Пятница, 29 марта 2024
Поиск

Задать вопрос эксперту

Неверный ввод

0/5000

Напишите ваш вопрос
Введите цифры с картинки
Обновить Неверный ввод
   

Ваше право

Что потребитель может потребовать и как на это реагировать
Legion-Media
Фото: Legion-Media

Как только посетитель аптеки вступил в товарно-денежные отношения с ее сотрудниками, а проще – что-то купил, с юридической точки зрения он переходит в разряд потребителя. И на него распространяются все нормы закона «О защите прав потребителей». Какими правами наделяет его этот документ?

Наш эксперт – ассистент кафедры управления и экономики фармации и фармацевтической технологии ПИМУ Минздрава России Наталья Чеснокова.

 

Безопасность превыше всего

Федеральный закон РФ № 2300–1 от 07.02.1992 «О защите прав потребителей» гласит, что потребитель имеет право на то, чтобы любой товар «при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя».

Применительно к аптечной деятельности речь идет прежде всего о лекарственных препаратах, парафармацевтической продукции и изделиях для медицинского применения.

Безопасность лекарственных средств определена в законе № 61‑ФЗ «Об обращении лекарственных средств», статья 4: это «характеристика лекарственного средства, основанная на сравнительном анализе его эффективности и риска причинения вреда здоровью».

Безопасность лекарственных средств в аптеке обеспечивается комплексом мероприятий, относящихся к системе контроля качества (подробно об этом – в «ФM» № 17).
За нарушения правил безопасности предусмотрена серьезная ответственность, вплоть до уголовной, в соответствии с главой 25 УК РФ. В частности:

  • Статья 235.1 «Незаконное производство лекарственных средств и медицинских изделий»;
  • Статья 236 «Нарушение санитарно-эпидемиологических правил»;
  • Статья 237 «Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей»;
  • Статья 238 «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности»;
  • Статья 238.1 «Обращение фальсифицированных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок».

Поэтому в соблюдении правил безопасности провизору важно быть особенно бдительным.

 

О сроках службы и годности

При обеспечении права потребителя на безопасность и качество товара используются показатели срока службы и срока годности, что не одно и то же.

Срок годности – это период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению.

Он в обязательном порядке устанавливается на:

  1. продовольственные товары и медикаменты;
  2. непродовольственные товары: товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях: лечебно-профилактические средства (в т. ч. инструменты, приборы и аппараты медицинские; очки и линзы для коррекции зрения), воды минеральные лечебные и лечебно-столовые, средства по уходу за зубами и полостью рта; парфюмерно-косметические товары.

Реализация товаров с истекшим сроком годности не допускается.

Срок службы товара – период, в течение которого изготовитель обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара по целевому назначению и нести ответственность за существенные недостатки в соответствии с действующим законодательством.

Существуют товары, которые могут быть использованы и по истечении срока службы, однако для ряда групп установлены ограничения. В частности, по окончании срока службы нельзя использовать:

  • игрушки для детей;
  • товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях: медицинские инструменты, приборы и аппараты; очки и линзы для коррекции зрения.

Провизор обязан довести до посетителя аптеки информацию об установленном изготовителем сроке службы товара, в противном случае это будет считаться нарушением закона «О защите прав потребителей».

 

Обмен некачественных товаров

Речь идет о непродовольственных товарах длительного пользования, например, медицинских приборах, приспособлениях, аппаратах.

Статья 5 Закона «О защите прав потребителей» закрепляет ответственность изготовителя за существенные недостатки, возникшие в период срока их службы.

Существенным считается недостаток, который нельзя устранить или можно устранить, но с несоразмерными затратами времени или денег, а также недостаток, выявляемый неоднократно.
Продавец или уполномоченная организация обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара.

Основной срок для замены товара на доброкачественный – 7 дней, но он может быть продлен, если такого же товара у продавца на данный момент нет.

Если для выяснения причин недостатка нужна экспертиза, то она проводится за счет продавца или уполномоченной организации. При этом срок замены продляется, а потребителю в течение 3 дней выдается во временное пользование аналогичный товар с такими же потребительскими свойствами. Это правило не распространяется на приборы, имеющие соприкосновение со слизис­той и кожными покровами, например:

  • медицинские электрорефлекторы,
  • электрогрелки,
  • электробинты,
  • электропледы и электроодеяла,
  • электрофены-щетки, электробигуди,
  • электрические зубные щетки,
  • электрические машинки для стрижки волос и т. п.

 

Обмен качественных товаров

Статья 25 закона «О защите прав потребителей» предусматривает право на обмен непродовольственных товаров надлежащего качества, если они не подошли по параметрам (габариты, размер, форма и т. д.). Однако это право не действует в отношении многих товаров, которые могут быть в ассортименте аптеки, а именно:

  • лекарственные препараты, а также товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (предметы санитарии и гигиены из металла, резины, текстиля и других материалов;
  • едицинские инструменты, приборы и аппаратура; средства гигиены полости рта; линзы очковые; предметы по уходу за детьми);
  • предметы личной гигиены (зубные щетки, расчески, заколки, бигуди для волос, парики, шиньоны и другие аналогичные товары);
  • парфюмерно-косметические товары;
  • непериодические издания (книги, брошюры, альбомы, календари и т. п., а также издания, воспроизведенные на технических носителях информации).

Наталья Чеснокова

Наталья Чеснокова

Эксперт

Ассистент кафедры управления и экономики фармации и фармацевтической технологии ПИМУ Минздрава России, ведущий эксперт центра последипломного образования «Провизор–24»

     
    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

    Log in or Sign up