Вторник, 19 марта 2024
Поиск

Задать вопрос эксперту

Неверный ввод

0/5000

Напишите ваш вопрос
Введите цифры с картинки
Обновить Неверный ввод
   

Выйти из хаоса или усилить его?

Чего ждать провизорам от новых квалификационных требований
freepik
Фото: freepik

Проект Приказа МЗ, идущего на смену нынешнему 707н, большинство коллег восприняло с радостью: теперь заведующим аптеками можно будет работать за первым столом без получения дополнительной специализации. Насколько оправдан этот оптимизм?

Эксперт - ректор Сибирской фармацевтической академии, доктор фармацевтических наук, профессор, академик РАЕН Александр Гришин

Истоки несоответствий

Новый приказ в профессиональном сообществе ждали с нетерпением. Сотрудники фармацевтических организаций надеялись, что он поможет найти выход из того хаоса в квалификационных требованиях, который обострился в связи с переходом фармации на процедуру аккредитации.
Напомню, что Национальной Фармацевтической Палатой (НФП) несколько лет назад были разработаны профессиональные стандарты провизора и фармацевта. При этом трудовые функции и требования по уровню компетенций к специалистам со средним и с высшим образованием в большинстве своём были уравнены. Такая ситуация сама по себе уже нонсенс. Подробно об этом я говорил в выпуске издания «Медицина и фармация ФМ» за октябрь 2022 года: 
https://phmlife.ru/images/gazeta/%D0%A4%D0%9C_%E2%84%9610_2022.pdf
Однако дальше неразбериха в нормативных документах, не без помощи НФП, только нарастала. В 2018 году вышел Приказ Минтруда РФ от 09.04.2018 г. № 214н, согласно которому из приказа Минздрава № 541н были исключены квалификационные характеристики ряда фармацевтических должностей: директор (заведующий) фармацевтической организации, заведующий аптечным складом и провизор. В результате этих инноваций должность «провизор» стала рассматриваться как квалификационное несоответствие для обладателей сертификатов со специальностью «фармацевтическая технология». А это до 70% провизорских кадров! Такой вот «приятный сюрприз».
Высветилась ещё важная правовая коллизия этого нормативного акта. Определённый им порядок допуска к фармацевтической деятельности провизоров вступил в противоречие с требованиями ч.2 ст. 69 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ. Мы обратились в Департамент медобразования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава РФ. В ответ получили письмо от 12.07.2018 г. № 16-5/3076120-4369, что наши предложения приняты во внимание и будут учтены при очередной актуализации нормативных актов. Однако ошибочное решение осталось в силе и продолжает создавать трудности провизорам при прохождении аккредитации.
Не менее существенная проблема - запрет провизорам с сертификатами по специальностям «управление и экономика фармации», «фармацевтическая химия и фармакогнозия» заниматься реализацией и отпуском товаров аптечного ассортимента. Провизор, даже имеющий многолетний стаж работы на должности руководителя аптеки, не может встать за первый стол без получения дополнительного сертификата. Абсурд ситуации усугубляется тем, что выпускник колледжа, фармацевт со средним образованием, может на законных основаниях выполнять эти функции без каких-либо ограничений.
Заслуживает серьёзного внимания и правовое регулирование взаимозаменяемости фармацевтических специалистов. В настоящее время штат большинства аптек малочислен, представлен, как правило, 2-5 специалистами. Возникает вопрос: оправдано ли требование о наличии четырех фармацевтических специальностей для провизоров? Тем более, что три из них необходимо получать в рамках двухгодичной ординатуры.  На мой взгляд, давно пора по этому вопросу провести серьёзный «мозговой штурм» с участием представителей Минздрава и Минобрнауки. 

В поисках выхода

С сожалением констатирую, что обновлённый проект приказа Минздрава РФ, разработанный взамен приказа № 707н, не оправдал возложенных на него надежд. Не вдаваясь в детали, многие руководители аптек положительно восприняли свое право работать за первым столом без дополнительного сертификата. Однако каким образом эта цель достигается? И каковы последствия?
Проект Минздрава предлагает специальности «управление и экономика фармации» и «фармацевтическая химия и фармакогнозия» дополнить должностью «провизор-технолог». Хочется спросить разработчиков:

  1. Как трудовые функции должности «провизор-технолог», предусмотренные профессиональным стандартом «Провизор» (утв. приказом Минтруда РФ от 09 марта 2016 г. № 91н), будут согласовываться с положениями профессионального стандарта «Специалист в области управления фармацевтической деятельностью» (утв. приказом Минтруда РФ от 22 мая 2017 г. № 428н)?
  2. Как трудовые функции должности «провизор-технолог» будут согласовываться с положениями профессионального стандарта «Об утверждении профессионального стандарта «Провизор-аналитик» (утв. приказом Минтруда РФ от 22 мая 2017 г. № 427н)?

Очевидно, что подобная рассинхронизация нормативной базы не будет способствовать эффективности фармацевтической деятельности. Можно ли достичь ту же цель, но другими средствами?
Да, можно. Сохранив ныне действующие профессиональные стандарты, то есть ключевые нормативные акты процедуры аккредитации специалистов. Суть наших предложений связана с введением допуска к занятию должности «Провизор» всех провизоров, которые имеют успешно пройденную аккредитацию и/или действующий сертификат по любой из фармацевтических специальностей.
В наших предложениях мы попытались найти пути решения и других проблем регулирования квалификационных требований к провизорам, в частности:

  • легальной взаимозаменяемости на различных должностях фармацевтических специалистов в малочисленных аптечных организациях;
  • разделения компетенций руководителей обособленных структурных подразделений и отделов аптечных организаций.

Если мы внесём эти изменения в проект приказа Минздрава, то есть надежда минимизировать квалификационный хаос в нормативной базе фармации. Будем надеяться, что и главное противоречие в рамках фармацевтических компетенций фармацевтов и провизоров тоже просуществует недолго.
Полный текст предлагаемых изменений здесь: https://disk.yandex.ru/i/yS6MrNOtll0BOw

Александр Гришин

Александр Гришин

Эксперт

Доктор фармацевтических наук, профессор, ректор АНО ДПО «Сибирская фармацевтическая академия»

     

     
    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

    Log in or Sign up