Вторник, 21 января 2025
Поиск

Задать вопрос эксперту

Неверный ввод

0/5000

Напишите ваш вопрос
Введите цифры с картинки
Обновить Неверный ввод
   

Пищевая избирательность: норма или патология?

freepik
Фото: freepik

По статистике с нарушениями и расстройствами пищевого поведения сталкиваются 25-35% детей. Около 10% из них испытывают при употреблении пищи довольно серьезные трудности, причем эти проблемы сопровождают их на протяжении всей жизни. Родители таких детей не знают, к кому обращаться за помощью, и, к сожалению, часто сталкиваются с неконструктивными советами и непониманием. Между тем, у подобных проблем есть решение. Надо только набраться терпения и не бояться прийти на консультацию к психологу, психотерапевту и. может быть, даже к психиатру.

Родители, жалуясь на то, что ребенок практически ничего не ест, часто сталкиваются с обесцениванием их переживаний. Им говорят, что малыш поест, как только проголодается, и все дети плохо едят. Это не совсем так. Взрослым членам семьи важно отличать патологию от нормы и знать, как найти выход из такой ситуации.

Трудности с питанием

Условно трудности с питанием, которые испытывают дети, можно разделить на три большие группы:

  1. Пищевая неофобия – это норма, возрастная особенность большинства детей, подразумевающая небольшую степень пищевой избирательности.
  2. Нарушения пищевого поведения, пищевая избирательность – трудности посерьезнее. Их испытывают в среднем 25% детей.
  3. Расстройства пищевого поведения – анорексия, булимия, приступообразное переедание. При этом имеются нарушения образа тела. Человек не ест определенную пищу, потому что хочет похудеть, кажется себе слишком толстым и противным. Без помощи психиатра, психотерапевта и целой команды специалистов разного профиля в подобных случаях не обойтись.

Пищевая неофобия – нормальная фаза развития детей от 1,5 до 6 лет, рассказывает специалист по расстройствам пищевого поведения клиники «Докдети» Александра Михайлидис. У детей в этом возрасте переменчивый аппетит, они не едят незнакомые продукты, периодически вообще отказываются от того, что раньше ели с удовольствием. Взрослые думают, что ребенок ест все время примерно одинаково, но на самом деле аппетит у него то лучше, то хуже.
Надежный способ уменьшить неприятие новых продуктов и блюд – многократно предлагать небольшие кусочки незнакомых ингредиентов одновременно с уже привычными продуктами. По данным разных исследований, сообщает эксперт, чтобы привыкнуть и полюбить что-то незнакомое, обычно оказывается достаточно 15-20 проб. Принятие новой пищи увеличивается, когда ребенок видит положительное к ней отношение родителей и братьев или сестер.
Пищевую избирательность проявляют привереды, дети-малоежки. Их рацион значительно сужен, обычно до 20-30, но бывает, что в нем насчитывается менее 15 продуктов. В последнем случае говорят о высокой степени пищевой избирательности. Такие дети могут исключить из своего меню целые группы продуктов – овощи, фрукты, мясные изделия, рыбу. У малоежек строгие требования к внешнему виду блюд. Еда должна быть приготовлена строго определенным способом, находиться в определенной упаковке. Привереды чувствительны к тому же к запахам, вкусам и текстурам продуктов.
Отличие нарушений пищевого поведения от его расстройств в том, что первые не сопровождаются нарушением образа тела.
Надежный способ уменьшить неприятие новых продуктов и блюд – многократно (до 20 раз) предлагать небольшие кусочки незнакомых ингредиентов одновременно с уже привычными продуктами

Что учтет специалист

Врач или специалист, к которому родители обращаются за помощью, должен учесть множество обстоятельств. На этот счет существует достаточно объемный опросник. Обязательно будут вопросы о том, как протекали беременность и роды. Доктор оценит состояние здоровья ребенка – рост, вес, физическое развитие, анатомические особенности (короткая уздечка языка, расщепление губы или неба). Он обязательно поинтересуется медицинскими диагнозами: есть ли заболевания дыхательных путей, нарушения работы желудочно-кишечного тракта (запоры, рвоты, нарушения моторики, рефлюкс, аллергии), врожденные пороки развития, неврологические диагнозы.
Прием пищи не такой простой процесс, как нам кажется, уверяет Александра Михайлидис. Он требует развития определенных навыков. Прежде всего следует убедиться, что ребенок вообще способен принимать еду. Задержка или нарушение моторного развития, способности принимать пищу определенной консистенции в соответствии с возрастом, нарушение сенсорного функционирования полости рта, трудности в самостоятельном приеме пищи – все это может приводить к проблемам при кормлении малыша. У младенцев это может проявляться как трудности с сосанием и глотанием, что влияет на эффективность получения достаточного объема молока из груди или бутылочки. У детей постарше проблемы могут быть со способностью воспринимать более плотные текстуры и умением обращаться с кусочками, комочками, а также со способностью кормить себя самостоятельно.
Чтобы полноценно расти и развиваться, ребенок должен получать достаточный объем питательных веществ, продолжает госпожа Михайлидис. Потому оценивается разнообразие рациона, объем съедаемых блюд, уровень питательных веществ.
Прием пищи – еще и социальный процесс. Ссоры и слезы за столом влияют не только на питание ребенка, но и на качество жизни всей семьи. Ребенок может плакать, злиться, испытывать страх перед едой и ощущениями, которые она может принести. Ситуацию усугубляют попытки взрослых надавить на младшего члена семьи и заставить его доесть все до конца. Скоро весь быт семьи оказывается зациклен на кормлении ребенка.

Красные флаги

Нарушения пищевого поведения чреваты серьезными осложнениями:

  • потерей веса, замедленным ростом;
  • значительным дефицитом питательных веществ;
  • усталостью, головокружениями;
  • обмороками;
  • сахарным диабетом;
  • проблемами с сердечно-сосудистой системой;
  • нарушениями менструального цикла у девочек-подростков.

Понять, как далеко зашел процесс и надо ли срочно обращаться за помощью, поможет специальный краткий опросник. Родителям предстоит ответить на следующие вопросы:

  • Ребенок дает знать, что голоден? – если нет, это плохо.
  • Ребенок ест достаточно? – если нет, это плохо.
  • Сколько времени обычно уходит, чтобы покормить ребенка: меньше 5 минут, 5-30 минут, больше 30 минут? -  первый и третий варианты ответов сигнализируют о наличии проблемы.
  • Нужно ли делать что-то особенное, чтобы ребенок ел? – «да» сигнализируют о наличии проблемы.
  • Ребенок дает знать, что он сыт? – «нет» сигнализирует о наличии проблемы.
  • Беспокоитесь ли вы о том, как ест ребенок? – «да» сигнализирует о наличии проблемы.

Не менее двух «проблемных» ответов считаются «красными флагами». В таком случае родителям обязательно надо обратиться за помощью. Самостоятельно они вряд ли с этим справятся.

К кому идти?

С проблемами, касающимися навыков питания и кормления, в зависимости от типа нарушений помогут справиться невролог, педиатр, гастроэнтеролог, логопед, психолог.
Нивелировать психосоциальные факторы – задача психолога и педиатра.
Привести в норму содержание питательных веществ в рационе – задача педиатра, нутрициолога, диетолога, гастроэнтеролога.
Медицинские проблемы в зависимости от того, в работе каких органов обнаружены нарушения, будут решать педиатр, гастроэнтеролог, невролог, хирург, эндокринолог, пульмонолог, логопед, аллерголог.
В любом случае с ребенком и его родителями будет работать целая команда специалистов разного профиля. Помощь включает в себя медицинскую помощь, консультирование по вопросам режима питания, информирование о том, как устроено пищевое поведение ребенка, что ему помогает есть, что мешает, как организовать прием пищи так, чтобы ребенок лучше ел, а также терапию питания – постепенное введение новых продуктов в рацион и создание позитивных ассоциаций с едой.

Метод пищевых цепочек

Если у ребенка дефицит веса – в первую очередь увеличивают объем питания. Надо есть побольше любимых продуктов, даже если это печенье, хлеб и конфеты, советует Александра Михайлидис.
Следующий шаг – увеличение калорийности рациона. На помощь придут сливочное и растительное масло, ореховая паста. Обогатить пищу полезными веществами помогут растительное молоко, обогащенное кальцием, хлопья для завтрака, обогащенные железом. У ребенка должно быть три основных приема пищи и 2-3 перекуса за день. Эксперт рекомендует многокомпонентные перекусы, например, крекеры+ореховая паста+молоко. Между приемами пищи у малышей должно пройти 2-2,5 часа, у детей постарше – 2,5-3,5 часа. Весь процесс в зависимости от возраста должен занимать 15-30 минут.
Постепенно можно изменить способ подачи еды, использовать разноцветные тарелки, накладывать еду другим способом и другим способом нарезать знакомые ребенку продукты. Это подготовит почву для других изменений.
Увеличить количество продуктов, к которым ребенок будет относиться благосклонно, можно, используя метод пищевых цепочек. Например, ребенок любит картошку фри. Начните готовить ее дома, потом измените форму, нарезку картошки, попробуйте приготовить картошку по-деревенски, картофельное пюре и т.д.

Шаги к здоровому питанию

Ими станут семейные завтраки, обеды и ужины, положительные эмоции, режим питания, правильная организация пространства для приема пищи и регулярные, повторяющиеся, но без нажима и давления предложения (пробы) новых блюд и продуктов.
Режим питания помогает детям распознавать сигналы голода и сытости. Эксперт рекомендует вести дневник питания, где отмечать время приема пищи. Родители сразу поймут, часто или редко ест ребенок, не кусочничает ли. Слишком частые или редкие приемы пищи и кусочничество притупляют аппетит, а кусочничество еще и мешает почувствовать голод.
Очень важно, где во время приема пищи сидит ребенок, где находятся взрослые, члены семьи едят вместе или раздельно. Если ребенок ест один, это не дает ему возможности наблюдать, как и что едят старшие члены семьи.
Ребенок должен регулярно видеть, трогать и нюхать продукты. Положительные эмоции создают позитивные ассоциации с едой, поощряют самостоятельность. Давление и принуждение к еде приводят к снижению интереса, отказу от еды, сужению рациона. Требования доедать до конца, угрозы дать планшет только после того, как ребенок съест кашу, не приводят ни к чему хорошему, уверена Александра Михайлидис.
Семейные приемы пищи снижают риск ожирения, развития расстройств пищевого поведения. Дети, которые хотя бы 4 дня в неделю (по одному приему пищи) едят вместе с семьей, быстрей полюбят овощи и фрукты. Регулярные семейные приемы пищи снижают вовлеченность подростков в различные формы рискованного поведения - употребление табака, алкоголя, наркотиков, агрессивное поведение.

Шесть шагов к новому

Специалисты по расстройствам пищевого поведения утверждают: чтобы ребенок привык к новым продуктам и блюдам, он должен:

  1. Находиться в одной комнате с новой едой.
  2. Сидеть за одним столом с новой едой.
  3. Помогать в приготовлении пищи, сервировать стол.
  4. Нюхать новое, прикасаться к нему руками.
  5. Пробовать и облизывать новое.
  6. Класть новое в рот, жевать и есть его.

Родителям стоит понимать, что любая встреча ребенка с едой (поход в магазин за продуктами, приготовление пищи, сенсорные игры с едой) – это не баловство, а знакомство с продуктами.

 

 
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Log in or Sign up