Четверг, 25 апреля 2024
Поиск

Задать вопрос эксперту

Неверный ввод

0/5000

Напишите ваш вопрос
Введите цифры с картинки
Обновить Неверный ввод
   

Как ужиться с Паркинсоном

freepik
Фото: freepik

Болезнь Паркинсона – второе по распространенности в мире нейродегенеративное заболевание. Если сейчас в мире 6 млн пациентов с таким диагнозом, то, по прогнозам глобального Фонда Паркинсона, к 2040 году количество больных увеличится вдвое. Как вовремя заметить недуг, что должно насторожить пациента, каковы современные методы лечения?

Болезнь Паркинсона поражает не только темпами распространения, но и уровнем смертности. Пациенты с таким диагнозом умирают в мире каждые 2,5 минуты. ВОЗ подчеркивает, что неврологические заболевания являются основной причиной инвалидности и второй по значимости причиной смертности. На них приходится 9 млн смертей в год. Потому очень важно вовремя обратить внимание на тревожные симптомы и как можно быстрее обратиться за помощью к неврологу.

Факторы риска

Основной фактор риска развития болезни Паркинсона – возраст. Причем, как отмечает врач-невролог, заместитель директора Научного центра неврологии по научной работе, директор Института мозга Научного центра неврологии, доктор медицинских наук, академик РАН Сергей Иллариошкин, за последние несколько десятилетий болезнь помолодела. Каждому двадцатому пациенту диагноз ставится в возрасте до 40 лет, каждому десятому – до 50 лет. По мере взросления человека риски возрастают.  Так, в 55-64 года такой диагноз имеют до 1% человек, в 65-74 года – до 2% людей, старше 75 лет – уже 3-4%.
Еще один важнейший фактор риска – новая коронавирусная инфекция. У перенесших ее пациентов вероятность нейродегенеративных заболеваний резко увеличивается.

Проблемы диагностики

По словам Сергея Иллариошкина, не менее 35% случаев болезни Паркинсона на протяжении первых 2-3 лет не диагностируются. Раннее обнаружение данного недуга связано с большими сложностями. Симптомы очень мягкие, практически незаметные и к тому же неспецифичны. Потому чаще всего к врачу приходят, когда болезнь перешла в развернутую стадию и в большинстве случаев кардинально помочь человеку уже невозможно. Можно лишь немного смягчить проявления.
Для постановки диагноза должны быть очевидны три основных симптома:

  1. Брадикинезия – замедленность движений. Пациент медленно ходит, у него страдает мелкая моторика. Исчезает мимика, лицо напоминает неподвижную маску. Обедняется интонация.
  2. Ригидность – повышение мышечного тонуса.
  3. Тремор конечностей, туловища. Максимально выражен в состоянии полного покоя.

Данные нарушения связаны с повреждением очень маленького участка головного мозга (буквально 1-2 см) – так называемого черного вещества, объясняет академик Иллариошкин. К болезни Паркинсона приводит как раз дегенерация этой субстанции. В норме в черном веществе много клеток, содержащих темный пигмент – нейромеланин и другое вещество – дофамин. Последний – главный двигательный медиатор. Он влияет как на двигательные функции, так и на некоторые психические. Болезнь развивается, когда черное вещество бледнеет, так как исчезают нервные клетки, содержащие нейромеланин и дофамин. Дофамин поступает в подкорку, ядра, кору больших полушарий, основание мозга. Его недостаток сказывается на работе всего мозга.
На следующей стадии в болезнь вовлекаются не только ствол мозга и черная субстанция, но и другие отделы центральной нервной системы и даже периферическая нервная система. Болезнь Паркинсона на развернутой стадии – болезнь всей нервной системы и головного мозга.
Но это только видимая часть айсберга, предупреждает Сергей Иллариошкин. Подводная часть – немоторные проявления болезни. Оказывается, за 10-15, даже 20 лет до начала двигательной стадии появляются нарушения в фазе быстрого сна, упорные запоры, снижение обоняния, дневная сонливость. Пациент с болями в мышцах, нарушением опорожнения кишечника, тревогой годами ходит от терапевта к ревматологу, от ревматолога – к хирургу, не получая должного лечения и облегчения состояния.
За 10-15, даже 20 лет до клинических симптомов болезни Паркинсона появляются немоторные проявления недуга: нарушения в фазе быстрого сна, упорные запоры, снижение обоняния, дневная сонливость

Современные методики лечения

Как только начинается лечение препаратами, которые воздействуют на дофамин (препараты леводопы – предшественника дофамина), агонистами дофаминовых рецепторов, другими корректорами метаболизма нейротрансмиттеров в головном мозге (бромокриптин, каберголин, лизурид, перголид, апоморфин), состояние пациента приходит в норму. Это медовый месяц лечения болезни Паркинсона, считает Сергей Иллариошкин. Длится он 2-3 года. Потом начинаются осложнения: в конце действия дозы препарата состояние резко ухудшается, пациент торопится принять следующую дозу. Позже в момент максимального действия препарата появляется избыточная моторика, суетливость, гиперподвижность. Постепенно двигательная дискинезия выходит из-под контроля и наступает развернутая стадия болезни. Терапию приходится менять.
На развернутой стадии нарушается метаболизм также серотонина и норадреналина. Надо давать амантадины, ингибиторы ферментов метаболизма, рекомендует Сергей Иллариошкин.
Когда лекарственные препараты перестают помогать, прибегают к нейрохирургическому лечению. Здесь возможны несколько методик:

  1. Разрушение в головном мозге с помощью высокотехнологичных устройств очень маленького ядрышка, например, субталамического, чтобы убрать патологическую аритмию мозга, характерную для данной патологии. Недавно в этой области случился прорыв. Появилась возможность проведения подобных операций без разреза, с помощью сфокусированного ультразвука.
  2. Глубинная стимуляция мозга. Для этого с помощью специального нейронавигационного устройства в нужную точку мозга вводятся электроды. Проводки прокладывают по коже скальпа, и электроды соединяются с источником питания, который имплантируется под ключицу. Благодаря наружному импульсу прерывается патологическая пульсация мозга.
  3. Чтобы улучшить контроль за состоянием пациентов, лекарственные препараты вводятся в дозированном режиме с помощью специальных устройств. На боку пациента крепится специальная помпа, которая доставляет лекарство непосредственно в двенадцатиперстную кишку.

Подобные операции, благодаря которым лежачие пациенты начинают вставать и ходить, проводятся за счет квот на оказание высокотехнологичной медицинской помощи уже в 11 городах России.
Доктор Иллариошкин упомянул также метод контролируемого введения апоморфина. Агонист дофаминовых рецепторов доставляется с помощью подкожной помпы. Увы, в России данный прибор пока не зарегистрирован.
Переходить от сравнительно простых методов лечения к сложным Сергей Иллариошкин советует, когда:

  • Принимать леводопу приходится чаще 5 раз в день. Чем больше доза препарата, тем выше риск тяжелых осложнений.
  • Периоды «выключения» (внезапных ухудшений состояния – нарастание страха, болевого синдрома, ухудшения двигательных и недвигательных функций) длятся более 2 часов в сутки.
  • Насильственные движения продолжаются более 1 часа в сутки.

Когда перечисленные симптомы сходятся, пациента должны проконсультировать в специализированном центре. Как оптимально выстроить лечение в таком случае, решает мультидисциплинарная команда: логопед, нейрохирург, невролог, при необходимости подключаются гастроэнтеролог, терапевт и эрготерапевт. Современная медицина может контролировать двигательные проявления и обеспечивать таким пациентам достойное качество жизни в течение многих лет, уверен доктор Иллариошкин.

 
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Log in or Sign up