Суббота, 20 апреля 2024
Поиск

Задать вопрос эксперту

Неверный ввод

0/5000

Напишите ваш вопрос
Введите цифры с картинки
Обновить Неверный ввод
   

Что волнует фармрынок

freepik
Фото: freepik

Слово «пандемия» звучало почти в каждом выступлении на XIII Международной конференции «Что происходит на фармацевтическом рынке?» И о чем бы ни шел разговор, все спикеры в разных аспектах касались одной темы – лекарственного обеспечения граждан нашей страны эффективными и безопасными препаратами.

 

Решения надо принимать быстро

«Пандемия заставила нас всех работать в новых условиях, - говорит исполнительный директор Союза профессиональных фармацевтических организаций Лидия Титова. - Если раньше, когда нужно было поменять нормативно-правовой акт, это растягивалось не то что на месяц - на годы, пандемия показала, что решения надо принимать быстро, иначе они будут уже ненужными».

Темп, заданный в 2020 году, сохранился в 2021 году, говорит эксперт. Пандемия, по ее словам, показала, что в нашей стране все-таки есть научная база для разработки собственных вакцин и лекарств, а кроме того - что курс государства на локализацию фармпрепаратов был правильным. Благодаря этому сегодня довольно много препаратов производятся на территории РФ. Сейчас это особенно важно. Однако, по ее словам, протекционизм в пользу российских производителей может в итоге сработать против них самих.   

«Концепция «первый лишний», как мы ее называем, похожа на некий барьер. В краткосрочном периоде, наверное, этакий барьер и сработает. Но в долгосрочной перспективе никакие заградительные меры и отсутствие такого важного стимула для развития экономики, как конкуренция, никогда не принесут результата», - говорит Лидия Титова.

 

Медикам нужна помощь

Довольно болезненную тему лекарственного обеспечения затронул заместитель губернатора и министр здравоохранения Нижегородской области Давид Мелик-Гусейнов. Оказывается, во многих регионах склады затоварены фармпрепаратами, поставленными по программе борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями в рамках национального проекта «Здравоохранение». Это произошло из-за просчетов в потребностях, из-за того, что в прогнозы не закладываются данные о стоках, которые образуются в товаропроводящей цепочке, из-за того, что медикам не хватает элементарных знаний по организации здравоохранения, считает эксперт.

«Сейчас все летим по приборам: не видим ни небо, ни землю, но видим какие-то индикаторы по количеству заболевших, летальным исходам, темпам госпитализации, но никто не видит общей картины и никто не знает, что с этой картиной делать. Сейчас в медицине кризис – кризис технологий, доверия, коммуникаций», - говорит Давид Мелик-Гусейнов. Он обратился к представителям фармотрасли с просьбой помочь с технологиями врачам, которые сегодня почти вручную вынуждены заполнять регистры и сведения о вакцинированных.

«Медикам нужны IT-технологии, навыки по коммуникации. У врачей сегодня практически не остается времени, чтобы доносить до пациентов элементарные знания, например, как принимать лекарства. В результате мы получаем брак в виде недолеченного человека», – констатирует спикер.

 

Доступность инноваций

Исполнительный директор AIPM Владимир Шипков поднял вопрос соблюдения прав интеллектуальной собственности на инновационные молекулы, который тоже имеет прямое отношение к лекарственному обеспечению. В мире ежегодно выводится плюс-минус 50 таких препаратов. Инвестиции в R&D – мощнейший фактор достижения прорыва в лекарственной терапии, повышения качества и продолжительности жизни граждан. Однако далеко не все инновации доходят до нашей страны. Так, с доступностью противоопухолевых и орфанных препаратов остаются большие проблемы, утверждает Владимир Шипков.  

Мировая фарма предпринимает беспрецедентные усилия по наращиванию R&D-потенциала, совокупный вклад составил 197 млрд долл., и возврат этих инвестиций - не праздный вопрос, уверяет г-н Шипков. Однако, по его словам, «последние 10 лет в нашей стране процветает некая модель нечистоплотного или недостаточно чистоплотного частно-государственного партнерства на основе интеллектуального рейдерства».

Шипков предупреждает, что случаи нарушения патентной защиты в итоге оборачиваются снижением доступности новых эффективных лекарств.

«Для нас доступность лекарств – не просто их регистрация на территории РФ, а доступность в качестве бесплатной медпомощи, - берет слово сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулев. - Если мы говорим о защите интеллектуальной собственности, то один из важных элементов – доверие друг к другу. И мы уже сталкиваемся, в том числе в сфере орфанных заболеваний, с тем, что компании-производители просто не приходят на рынок России. В том числе, как мы понимаем, из-за того, что у них нет уверенности в том, что имеющаяся у них патентная защита будет действовать в России».

Если же нет уверенности в защите, то и внутри страны не будет локализации и производства новых молекул с новыми продуктами, делает заключение Юрий Жулев. Он также выразил опасения относительно практики принудительного лицензирования. По его словам, это очень рискованная зона, и «злоупотребление в ней приведет к недоверию к нашей стране со стороны разработчиков инновационных лекарственных препаратов».

Для наших граждан это обернется потерей доступа к новым препаратам, которые спасают сотни тысяч жизней, выражает опасения Юрий Жулев.

 

Тренды и выводы

Рынок БАДов растет гораздо быстрее рынка лекарственных средств. Его прирост составил 8%, сообщил гендиректор Proxima Research Russia Владимир Егоров, объясняя это тем, что люди стали более сознательно относиться к профилактике заболеваний. Кроме того, он отметил, что в отличие от первых двух волн коронавируса в третью волну не было всплеска продаж лекарственных препаратов. «Население постепенно привыкает к ковиду», - делает вывод г-н Егоров.  

«Ковидные группы препаратов не могут стать драйверами еще и потому, что наблюдается их дефицит. Банальная нехватка некоторых препаратов также влияет на прирост рынка», - высказывает свое объяснение гендиректор аналитической компании DSM Group Сергей Шуляк.  

По его словам, за 8 месяцев 2021 года госсегмент фармрынка вырос на 29%, тогда как аптечный сегмент - только на 1,4%. Емкость последнего составляет 919 млрд рублей в розничных ценах. При этом инфляционные факторы не так сильно влияют на фармрынок: цены на лекарственные препараты выросли всего лишь на 0,4%.

«Действительно, экономическая ситуация складывается не лучшим образом. По сравнению с низкой базой 2020 года мы не видим резкого роста потребления. Для понятия сути сегодняшнего момента надо сказать, что реальные доходы пациентов сейчас находятся на уровне десятилетней давности. Они не растут. У кого-то это может вызывать удивление, почему тогда фармрынок растет. Но лекарства – это товар вынужденного спроса, от которого люди отказываются в последнюю очередь», - объясняет Сергей Шуляк.  

 

Уйдет ли торговля в онлайн?

В этом году, по данным DSM Group, доля е-кома в среднем по стране (доставка и предзаказ) составляет уже 8,4% (в 2020-м – 6,4%). В Москве 18% всех лекарств заказывается через Интернет. В онлайн-торговлю медикаментами включились и агрегаторы.

Вопрос, который сейчас, бесспорно, волнует все аптечные сети, - выдержат ли они конкуренцию с маркетплейсами, которым разрешено теперь торговать безрецептурными лекарственными препаратами. Гендиректор ЦВ «Протек» Дмитрий Погребинский напомнил, как на прошлой конференции один из представителей крупных маркетплейсов залихватски рассказывал, как можно удешевить лекарства для населения, сделав в подвалах дешевые распределительные пункты. 

«Они хотели сделать это по-легкому, по-простому, игнорируя все правила отпуска лекарств, которые законодательно установлены. Доставлять лекарства без фармацевтов, провизоров вместе с пивом, скумбрией… Люди новые на рынке, они этого не понимают, они из другой области», - снисходительно заключает гендиректор ЦВ «Протек».

«Маркетплейсы давно в нашей жизни. Они только усиливают свое влияние. Безусловно, мы как розничная сеть не можем отставать от этой тенденции», - рассуждает коммерческий директор аптечной сети «36,6» Сергей Демин.

Однако, чтобы не потерять своего покупателя, аптечные сети вынуждены снижать цены, уходить в ноль, создавать себе отрицательную доходность, признается он.

«Сервис аптечного направления шире, чем у маркетплейсов. И потребность в нем в любом случае будет сохраняться, и точно традиционная розница не умрет», - выражает уверенность г-н Демин.

Глава евразийского бизнес‐подразделения «Босналек» Валентина Бучнева так же считает, что в ближайшие годы классические аптеки не опустеют, потому что люди приходят не только за лекарствами, но и за консультацией.

 

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Log in or Sign up