Во всем мире сейчас наблюдается всплеск активности интерфейсных и дистанционных технологий. С недавних пор они используются для реабилитации пациентов с неврологическими нарушениями. Специалисты считают, что сочетание высокотехнологичных и традиционных методик положительно влияет в том числе и на эмоционально-волевую сферу, повышает самооценку пациента и позволяет сделать реабилитацию непрерывной.
«Облегчить социально-бытовую адаптацию – основная задача реабилитации пациентов с заболеваниями центральной и периферической нервной системы», - считает врач-невролог, кандидат медицинских наук, заведующая отделением для больных с демиелинизирующими и экстрапирамидными заболеваниями нервной системы филиала №6 Московского НПЦ медицинской реабилитации, восстановительной и спортивной медицины Людмила Петрова. При этом очень важно восстановить мелкую моторику. Ведь в движениях кисти участвуют все двигательные центры. По словам доктора Петровой, технологии, решающие данную задачу, повышают активность коры головного мозга, улучшают координацию движений, стимулируют развитие речи, помогают согласовать работу сенсорного и моторного центров речи, улучшают артикуляцию.
Мозг-компьютер
В некоторых санаториях Евпатории и Симферополя реабилитация детей с ДЦП уже проходит с помощью неинвазивного интерфейса мозг-компьютер-экзоскелет кисти, совмещенного со шлемом виртуальной реальности. Комплекс разработан в Крымском федеральном университете.
«При ДЦП кисть спастическая, и, чтобы восстановить двигательные и бытовые навыки, надо научить ребенка ее разжимать. Мы просим представить, как разжимается кулак. Компьютерная программа распознает соответствующие изменения электроэнцефалограммы и подает сигнал экзоскелету. Экзокисть разжимается. Одновременно на экране компьютера меняется цвет. Так ребенок узнает, что задание выполнено», - рассказывает врач-невролог, доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой нервных болезней и нейрохирургии Медицинской академии имени С.И. Георгиевского КФУ имени В.И. Вернадского Лариса Корсунская. После того, как ребенок поработает с экзокистью, ему предлагают включиться в игру. Он должен так раскрыть руку, чтобы виртуальный пузырек или мыльный шарик влетел ему в ладонь.
«Сейчас мы готовим персональные задания, - продолжает профессор Корсунская. - Ребенок играет с шариками в виртуальной реальности, а потом выполняет задания для тренировки навыков, на которые есть запрос у семьи. Например, учится держать ложку, одеваться и т.п.» Лариса Корсунская говорит, что после таких занятий у детей появляется уверенность в своих силах, у них улучшается эмоциональный фон. Прогресс в состоянии детей позитивно влияет на родителей, побуждает их интенсивней заниматься с ребенком дома.
Интерфейс «мозг-компьютер» во многих реабилитационных центрах также введен в программу реабилитации после инсульта. «Для успешного восстановления двигательной функции необходимо 10 ежедневных процедур с интервалом два дня. Мы тренируем сгибание-разгибание лучезапястного и локтевого суставов и движения в плечевом суставе. При тяжелом парезе ментальная тренировка может быть единственной возможностью поработать рукой», - делится своими наблюдениями врач-невролог отделения восстановительного лечения ГБУЗ МО МГКБ, кандидат медицинских наук, ассистент кафедры неврологии МОНИКИ Анна Кондур.
Московский НПЦ медицинской реабилитации, восстановительной и спортивной медицины для восстановления мелкой моторики у пациентов со средней и легкой степенью нарушений использует комплекс «Перчатка-тренажер». С его помощью можно тренировать поднятие руки, захват и перемещение разных объектов. «Занятия проходят в игровой форме. Интерфейс улавливает любое минимальное движение руки или пальца в любом направлении. Оценивается не только само движение, но и правильность, регулярность и скорость выполнения задания, - включается в разговор доктор Петрова. - Платформа проста в применении, не требует специального обучения, ее можно использовать как при дистанционных тренировках, так и в домашних условиях».
Восстановление мелкой моторики руки взаимодействует с такими высшими функциями, как внимание, мышление, пространственное восприятие, воображение, наблюдательность
В виртуальной реальности для пациентов разработаны несколько игр. Можно тренировать метание мяча, играть в футбол, накрыть стол к чаепитию. «Здесь пациент взаимодействует с объектами среды с учетом своих особенностей. Это самая интересная и в то же время самая непроработанная методика», - считает Людмила Петрова.
Нейрочат
Инновационный комплекс «Нейрочат» позволяет набирать текст усилием мысли. «Для его успешной работы требуются: концентрация внимания, осознанный мысленный ответ, скорость реакции, запоминание игровых решений, - вводит в курс дела кандидат биологических наук, руководитель патронажной службы «Нейрочат» Галина Ершова. - На голову пользователя надевается нейрогарнитура (с беспроводным подключением к компьютеру). На удаленный сервер и на компьютер пользователя устанавливается программное обеспечение с виртуальной клавиатурой. Человек концентрирует внимание на нужном символе, который находится на виртуальной клавиатуре и в момент его подсветки мысленно на него реагирует. Программа фиксирует изменения в ЭЭГ, определяет намерения человека, выбранный символ отображается на экране компьютера. Таким образом можно набирать слова, не проговаривая их вслух и не совершая никаких движений».
Этот комплекс разработали и успешно внедрили в условиях пандемийных ограничений. В рамках проекта «Московское долголетие» данный тренинг в онлайн-режиме прошли более трех тысяч человек. В него включены также упражнения на развитие памяти, внимания, межполушарного взаимодействия, мелкой моторики и речи.
Дистанционная реабилитация
«Когда после реабилитации пациенты возвращаются домой, у них часто наступает регресс достигнутых результатов, так как амбулаторная реабилитация пока малодоступна. В итоге приходится повторно проводить стационарную реабилитацию. Данную проблему можно решить, разработав и внедрив программы по дистанционному восстановлению. Для этого нужны программное обеспечение, персональный компьютер, веб-камера и интернет», - уверен врач-невролог, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой медицинской реабилитации и восстановительного лечения Института усовершенствования врачей, руководитель клиники медицинской реабилитации НМЦХ имени Н.И. Пирогова Вадим Даминов.
Одним из средств дистанционной реабилитации сейчас стала телереабилитация. С ее помощью к восстановлению можно приступать без госпитализации, не дожидаясь визита к врачу поликлиники. Исследования показали, что телереабилитация обходится дешевле, чем пребывание пациента в стационаре. К тому же при постинсультных нарушениях и при депрессии она намного эффективней, чем личный прием специалиста. Эта технология может быть особо полезной для пациентов, живущих в отдаленных местах, где традиционные реабилитационные услуги труднодоступны.
Один из примеров восстановления при помощи телемедицинских технологий - онлайн-платформа «Степс реабил». Она разработана для двигательной, речевой и психологической домашней реабилитации пациентов и состоит из двух частей: библиотеки, в которой собраны видеофайлы с упражнениями и техниками для коррекции утраченных функций, и программного обеспечения. В конце стационарного лечения реабилитолог формирует индивидуальный видеокурс для домашних занятий, а программа отправляет его на электронную почту пациента. Дома больной с любого гаджета запускает свой видеофильм. Он видит инструктора, за которым надо повторять движения. Врач может следить за ходом занятий в реальном времени или просмотреть запись. Таким образом можно видеть прогресс реабилитации и при необходимости корректировать программу восстановления.
Телемедицинские технологии используются и для налаживания виртуальных отношений как между пациентом и врачом, так и между пациентом и его родственниками в условиях карантина. Это способствует снижению уровня тревоги, депрессии и улучшению качества жизни. И хотя большинство пациентов, попробовав дистанционные занятия, стали положительно относиться к телереабилитации, пожилые люди ее выберут с меньшей вероятностью. Ведь данная форма общения и занятий требует от них кардинальных изменений, к которым возрастные пациенты не готовы.