Пятница, 28 марта 2025
Поиск

Задать вопрос эксперту

Неверный ввод

0/5000

Напишите ваш вопрос
Введите цифры с картинки
Обновить Неверный ввод
   

Переломный момент

Скандинавская ходьба снижает риск остеопороза
freepik
Фото: freepik

Природа распорядилась так, что у мужчин костная масса выше и теряется она плавно. У женщин с наступлением менопаузы костная ткань тает прямо на глазах. К тому же живут представительницы прекрасного пола дольше мужчин. Многие мужчины просто не доживают до остеопороза. Потому число женщин с остеопорозом в разы превышает количество мужчин с таким же диагнозом. И все-таки остеопороз не только женская проблема. Советы, как снизить риски, пригодятся всем.

Остеопороз – системное заболевание скелета. Характеризуется снижением плотности и микроархитектурными нарушениями костной ткани. Она становится хрупкой, размягчается, в ней образуются большие полости. Положение усугубляется, когда наступает менопауза. Из-за обвального снижения костной массы у 30-40% женщин старше 50 лет обнаруживается остеопороз. Само по себе заболевание может очень долго никак не проявляться, пока не начнутся осложнения – множественные переломы тел позвонков, соответствующие изменения фигуры, нарушения двигательной функции. Между тем, драматического возрастания переломов у женщин в этом возрасте во многих случаях можно избежать, если вовремя проводить профилактику и лечение болезни, говорит врач-эндокринолог, доцент кафедры эндокринологии ФУВ, старший научный сотрудник отделения терапевтической эндокринологии МОНИКИ имени М.Ф. Владимирского, кандидат медицинских наук Илья Барсуков.

Факторы риска

К ним относятся:

  • гормональные – женский пол, позднее начало менструаций, аменорея, бесплодие, ранняя менопауза, то есть все, что связано с нарушением уровня женских половых гормонов;
  • другие заболевания – эндокринные (сахарный диабет обоих типов), ревматические (ревматоидный артрит, системная красная волчанка, анкилозирующий спондилоартрит), онкологические, гематологические, заболевания печени и почек, нарушения фосфорно-кальциевого обмена, болезни органов пищеварения, связанные с нарушением всасывания, болезни крови (лейкозы, лимфомы);
  • другие состояния – овариоэктомия, иммобилизация, трансплантация;
  • прием лекарств – глюкокортикостероидов, гепаринов, антиконвульсантов, цитостатиков, тиреоидных гормонов, анаболических стероидов, антацидов, ингибиторов протонной помпы. Особенно сильно риск увеличивается при безответственном длительном приеме кортикостероидов;
  • образ жизни – курение, злоупотребление алкоголем, низкая или избыточная физическая нагрузка, дефицит кальция и витамина D в пище;
  • генетические – раса (европеоиды и монголоиды), пожилой возраст, наследственность, дефицит массы тела, несовершенный остеогенез, синдром Марфана.

Модифицируемые факторы риска – низкий индекс массы тела (меньше 20 кг/м2), недостаток кальция, дефицит витамина D, склонность к падениям, курение, злоупотребление алкоголем, низкая физическая активность.
Немодифицируемые факторы риска – женский пол, низкая минеральная плотность костной ткани, раса, ранняя, в том числе хирургическая, менопауза, возраст старше 65 лет, семейный анамнез остеопороза, то есть переломы у родственников.
Среди первичного остеопороза 85% составляет менопаузальный, на долю лекарств и других заболеваний (вторичного остеопороза) приходится не более 15%. При этом в подавляющем большинстве случаев до перелома болезнь никак не дает о себе знать. Именно поэтому так важно учитывать факторы риска и проводить профилактику на бессимптомной стадии.

Специфика травм

Главная опасность при остеопорозе – переломы. При переломе проксимального отдела шейки бедра, по словам Ильи Барсукова, в первые два года смертность достигает 40-45%. Из выживших 40% становятся инвалидами, только около 15% возвращаются к полноценной жизни. Каждый уже произошедший перелом увеличивает риск повторного в 4 раза, а риск переломов шейки бедра – в 2,5 раза. В России происходит около 4 млн таких травм в год. В Европе подобный перелом случается каждые 30 секунд.
У остеопоротических переломов специфический механизм. Они возникают при минимальной травме, а порой и без нее. Стоит неловко повернуться – и готово, компрессионный перелом позвонков. Классический вариант – падение с высоты собственного роста. Если пациент говорит, что травмы как таковой не было, а перелом случился, любой врач обязан заподозрить остеопороз и расспросить пострадавшего о факторах риска, считает Илья Барсуков.
Чаще всего происходят переломы:

  • шейки бедра,
  • компрессионные переломы позвонков,
  • перелом лучевой кости.

Переломы ребер, костей голени, плечевой кости, тазовых костей и пальцев случаются гораздо реже.
При постановке диагноза самое главное не измерить с помощью денситометрии плотность костной ткани, хотя данное исследование считается золотым стандартом диагностики остеопороза, а оценить риск переломов и, если он высок, вовремя назначить лечение, продолжает Илья Барсуков. Для оценки рисков имеется специальная шкала FRAX, по которой рассчитывается вероятность перелома в течение ближайших 10 лет. Если риск высок – назначается лечение, если нет – проводится профилактика.
При переломе проксимального отдела шейки бедра в первые два года смертность достигает 40-45%. Из выживших 40% становятся инвалидами, только около 15% возвращаются к полноценной жизни

Как снизить риски?

Илья Барсуков призывает заниматься профилактикой остеопороза с детства. Это так называемые немедикаментозные методы – сбалансированный рацион, подвижный образ жизни, прием витамина D. То же самое показано и взрослым.
Если не было перелома, полезны будут ходьба, бег, танцы, подвижные игры. Механическая нагрузка стимулирует анаболические процессы. Благодаря этому повышается активность остеобластов. Но если диагностирован остеопороз, подобные нагрузки должны быть очень умеренными. Илья Барсуков рекомендует скандинавскую ходьбу, которая подходит для людей любого возраста. Палки дают дополнительную опору. При правильной технике ходьбы снижается нагрузка на позвоночник, мышцы спины, ног, суставы нижних конечностей, при этом дополнительно нагружаются плечевой пояс и руки. Улучшается работа сердца и легких, ускоряются обменные процессы, уменьшается уровень холестерина и глюкозы в сыворотке крови.
Снижению риска падений способствуют физические упражнения, улучшающие координацию движений и силу. Тот же эффект достигается, если человек носит удобную обувь с нескользкой подошвой, вовремя корректирует зрение, неврологические нарушения. Следует использовать нескользкие коврики, а ванну и туалет хорошо бы оборудовать поручнями. В квартире должно быть хорошее освещение. Следует регулярно принимать препараты для контроля над артериальным давлением. В общественном транспорте эксперт рекомендует держаться за поручни и не ездить на задней площадке автобуса, трамвая и троллейбуса.
Обязательно в достаточном количестве надо употреблять витамин D и кальций. Парадокс, но их дефицит обнаруживается даже у жителей южных стран, которые активно защищают кожу от солнечного излучения и в силу национальных или религиозных особенностей носят закрытую одежду. Низкий уровень витамина D способствует выводу кальция из костной ткани. Показатель благополучия – уровень 25(ОН)D в сыворотке крови. Этот параметр легко определять, причем он отражает поступление витамина D как с пищей, так и синтезированного в коже под воздействием ультрафиолетового излучения.
При дефиците и недостатке данного нутриента нужны лечебные дозы, при нормальном уровне – достаточно профилактических. Витамин D способен активировать всасывание кальция в кишечнике. Но только с помощью продуктов уровень кальция нормализовать практически невозможно. Чтобы получить 1000 мг кальция с пищей, нужны: 1 л молока, 200 г сыра, 1 кг творога, 1 кг брокколи, 35 яиц, 450 г орехов, 10 порций йогурта. Потому при остеопорозе рекомендуются особые препараты кальция, которые принимаются вместе с витамином D. Исследования показали, что в таком случае риск переломов снижается на 12%, а риск переломов бедренной кости – на 26%.
Достаточно полезна будет и менопаузальная гормональная терапия. Она одобрена в том числе и для профилактики менопаузального остеопороза женщинам младше 60 лет с длительностью менопаузы до 10 лет, замечает доктор Барсуков. Рекомендуется использовать наименьшие эффективные дозы. По мере увеличения возраста женщины дозировка снижается.

 
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Log in or Sign up