Вторник, октября 26, 2021
Поиск

Почем фунт лиха?

Как переживает фармацевтический ритейл этот страшный високосный год и чего ждать дальше?
ФМ LIFE
Фото: ФМ LIFE

В качестве эпиграфа к программе пленарного заседания организатор XV Аптечного саммита «Новая аптечная реальность в России и СНГ» компания Infor Media поставила афоризм от американского актера Уилла Роджерса: «Денег меньше не стало, просто стало меньше людей, у которых они есть». Действительно, ситуация с коронавирусом заметно сказалась на платежеспособности граждан. Как следствие – и на среднем чеке. А тут еще маркировка…

 

Маркировка: страшнее страшного?

«До маркировки лекарств ничего страшнее, чем пожар в борделе во время наводнения, человечество придумать не могло», – грустно шутит директор по развитию НПК «Катрен» (Аптека.ру) Анатолий Тенцер. По его словам, маркированный товар уже начинает доходить до аптек, из него лишь 40% худо-бедно удается акцептировать. «Если так и дальше пойдет, рынок встанет», - предрекает г‑н Тенцер.

«Маркировку уже не отменить. Единственный способ войти в этот режим – научиться работать», – продолжает тему гендиректор «Риглы» Александр Филиппов. Ошибок возникает много на всех этапах товаропроводящей цепочки. Тем не менее коллапса, как ему кажется, не будет. Ситуацию спасут некие постановления, которые регулятор вынужден будет принять. Это поможет избежать непроходимых заторов на пути следования товара. Однако, по его прогнозам, в нормальное состояние рынок войдет нескоро – не раньше конца 2021 года.

«Прекратятся ли сливы и переливы с введением МДЛП?» – интересуется у руководителя «Риглы» модератор дискуссии, гендиректор розничного направления АС «36,6» Александр Кузин.

«Сливы и переливы не прекратятся до тех пор, пока люди, чей товар переливают, на это смотрят сквозь пальцы», – отвечает г‑н Филиппов.

Невнятным регуляторным решением назвал внедрение маркировки и президент компании «Здравсервис» Дмитрий Сокол: из-за нее у всех все стопорится.

«Отрасль, безусловно, переживет нерациональное регуляторное ограничение государства, – отмечает глава «Здравсервиса». – Но переживет двумя путями. Первое – консолидация аптек и второе – увеличение цены лекарств. И вот этого второго очень бы не хотелось».

 

Кризис еще впереди…

«Переживет ли рынок месяц? – Конечно, переживет. А вот переживет ли 2021–2022‑й год – это большой вопрос», – высказывает свои опасения гендиректор аптечных сетей «НеоФарм» Евгений Нифантьев.

Поводов для беспокойства, помимо маркировки, у спикера несколько: отмена ЕНВД для малого и среднего бизнеса и, конечно же, не принятый из-за ковида пресловутый законопроект, ограничивающий бонусы от производителей и присутствие аптечных сетей в регионе 20%-ной долей. Причем, по мнению главы «НеоФарма», пострадают от этого в первую очередь небольшие региональные сети. К примеру, аптечная сеть, имеющая долю присутствия в регионе 21%, не сможет сменить локацию ни одной своей точки, поскольку лицензию на другое помещение она уже получить не может: это будет запрещено ФАС.
Онлайн-рынок в фарме не такой большой, как себе представляют сторонние игроки. Если на всех поделить заказы на доставку, то никому ничего не достанется. Гораздо удобнее забирать товар из аптеки

Дистрибьютор или логистический оператор?

«Нашей отрасли грех жаловаться. Гостиничный, ресторанный бизнес – они могут говорить по поводу идеального шторма. А нам, несмотря на те волотильности, в целом достаточно хорошо», – говорит Дмитрий Сокол. Впрочем, его оптимизм отчасти объясним тем, что компания хорошо заработала в начале пандемии, поскольку оказалась неплохо подготовленной к мартовскому ажиотажному спросу на лекарства. «Когда была рутинная жизнь до кризиса, мы выглядели параноиками бездефектурного наличия лекарств в аптеках. И это сильно нас выручило в условиях кризиса», – объясняет спикер.

Спасла также своя логистика. Вообще наличие долгосрочных отношений с логистами является гарантией бесперебойной работы в условиях кризиса, считает Дмитрий Сокол. А крупной аптечной сети невозможно обходиться только услугами дистрибьюторов: «Или ты сам себя снабжаешь, или это минус продажи. Те, у кого есть своя логистика, выросли на 30–40%. А у кого ее нет – лишь на 15–20%. Когда дистрибьюторы не справляются со своими заказами, они вынуждены «обрезать» их. Их мощности не были рассчитаны на пиковые значения, они не справлялись».

Когда денег у людей в обрез, сокращается продажа не базовых лекарств, а «факультативных» аптечных товаров, дающих более высокую маржу фармацевтам, подмечает гендиректор компании «Лекарственная экосистема» Герман Иноземцев. «В этих условиях важно сократить логистические цепочки от продавца к покупателям», – считает он. Прямой логистический канал делает бизнес более эффективным.

«Стоимость логистики аптечная сеть в обозримом будущем не сможет сделать дешевле, чем это делают дистрибьюторы, – возражает Евгений Нифантьев. – Дешевле, чем «Протек» и «Катрен» – это невозможно».

 

Вопрос последней мили

Период самоизоляции поднял актуальность доставки аптечных товаров курьером. Пока только парафармацевтики и «безрецептурки». Представители многих аптечных сетей тестируют сейчас доставку, и в марте, в самый пик пандемии, она была очень востребована. Впрочем, как только заболеваемость ковидом стала снижаться, упала и потребность в таком сервисе.

«Доставка – неживой сегмент. При заказе на 1500 рублей отдавать 10% за доставку – нереально. Нет там экономической выгоды», – заключил Анатолий Тенцер.

«Даже зеленый человечек на велике, и то отказывается. И желтый тоже. Не работает эта схема на доставке домой, потому что издержки намного выше», – подтверждает Евгений Нифантьев. На самом деле онлайн-рынок в фарме не такой большой, как себе представляют сторонние игроки. Если заказы на доставку поделить на всех, никому ничего не достанется. Гораздо удобнее забирать товар из аптеки, утверждает он.

«Почему Wildberries обогнал Озон? – спрашивает глава «НеоФарма». И сам отвечает на вопрос: – Потому что он начал открывать свои пункты выдачи заказов. Людям удобно планировать свое время, заказать, выбрать точку выдачи и зайти в удобное для них время, чтобы забрать уже собранный заказ. Статистика это подтверждает».

У Wildberries нет никаких законодательных ограничений на доставку. При этом 90% их оборота обеспечивают именно такие заказы. Такой вот офлайн, совмещенный с онлайном, по мнению спикера, никуда не денется. Популярность интернет-бронирования растет. «Это очень удобно – прийти в аптеку, получить заказ, что-то купить в торговом зале, получить консультацию у фармацевта», – утверждает Евгений Нифантьев.

 

Сильный станет сильнее

«Все будет отлично, – приободряет зал гендиректор ФК «Гранд Капитал» Денис Ременяко. – Мы проходили множество потрясений, и это делает нас только сильнее. Успех следующего года будет зависеть от того, как мы будем выстраивать коммуникации друг с другом, как будем отстаивать наши общие рыночные позиции перед государством, перед регулятором».

Конечно, многим аптекам из-за маркировки будет тяжело, но есть и хорошее в этом этапе, приободряет коллег руководитель «Гранд Капитала»: «Если вы переживете маркировку, то точно останетесь, потому что барьер входа на рынок поднимется еще выше. Не будет безумцев, которые строят аптеку с нуля. Ваша рыночная ниша останется, вы ее будете дальше развивать. Мы пройдем эти проблемы, это сделает нас сильнее. Так давайте вместе консолидированно проходить их – дистрибьюторы, производители и аптечные сети».

Гендиректор ЦВ «Протек» Дмитрий Погребинский также настроен весьма оптимистично: «Сложнее не будет. Каждый год приносит какие-то вызовы. Все время идут какие-то новации. Главное – ничего не бояться, а просто делать».

«Лозунг этой дискуссии – то ли «Слабоумие и отвага», то ли «Живи со мной», – подытожил обмен мнениями модератор заседания Александр Кузин.