С 1 сентября вступили в силу изменения в правила дистанционной торговли, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 827 от 31.05.2021. Как это отразится на практике?
Разъяснения дает ведущий эксперт учебного центра «Провизор-24» Дмитрий Баранов
Три кита из пяти
Напомню, что до недавнего времени было пять ключевых требований для получения разрешения на дистанционную торговлю:
- 10 мест фармацевтической деятельности (то есть в лицензии должно быть указано 10 адресов торговых точек);
- документы, подтверждающие наличие помещений и требуемого оборудования;
- ссылка на сайт (обязательно) и мобильное приложение (если есть);
- наличие курьерской службы, имеющей оборудование для перевозки термолабильных препаратов, или договор со сторонней курьерской службой, также имеющей такое оборудование;
- наличие зарегистрированной контрольно-кассовой техники, подтверждение участия организации в системе электронных платежей.
В трех из них появились принципиальные изменения.
- Утратило силу требование о 10 местах фармацевтической деятельности. Даже один адрес, указанный в лицензии, – достаточное основание для получения разрешения на дистанционную торговлю.
- Вместо собственного сайта можно использовать сторонний агрегатор информации. Чтобы не создавать свой сайт, аптечная организация может заключить договор с юридическим лицом, имеющим агрегатор информации. Таких договоров может быть несколько как у аптечной организации, так и у агрегатора.
- Договор не со службой курьерской доставки может быть заменен на договор с «иными лицами», использующими необходимое оборудование, в том числе для транспортировки термолабильных препаратов.
Таким образом, для аптечных организаций существенно упростились условия перехода в виртуальность. В профессиональных кругах обсуждался вопрос о включении индивидуальных предпринимателей в число тех, кто имеет право на дистант. Но они по-прежнему остались вне зоны допуска к этому виду торговли.
Важные тонкости
Помимо трех принципиальных изменений в постановлении № 827 есть немало уточняющих. Остановимся на некоторых. В официальной информации (в документах, на сайтах и т. д.) необходимо:
- указывать в названии не наименование юридического лица, как было раньше, а полное наименование аптечной организации (на русском языке). Это вполне логично, так как разрешение получает именно аптечная организация;
- вместо собственного сайта разрешено указывать сайт агрегатора (агрегаторов), с которым заключен договор.
С сентября заявки можно подавать не только на оформление, но и на переоформление разрешения на дистанционную торговлю. Необходимость в переоформлении разрешения возникает, если:
- изменились данные, указанные в заявлении;
- расторгнут договор с агрегатором;
- переоформлен договор с агрегатором.
Если произошел любой из перечисленных выше случаев, в течение трех рабочих дней дистанционно требуется направить в Росздравнадзор заявление о переоформлении разрешения с указанием всех изменений и приложением копии договора (в случае переоформления договора).
Если сайт не свой
Если используется сайт агрегатора, то требования к нему такие же, как и к сайту аптечной организации. В частности, там должно быть:
- полное наименование аптечной организации (а не юридического лица);
- ОГРН аптечной организации;
- адрес (адреса);
- номер записи в реестре лицензий на фармацевтическую деятельность. Раньше требовалось графическое изображение лицензии, сейчас – только номер записи;
- графическое разрешение аптечной организации на дистанционную торговлю;
- подробная информация об услугах и товарах аптечной организации, возможность заключения договоров купли-продажи с конечными потребителями от имени аптечной сети;
- сведения о справочной службе аптечной организации.
Как аптечная организация, так и агрегатор должны обеспечить конфиденциальность личных данных покупателей.
Чтобы не создавать свой сайт, аптечная организация может заключить договор с юридическим лицом, имеющим агрегатор информации
Вместо консультации
Одним из спорных моментов дистанционной торговли лекарственными препаратами специалисты всегда называли фармацевтическое консультирование. В постановлении обозначено, что при приеме заказов работник аптечной организации или владелец агрегатора обязан проинформировать покупателя о:
- показаниях к применению,
- розничной цене,
- условиях отпуска,
- сроке годности,
- правилах хранения,
- взаимодействии с другими лекарственными препаратами.
Это происходит не в порядке общения, а путем подачи информации на сайте или в мобильном приложении. Потребителю необходимо предоставить полный текст актуальной медицинской инструкции заказываемого препарата либо в графическом варианте, либо с помощью переадресации на сайт государственного реестра лекарственных средств.
Кто за что в ответе
Если на сайте агрегатора появляются предложения лекарственного препарата, не зарегистрированного в РФ, то агрегатор обязан прекратить это, а также уведомить Росздравнадзор о нарушении.
Отдельно следует сказать о доставке. Несмотря на то что договор теперь можно заключать не только с курьерскими службами, но и «с иными лицами», выбор этих лиц должен быть очень взвешенным. Дело в том, что в случае нарушения доставщиком правил хранения и транспортировки лекарственных препаратов ответственность несет аптечная организация.
Что касается реализации недоброкачественных, фальсифицированных и не зарегистрированных на территории РФ препаратов, то за это несут ответственность все участники нарушения, и в первую очередь – аптечная организация.
Если при доставке заказа покупатель отказался от его получения (не тот препарат, нарушена упаковка, вышел срок годности и т. д.), аптечная организация обязана принять обратно лекарственные препараты. Покупатель в этом случае оплачивает только доставку.