Понедельник, 06 декабря 2021
Поиск
     

Жевать, чтобы говорить

Как развивается речь
freepik
Фото: freepik

Сегодня у большинства детей речь формируется намного позднее, чем ожидают родители. Мамы и бабушки таскают малыша по врачам, их направляют к неврологу и логопеду, но часто эффект от этого минимальный. Потому что нет таких средств, в том числе и медикаментозных, которые могли бы заставить ребенка говорить. Так куда бежать родителям и какие усилия предпринимать?

 

Об этой проблеме говорилось на очередном конгрессе педиатров, ведь позднее развитие речевых навыков сегодня, пожалуй, самая насущная проблема для детей раннего возраста.

 

В 3 года 25% детей нуждаются в помощи логопеда. Примерно 20% из них говорит единичными словами, у остальных словарный запас в 5 раз меньше нормативного. В 70-е годы прошлого века таких детей было только 4%.

 

Причины задержки

Перед специалистом, за рекомендации которого, как утопающий за соломинку, хватаются родители, всегда стоит задача докопаться до причины. Отвечая на вопрос: «Почему?», доктор всегда имеет в виду неврологическое заболевание. Есть генетические болезни, сопряженные с нарушением психических функций. Задержка развития речи характерна, например, при поведенческих нарушениях аутистического спектра. То же самое происходит после тяжелых заболеваний с поражением центральной нервной системы. При этом речь, конечно, вторична. Корректировать надо не ее, а очень тяжелое неврологическое состояние.

Так что врач прежде всего исключит поражение нервной системы. Только после этого он начнет выявлять причины первичной задержки речевого развития. Ими могут быть:

  • позднее созревание взаимодействий между центрами нервной системы;
  • недостаточная подвижность языка, губ, ротовых мышц, мышц дна ротовой полости;
  • педагогические проблемы (взрослые неправильно общаются с ребенком);
  • тугоухость.

 

Диагноз «задержка речи (речевого развития)» подразумевает первичные нарушения, приводящие к позднему формированию речи. Диагноз «задержка психо-речевого развития» подразумевает проблемы с нервной системой и возникновением связей, необходимых для формирования речи.

 

Главный критерий

- В связи со всеми этими проблемами сейчас очень активно обсуждается проблема обучения ребенка, - говорит Елена Кешишян – доктор медицинских наук, профессор, руководитель отдела физиологии и патологии новорожденных НИКИ педиатрии имени академика Ю.Е. Вельтищева РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава РФ. – С одной стороны, учитывая, какой поток информации придется осваивать малышу, мы хотим этот информационный поток обеспечить ребенку всеми возможными способами. С другой – а не влияет ли обилие информации на задержку речевого развития? Может быть, малыш просто еще не готов усвоить такое обилие звуков? Часто после года у ребенка возникает несоответствие между усвоенными им знаниями и возможностями их демонстрировать. В этом случае мы говорим лишь о временной задержке развития. Патологию подозревают, если к 3 годам малыш так и не заговорил.

Раньше считалось, что к 3 годам в активном лексиконе ребенка должны появиться все основные части речи, а активный словарный запас должен составлять до 1,5 тысяч слов. Но сегодня все чаще речь развивается с опозданием и к 2 годам ребенок произносит только отдельные слова. К 3 годам у него сильно искажено произношение звуков, в его лексиконе мало слов. В разговоре малыш нарушает грамматический строй предложения, несколько раз повторяет слоги, потому что хочет что-то сказать и не может. Создается впечатление, что у него заикание. С такими жалобами приходят родители к педиатру и неврологу.

И здесь хочется сказать обеспокоенным взрослым, что главный критерий здоровья ребенка – поступательность его развития, в том числе и речевого. Сначала появляется гуление, оно усложняется, превращается в лепет, малыш начинает повторять отдельные слоги, затем – слова. И уже к 1 году можно оценить, есть ли у ребенка задержка экспрессивной речи (возможности общаться при помощи слов).

 

Педиатр или сурдолог?

Собственно, все объяснения и разъяснения ложатся на плечи педиатра. Именно к нему приходят родители со своими вопросами по поводу речевого развития малыша. И именно этот специалист по идее должен разобраться, нужна ли ребенку помощь невролога, а не скопом направлять на консультацию к этому специалисту всех детей с подобными проблемами.

Прежде всего педиатр подробно расспросит взрослых, когда у малыша появились гласные-согласные звуки. Раньше на это не обращали внимания, сейчас считается: если к 3 месяцам малыш не произносит разные звуки – это повод для обращения к сурдологу. Когда у малыша проблемы со слухом, он будет произносить только гласные. И еще одно важное условие – ребенок должен постоянно осваивать новые звуки. Если он «зациклился» на одних и тех же, нужно постараться простимулировать появление новых. Как именно – может подсказать педиатр, ведь логопед не занимается с детьми первого года жизни.

- И педиатр, и родители должны понимать, что пассивная речь (речь внимания) всегда опережает активную (речь говорения), - обращает на это внимание Кешишян. – До года ребенок имитирует речь. После года уже понимает слова-указания. Чуть позже начинает понимать слова-названия. Сначала мама просит: «Покажи мне мишку», потом обращается с вопросом: «Где книжка?» Примерно к 2 годам ребенок начинает понимать слова-инструкции и после этого – контекстную речь. Если он понимает и отвечает на обращение к нему, значит, он слышит и дружит с высшей нервной деятельностью. И хотя не может выразить все словами, понимание того, что от него хотят, присутствует. Важное правило: сначала ребенок должен научиться слушать и слышать и только потом – правильно произносить слова и разговаривать.

 

Если у ребенка первичная задержка речи – с ним надо заниматься. Если вторичная – срочно на обследование к сурдологу и неврологу.

 

Как можно тише

Психологи, логопеды, неврологи и педиатры советует родителям много и правильно разговаривать с ребенком. Развивать мелкую моторику, ведь речь, образно говоря, находится на кончиках пальчиков младенца. Предлагайте ребенку игры с песком, тестом, вместе с ним повторяйте, как лает собака, мяукает кошка, гудит машина и т.д. Лаская малыша, делайте ему массаж, поглаживая щечки около рта.

Вводя прикорм, давайте еду с ложечки. Жевание – главный массаж всех мышц, которые задействованы в произношении звуков. Увы, за последние десятилетия структура питания детей кардинально изменилась. Малышу сейчас дают гомогенизированные продукты, и у младенца нет необходимости жевать. Из-за этого поздно созревает речевой аппарат. Специалисты по детскому питанию советуют обратить внимание на каши с кусочками ягод, зерновые батончики, фруктовые кусочки, употребление которых простимулирует жевательные функции.

Современные дети знают гораздо больше своих сверстников 70-80-х годов прошлого века. Познавательные функции у них развиваются быстрее и потому входят в противоречие со всеми остальными функциями. Детские врачи сетуют на общую звуковую агрессию, которая окружает малыша с первых дней жизни. Мы не замечаем, как много вокруг громких звуков, звучащих игрушек. Но малыш лучше слышит тихие звуки. Они заставляют ребенка сосредоточиться, прислушаться. Без этого не бывает речевого развития. Поэтому рекомендуется убавить звук, включать все, что звучит, на минимальную громкость. И вы сразу увидите, как на этих тихих звуках ребенок заостряет свое внимание.

 

 
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter