Пубертат – неимоверно сложный период в жизни подростка. Неудачи, ссоры с друзьями и родителями, попытки отстоять свою независимость и продемонстрировать «взрослость» - все это переживается очень остро и часто выливается в действия, выходящие за пределы принятых норм поведения. К таковым явлениям относится и намеренное нанесение себе увечий. Среди подростков подобное встречается не так уж редко. Зачем они это делают? Можно ли положить конец таким опасным действиям?
Термин «несуицидальное самоповреждение» стал использоваться всего несколько лет назад, раньше говорили о нанесении подростками себе увечий. Психиатры отмечают, что с каждым годом подобных случаев становится больше. Это подтверждают результаты двух исследований, проведенных с интервалом в четыре года. Если первое показало, что самоповреждения наносили 13% девочек и 4% мальчиков, то второе продемонстрировало, что к таким действиям прибегали уже 30% девочек и 14% мальчиков. Главное здесь, говорят специалисты, вовремя обратить на это внимание и обратиться за квалифицированной помощью.
История вопроса
Проблема самоистязаний не нова. Она начала изучаться с конца XIX-начала XX века, говорит врач-психиатр, доцент кафедры медицинской психологии, психиатрии и психотерапии Кыргызско-Российского Славянского университета (Бишкек, Киргизия), кандидат медицинских наук Лидия Пантелеева. В те времена на Европу обрушилась эпидемия самоистязаний среди молодых женщин. Они вводили себе под кожу иголки. Появился даже термин «девочка-иголка». Считалось, что подобное поведение характерно для тех, кто подавляет сексуальное желание.
В 60-х годах прошлого века венгерскими психиатрами был описан синдром нанесения себе вреда. В США он получил название «синдром преднамеренного самоповреждения» и описывался как непреодолимая тяга к причинению себе повреждений, игнорирование альтернатив, повторяющиеся акты самоповреждения, которые выполняются в одиночестве и приводят к ощущению эмоционального облегчения. При этом у человека нет намерения свести счеты с жизнью, покончить с собой.
Современная статистика свидетельствует:
- на протяжении всей жизни к такому способу решения проблем прибегают 18% людей;
- среди подростков – 12-16%;
- среди людей старше 25 лет – 1-5%;
- среди молодых людей и студентов – 11-14%.
Девушки чаще всего умышленно наносят себе порезы, ожоги, удары и царапины. Реже встречаются самоповешение и самоудушение, прыжки с высоты.
Факторы риска
Среди факторов риска заслуживают внимания:
- Психологические – затруднения в словесном описании своих чувств, эмоций, различении эмоций и телесных ощущений (алекситимия); избыточная самокритика, повышенная импульсивность. У девушек часто выявляются сильнейшие переживания по поводу неудачи, расставания, ссоры, ранней сексуальной травматизации и т.д.
- Биологические – нарушение нейромедиаторной регуляции.
- Социальные – развод родителей, слишком молодой возраст матери в момент рождения ребенка, школьный буллинг, отсутствие поддержки со стороны родителей. наличие среди знакомых лиц, прибегающих к несуицидальному самоповреждению для решения своих проблем. Последнее, к сожалению, все чаще становится ведущим фактором риска.
Зачем они это делают? Эксперт считает, что подростки осознанно или неосознанно могут ставить перед собой следующие цели:
- Уменьшить давление со стороны окружающих, получить возможность уклониться от каких-либо обязательств. Попросту говоря, подросток наносит себе самоповреждения, так как не хочет участвовать в «неприятном деле».
- Привлечь внимание, достичь желаемой реакции от своего окружения.
- Нейтрализовать неприятные чувства, уменьшить интенсивность тягостных переживаний.
- Дать возможность себе почувствовать хоть что-то, пусть даже боль.
Попытка самоубийства или нет?
Как узнать, была ли это попытка самоубийства или намеренное самоповреждение? Лидия Пантелеева предлагает прежде всего выяснить, сколько таких попыток было в течение года и оценить тяжесть нанесенного вреда. Если попыток было 5 и более, пациент намеренно повреждал себе поверхность тела, это приводило к кровотечениям, синякам, могло вызывать боль, при этом ожидаемый вред оценивается как незначительный или умеренный, пациент не намеревался свести счеты с жизнью – это несуицидальное самоповреждение.
В ответ на такие действия человек может ожидать получить облегчение от негативных чувств или мыслей, разрешить межличностные проблемы, вызвать у себя и окружающих положительные чувства (жалость, сочувствие и т.д.).
Намеренное самоповреждение, по словам эксперта, сочетается с одним из следующих явлений:
- негативные чувства или мысли;
- межличностные проблемы.
Непосредственно перед совершением действия возникают подавленность, гнев, тревога, напряжение, общий дистресс или самокритика.
Перед нанесением самоповреждения обязательно имеется период, когда подросток поглощен желанием осуществить свое намерение. Увы, такое желание ему трудно контролировать. Мысли о самоповреждении возникают часто, но не всегда реализуются.
К самоповреждению не относится социально санкционированное поведение – пирсинг, татуировки, религиозные или культурные ритуалы. Самоповреждение не ограничивается обкусыванием ногтей и сковыриванием болячек.
Кроме того, должны соблюдаться следующие условия:
- Подобное поведение или его последствия вызывают клинически значимый дистресс, а также мешают нормальному общению, учебе и осуществлению других важных функций человека в обществе.
- Данное поведение присутствует не только во время психотических эпизодов, интоксикации, делирия или отмены психоактивных веществ.
- Такое поведение нельзя объяснить другим психическим расстройством или медицинским состоянием (расстройство аутистического спектра, психотическое расстройство, расстройство стереотипных движений с самоповреждением, эскориации и т.д.).
Могут также встречаться неопределенное намерение и так называемый подпороговый тип самоповреждения. При этом частота самоповреждений составляет менее 5 случаев за год. Для подпорогового типа самоповреждения характерны:
- искаженное восприятие боли;
- получение облегчения при самоповреждении благодаря выделению эндорфинов и дофаминов.
О неопределенном намерении можно говорить в случаях, когда при нанесении самоповреждений наравне с желанием решить межличностные проблемы или избавиться от неприятных чувств хотя бы отчасти имело место желание совершить суицид.
В любом случае врач должен определить, нет ли сопутствующих расстройств (пограничного расстройства личности, посттравматического стрессового расстройства), является ли это началом или продолжением депрессивного эпизода либо тревожного расстройства.
В чем спасение?
Если это чистое несуицидальное самоповреждение, на выручку приходят антидепрессанты, атипичные антипсихотики, агонисты альфа-2 рецепторов. Данные препараты снижают желание заняться самоистязанием, объясняет доктор Пантелеева.
Пациенту показаны также диалектическая поведенческая терапия и когнитивно-поведенческая терапия. Какая из них окажется эффективней, решается в ходе консультаций с психотерапевтом или психологом.
Профилактикой подобных состояний станут обучение подростков способам регулирования своих эмоций и, конечно, поддержка взрослеющих детей со стороны родителей, учителей, родственников и знакомых.