:
- субъективные ощущения (зуд, сухость кожи),
- воспалительные бляшки,
- офтальмологические симптомы,
- фиматозные симптомы.
В 60-70% случаев отмечается значительное утолщение и неравномерная, бугристая поверхность кожи. Болезнь делает шаг в сторону гиперплазии и формирования соединительно-тканых тяжей, подытоживает Андрей Львов.
Розацеа подразделяется на четыре подтипа:
- Офтальморозацеа – помимо кожных проявлений пациент жалуется на сухость, зуд в глазах. При среднетяжелом течении больной испытывает жжение, пощипывание в глазах, у него проявляются блефарит, конъюнктивальная телеангиоэктазия, при тяжелом течении – развивается выраженный блефарит, пациент жалуется на светобоязнь и боль в глазах. К сожалению, офтальмологи, видя кожные симптомы, часто направляют больного к дерматологу, не назначая никакой терапии.
- Эритематозный телеангиоэктатический.
- Фиматозный.
- Папуло-пустулезный – самый частый.
Следует учесть, что у одного пациента может сочетаться до четырех подтипов, предупреждает Андрей Львов.
Назначаем терапию
Вид терапии напрямую зависит от подтипа розацеа. Довольно часто эффект дает сочетание разных видов лечения.
При офтальморозацеа приходится назначать системную терапию. При эритематозном телеангиоэктатическом подтипе назначаются гель для наружного применения мирвазо дерм или его аналоги – 1%-ные кремы солантра или розамет, витикс гель. Медикаментозная терапия обычно сочетается с лазеротерапией (фототерапией), IPL-терапией, микротоковой и криотерапией.
При чаще всего встречающемся папуло-папулезном подтипе профессор Львов рекомендует азелаиновую кислоту, метронидазол, доксициклин, орнитазол, а также в течение полугода низкие дозы изотретиноина. При неэффективности антибиотиков и азелаиновой кислоты применяют ивермектин. Все знают, что это противопаразитарный и противогельминтный препарат, но он еще и противовоспалительный, отмечает эксперт. Андрей Львов также советует сочетать крем розамет 1% с метронидазолом 0,75 или 1% дважды в день в течение 3-4 месяцев, но, по его мнению, более безопасна и эффективна комбинация ивермектина и мирвазо дерма.
При сочетании эритематозного телеангиоэктатического подтипа с папуло-пустулезным рекомендуется комбинированная терапия – крем ивермектин+гель бримонидина тартрат или мирвазо дерм+солантра. Одно средство наносят утром, другое – вечером.
Кроме того, необходимо использовать увлажняющие и очищающие дермато-косметические средства, а также круглогодично применять косметические средства с фотозащитой SPF 30+. От данных средств не стоит ожидать стойкого эффекта, но их регулярное ежедневное использование уменьшает эритему, поддерживает коллегу Лариса Круглова.