Сегодня заместительную почечную терапию в мире получают 2,6 млн пациентов. К 2030 году, по прогнозам, их количество увеличится до 5 млн. Многие развитые страны уже сейчас на лечение терминальной стадии почечной недостаточности тратят 2-3% своего годового бюджета здравоохранения. Заместительная почечная терапия действительно очень затратный метод терапии, но без него человек обречен на мучительную смерть. Конечно, гораздо дешевле не допустить развития болезни. Потому сейчас во всем мире получили распространение методы ранней диагностики и раннего назначения препаратов для терапии данной патологии.
Концепция управления хронической болезнью почек (ХБП) стала популярной среди кардиологов и эндокринологов с подачи Американской ассоциации нефрологов. Американцы подсчитали затраты на пациентов в стадии терминальной почечной недостаточности. Оказалось, они приблизились к триллиону долларов. Вот тогда-то специалисты заговорили о ранней диагностике риска такого состояния и его предотвращении.
Когда почки бастуют
Ухудшение функции почек связано с увеличением риска таких осложнений, как анемия, гиперкалиемия, минерально-костные нарушения, нарушения водно-электролитного баланса, разъясняет врач-нефролог, эндокринолог эндокринологического диспансера ДЗМ, кандидат медицинских наук Мария Новикова. Подобное состояние быстро прогрессирует, но его можно довольно рано выявить.
К сожалению, диагноз «хроническая болезнь почек» преимущественно ставится при появлении симптомов, а это уже IV-V стадии болезни. На первой-третьей стадиях болезнь протекает бессимптомно, потому пациент даже не догадывается о своих проблемах. Увы, когда недуг уже заявил о себе во весь голос, возможностей отсрочить прогрессирование почечной недостаточности и избежать осложнений практически не остается. Усилия врачей будут направлены на поддержание хоть какой-то работоспособности почек.
Между тем, пациенты с хронической болезнью почек в шесть раз чаще умирают как раз от сердечно-сосудистых осложнений, чем от проявлений самого недуга. Из-за нарушений фосфорно-кальциевого обмена у них развивается атеросклероз, из-за распространенной тканевой гипоксии миокарда и центральной нервной системы пациенты страдают от анемии, электролитные нарушения, в первую очередь гиперкалиемия, приводят к срыву сердечного ритма. И все это вместе влечет за собой катастрофические последствия.
Без симптомов нет болезни?
Своевременное выявление ХБП требует активного скрининга на ранних стадиях болезни, особенно у бессимптомных пациентов с сахарным диабетом, артериальной гипертензией и сердечно-сосудистыми заболеваниями, уверена Мария Новикова. Между тем, без диагноза остаются до 85-90% людей на третьей стадии ХБП. В общем и целом, с учетом всех стадий процесса диагностируется менее половины всех случаев данной патологии. Например, во Франции не знают о своем недуге 94% пациентов, в Германии – 74%. И это люди из группы высокого риска, с уже диагностированными сердечно-сосудистыми заболеваниями, гипертонией и сахарным диабетом. Конечно, риск осложнений в такой ситуации невероятно высок.
От третьей бессимптомной до пятой терминальной стадии ХБП проходит достаточно много времени – не меньше 20 лет. Если бы человек узнал о проблеме и стал бы лечиться, развитие болезни затормозилось бы. У пациента было бы меньше шансов попасть на заместительную почечную терапию и больше шансов как можно дольше находиться только на консервативном лечении. Потому начинать терапию следует на третьей стадии ХБП, когда есть возможность эффективно замедлить темп развития патологии, замечает доктор Новикова. Так как такие пациенты наблюдаются у терапевта, на врачах именно этой специальности и лежит ответственность за своевременное назначение лекарственных средств.
Диагностика ХБП
Выявлять признаки поражение почек могут врачи практически всех специальностей. На основании жалоб пациента доктор собирает анамнез, осматривает больного, назначает лабораторные и инструментальные исследования.
Критериями постановки диагноза являются:
- наличие любых клинических признаков, указывающих на повреждение почек и продолжающихся не менее трех месяцев;
- снижение скорости клубочковой фильтрации (СКФ) меньше 60 мл/мин/1,73 м3, которое также сохраняется в течение 3 и более месяцев вне зависимости от других признаков повреждения почек;
- признаки необратимых структурных изменений почек, выявленные при прижизненном морфологическом исследовании органа или при его визуализации.
Предрасполагают к патологии:
- семейный анамнез,
- пожилой возраст.
Факторы риска: курение, артериальная гипертензия, ожирение, гипергликемия, хроническая сердечная недостаточность, сахарный диабет, повышение частоты сердечных сокращений, протеинурия, дислипидемия, высокое потребление белка.
Скрининг функции почек должен проводиться у всех пациентов с высоким сердечно-сосудистым риском, сообщает Мария Новикова. У них определяют СКФ (меньше 60 мл/мин/1,73 м3) и отношение альбумина к креатинину в моче (альбиминурия - больше 30 мг/г). Диагноз ХБП ставится, если в течение 3 и более месяцев имеется один из указанных маркеров.
Когда нужен нефролог
Согласно клиническим рекомендациям сроки обращения к нефрологу определяет стадия заболевания:
- Норма – СКФ больше 90 мл/мин/1,73 м3, отношение альбумина к креатинину в моче – меньше 30 мг/г.
- II – легкое снижение СКФ – 60-89 мл/мин/1,73 м3, альбиминурия в норме или умеренно повышена - 30-300 мг/г;
- IIIa – легкое или умеренное снижение СКФ – 45-59 мл/мин/1,73 м3, альбиминурия в норме или умеренно повышена - 30-300 мг/г, данное состояние необходимо отслеживать;
- IIIб – умеренное или выраженное снижение СКФ – 30-44 мл/мин/1,73 м3, альбиминурия в норме или умеренно повышена - 30-300 мг/г, данное состояние необходимо отслеживать;
- IV – выраженное снижение СКФ – 15-29 мл/мин/1,73 м3, альбиминурия в норме, необходимо направить пациента к нефрологу;
- V – почечная недостаточность – СКФ меньше 15 мл/мин/1,73 м3.
При выраженном повышении альбиминурии – больше 300 мг/г пациента следует направить к нефрологу независимо от скорости клубочковой фильтрации. Так как спрогнозировать финальный вариант течения ХПН невозможно, СКФ и альбиминурию необходимо постоянно контролировать. Соответственно периодически следует также заново оценивать риски, рекомендует Мария Новикова.
Пациенты с СКФ не больше 45 мл/мин/1,73 м3 должны находиться под наблюдением целой команды врачей. В нее входят терапевт, эндокринолог, кардиолог, при необходимости – нефролог и другие специалисты.
Ключевые моменты лечения
При лечении ХБП назначаются:
- ингибиторы АПФ/БРА,
- ингибиторы НГЛТ-2,
- гиполипидемическая терапия,
- контроль артериального давления,
- контроль глюкозы в крови.
Также отменяются нефротоксичные препараты, корректируется прием препаратов, выводящихся почками.
При ХБП, сопровождающейся сахарным диабетом второго типа, для максимального эффекта назначаются все классы препаратов, в том числе неселективные антагонисты минералкортикоидных рецепторов (неАМКР). Последовательность назначения иНГЛТ-2 и неАМКР не важна, так как все равно данные препараты должны быть назначены.
Препараты из группы иНГЛТ-2 входят в стандарт лечения пациентов с ХБП. Данные лекарства улучшают кардио-ренальные исходы, снижают риск общей смертности как при ХБП с сахарным диабетом второго типа, так и без него.
По словам эксперта, все ведущие международные сообщества врачей, включая общество по улучшению почечных исходов, американскую диабетическую ассоциацию, общество по изучению сердечной недостаточности, признали первым классом терапии ХБП именно иНГЛТ-2 в комбинации с иАПФ. В ряде случаев при специфическом поражении почек иНГЛТ-2 обсуждаются как первая линия терапии.
Перспективы распространения ХБП
В 16% случаев снижение функции почек регистрируется у лиц трудоспособного возраста, после 60 лет – уже в 36%. В России диагноз ХБП поставлен 16,5 млн человек. Заместительную почечную терапию получают 61885 пациентов – 429 человек на 1 млн населения нашей страны. Но, по мнению оптимистов, количество больных, находящихся на заместительной почечной терапии, может снижаться. Если, конечно, научить управлять болезнью не только специалистов, но и пациентов. От последних требуется лишь строго следовать рекомендациям докторов.