Почему не валидируется код маркировки? Можно ли продать препарат, если система выдает ошибку? Как провести возврат товара?
На эти и другие вопросы в ходе вебинара на портале «Провизор‑24» ответили специалисты Управления по работе с социально значимыми товарами ЦРПТ «Честный знак».
Без хвоста и код не тот
Напомним, что все, что касается кодов маркировки, регламентировано Постановлением Правительства РФ № 1556 от 14.12.2018 «Об утверждении Положения о системе мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения». Код идентификации состоит из четырех модулей, в том числе содержит уникальный номер товара GTIN, серийный номер и криптохвост с ключом и кодом проверки. Некоторые участники рынка наносят на упаковку дополнительную цифровую информацию, которая может выглядеть похожей на код маркировки. Законом это не запрещено, но нужно иметь в виду, что такая информация не является идентификатором и не валидируется при считывании. Она предназначена для бизнес-процессов. Для системы ФГИС МДЛП имеет значение только код маркировки (КМ), соответствующий требованиям постановления № 1556.
Бывает, что КМ не валидируется и по другим причинам: стерся, намок, выцвел. Такие вещи достаточно легко определяются при визуальном осмотре. От приемки этого товара лучше отказаться, отразив факт повреждения в акте. В спорных случаях можно направить образец КМ оператору системы мониторинга на лабораторный анализ.
Лидеры некорректности
Самыми частыми ошибками при предоставлении документов в систему ФГИС МДЛП являются номера 11, 200 и 52.
Ошибка 11: Операция не может быть выполнена. Недопустимый переход в товаропроводящей цепочке.
Такое бывает, если препарат находится не на месте текущей деятельности или не в том статусе. Реализовать такой препарат можно, поставив его в лист ожидания на 7 дней. За это время необходимо представить сведения о приеме данного препарата на баланс.
Ошибка 200: Идентичный документ был отправлен ранее.
Такое бывает при попытке загрузки дублирующего документа. Следует обратиться к интегратору товарного учета аптеки и проанализировать, почему произошло дублирование, а также проверить статус ранее отправленного документа.
Ошибка 52: Операция не может быть выполнена. Указанный SGTIN/SSCC не найден в системе или находится в архиве.
Такое бывает, если, например, подается документ 10511 на препарат, который уже был реализован, и его SGTIN находится в архивном хранилище. Рекомендуется проверить отправляемый документ и убедиться, что указаны существующие SGTIN/SSCC, SSCC не расформирован по данным системы, оборудование правильно считывает SGTIN/SSCC.
Получить более подробную информацию по описанию кодов ошибок можно по ссылке: https://честныйзнак.рф/upload/Opisanie_kodov_oshibok_pri_obrabotke_xml.pdf
Важно: реализовав препарат с ошибкой и не исправив ее в недельный срок, можно получить серьезные неприятности, поскольку данные ФГИС МДЛП отслеживаются контрольно-надзорными органами.
Немного про списания
Вопросы движения препаратов не сводятся к реализации и порой вызывают сложности у пользователей. Большинство сложностей можно разрешить, открыв документы:
- паспорта процессов — https://честныйзнак.рф/upload/Pasporta_processov.pdf
- руководство пользователя ЛК ФГИС МДЛП –https://честныйзнак.рф/upload/Rukovodstvo_polzovatelya_lichnogo_kabineta_subekta_obrashcheniya_lekarstvennykh_preparatov.pdf
- пояснительная записка по работе с зависшими остатками — https://честныйзнак.рф/upload/Poyasnitelnaya_zapiska_po_rabote_s_zavischimi_ostatkami.pdf
Для того чтобы привести данные системы МДЛП в соответствие с фактическими остатками, существуют инструменты инвентаризации и ликвидации расхождений:
- аналитические отчеты,
- методы API: «Метод поиска по реестрам КИЗ», «Метод поиска по реестрам КИЗ по списку значений» — POST /reestr/sgtin/sgtins-by-list,
- прямая подача документов: 552 с типом 23 и 552 с типом 13 для ЛП с истекшим сроком годности.
Аналитические отчеты включают:
- «ЛП без движения за последние N дней (552/23)»,
- «ЛП с истекшим сроком годности (522/13)»,
- «Витрина товаров по SGTIN»,
- «Мой виртуальный склад».
Чтобы списать остатки с помощью отчета «ЛП без движения за последние N дней», необходимо выбрать идентификатор НД и сформировать выгрузку, после чего выбрать GTIN и серийный номер для списания препарата. Если мы списываем препараты с истекшим сроком годности, то необходимо еще ввести данные внутреннего документа о списании препаратов в организации. Два других отчета позволяют формировать выгрузку с применением различных критериев фильтрации.
Важно: отчеты являются аналитическими, и даже после проведенного списания требуют актуализации. Через сутки необходимо вновь открыть форму отчета и проверить.
Как и кому вернуть товар
Если товар еще не акцептован по схеме 701, то можно провести отмену операций 415/416. Если вы поставщик и отзываете товар, то воспользуйтесь схемой 251 — регистрация в ИС МДЛП сведений об отзыве отправителем.
Если вы получатель, то понадобится схема 252 — отказ от приемки.
Если же товар уже акцептован, то поставщик использует документ 416 с типом операции приемки на склад (receive_type) — 2 (возврат от покупателя).
Покупатель же применяет операцию 415 с типом операции отгрузки со склада (turnover_type) — 2 (возврат).
Если возврату подлежат лекарственные препараты в статусе «оборот приостановлен», то используется документ 417.
В этом документе появился новый необязательный параметр — тип возврата (turnover_type). Тип возврата 2 — это просто возврат, тип возврата 3 — возврат производителю. Если тип не указан, то по умолчанию он означает возврат предыдущему участнику торговой цепочки. Если же написана цифра 3, то будет произведена попытка вернуть препарат тому, кто вводил ЛП в оборот. Однако эта опция недоступна для SGTIN, эмитированных в зоне таможенного контроля или вне территории РФ. При попытке возврата таких SGTIN появится ошибка 17 — «Операция возврата запрещена».
Нововведения внедренные и грядущие
В хорошо известный работникам аптек документ 522 добавлен новый тип вывода из оборота: 27 — «Перемещение в карантинную зону». Оно доступно, в том числе, для ЛП с истекшим сроком годности. Если в карантин был перемещен SGTIN надлежащего качества, то его можно будет вернуть в оборот посредством документа 391 «Регистрация в ИС МДЛП сведений о повторном вводе лекарственного препарата в оборот». Для этого появился новый код вывод 15 — «Выведен из оборота в результате перемещения в карантинную зону». Обратите внимание, что если за период нахождения препарата в карантинной зоне от государственных органов пришло решение о приостановке оборота, то возврат SGTIN в оборот станет невозможным. При этом высветится ошибка 13 — «Ошибка акцепта или возврата приостановленных КИЗ».
Одно из важнейших нововведений последнего времени — разрешительный режим, который некоторые называют запретительным. Его суть в том, что кассовые аппараты в момент продажи могут эту продажу заблокировать, если будут выявлены сведения, не соответствующие требованиям системы «Честный знак».
Некоторые аптеки уже столкнулись с действием разрешительного режима, так как частично он уже внедрен по следующим товарам:
- с 1 мая 2024 года — вода (для крупных сетей),
- с 1 сентября 2024 года — вода (для остальных УТ).
На очереди:
- с 1 ноября 2024 года — БАД, антисептики
- с 1 марта 2025 года — лекарственные препараты.
Соответствующие изменения готовятся к внесению в 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств». Кроме того, будет принято постановление Правительства РФ.
Чем же принципиально отличается разрешительный режим от проводимого ныне контроля контрольно-кассовой техники? При контроле ККМ проверяется:
- наличие кода в системе (был эмитирован),
- структура кода маркировки,
- код проверки (крипто-хвост).
В рамках разрешительного режима помимо этой информации проверяется и другая: находится ли товар в обороте, не является ли он заблокированным по решению органа власти, не истек ли срок годности и т. д. Кассовая техника будет работать в интеграции с нашей системой «Честный знак». Мы со своей стороны обязуемся организовать единую точку входа в разрешительный режим с настройками, одинаковыми для всех организаций.
Кстати. Посетители прямого эфира вебинаров, организованных порталом «Провизор‑24», получают баллы НМО. О том, как это сделать, читайте на портале.