Понедельник, 06 февраля 2023
Поиск

Задать вопрос эксперту

Неверный ввод

0/5000

Напишите ваш вопрос

Введите цифры с картинки
Обновить Неверный ввод

   

Контрольная, внезапная, внеплановая

freepik
Фото: freepik

Контрольная закупка – относительно новый вид проверок, который вызывает сложности у фармспециалистов из-за ее внезапности и внеплановости. Инспектор Росздравнадзора, Роспотребнадзора или Федеральной налоговой службы приходит в аптечную организацию как обычный посетитель и покупает что-нибудь из ее ассортимента. Одновременно он оценивает, как аптека соблюдает установленные правила, и фиксирует выявленные нарушения.

Чем контрольная закупка отличается от других видов проверок и к чему следует приготовиться аптечным работникам? Подобные мероприятия проводятся, чтобы убедиться, как организации, торгующие в розницу лекарственными препаратами, соблюдают правила их отпуска, не торгуют ли фальсификатом, контрафактом или недоброкачественными товарами. Кроме того, проверяется работа с контрольно-кассовой техникой, объясняет директор Центра повышения квалификации специалистов Санкт-Петербургского государственного химико-фармацевтического университета, кандидат фармацевтических наук, доцент Светлана Синотова.

Правовая основа

  • Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»; 
  • Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-Ф3 (ред. от 08.03.2022) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (действует до 31 декабря 2024 года ст. 26.3);
  • Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 М 336 (ред. от 10.11.2022) «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля»;
  • Ряд постановлений Правительства РФ, регулирующих контроль (надзор) в сфере медицинской деятельности, обращения лекарственных средств и защиты прав потребителей.

Как отметила Светлана Синотова, в 2022 году плановые проверки, в том числе контрольные закупки, не проводятся. Однако внеплановые, без предварительного уведомления, продолжаются, и основанием для них являются поручение Президента РФ и требование прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по материалам и обращениям, поступившим в органы прокуратуры. Фармработникам необходимо понимать, с чем в ходе таких мероприятий они могут столкнуться и какие условия должны быть обязательно соблюдены при проведении контрольной закупки.

Обязательные условия

Контрольная закупка может проводиться очно, когда инспектор приходит в организацию розничной торговли, и дистанционно, то есть на сайте аптеки или другой организации, осуществляющей такие формы продаж. Об очном мероприятии работники аптеки узнают сразу, информацию о дистанционной проверке получают не позднее следующего дня.
Вот ряд условий, с соблюдением которых она должна проводиться:

  • без предварительного уведомления;
  • период контрольной закупки равен времени сделки;
  • обязательна покупка товара или услуги;
  • инспектор объявляет, что закупка состоялась;
  • инспектор предъявляет удостоверение и решение о проведении контрольного мероприятия;
  • инспектор получает назад деньги за товар и возвращает его продавцу либо передает на исследование;
  • контрольная закупка должна проводиться в присутствии двух свидетелей;
  • при необходимости ведутся фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные законом способы фиксации.

Любое отклонение от порядка проведения может служить поводом для обжалования составленного акта.

Нарушения и наказания

Нарушения, которые можно выявить при контрольной закупке:

  • рецептурные лекарственные препараты отпущены без рецепта;
  • лекарственные препараты контрафактные;
  • нарушена маркировка;
  • покупателю не выдается чек;
  • покупателю не выдается сдача.

Завершается визит инспектора составлением и вручением (направлением в аптеку) акта о проведении контрольной закупки. При очной закупке акт составляется в тот же день и в месте проведения мероприятия. При дистанционной продаже этот документ будет составлен и направлен продавцу не позднее следующего дня.
Обязательные реквизиты акта:

  • дата, время и место составления;
  • наименование органа государственного контроля (надзора);
  • дата и номер приказа о проведении контрольной закупки;
  • ФИО и должность должностного лица;
  • наименование организации, место ее нахождения, место осуществления деятельности и (или) место фактического осуществления деятельности, где непосредственно была проведена контрольная закупка;
  • сведения о товарах (работах, услугах), приобретенных в ходе контрольной закупки, способах их приобретения и оплаты;
  • сведения о выявленных нарушениях обязательных требований или об их отсутствии;
  • сведения об ознакомлении с приказом о проведении контрольной закупки и о получении копии приказа о проведении контрольной закупки;
  • или сведения об отказе в ознакомлении с приказом о проведении контрольной закупки либо об отказе в получении копии приказа о проведении контрольной закупки (за исключением дистанционной контрольной закупки);
  • сведения о свидетелях, присутствовавших при проведении контрольной закупки, или о видеозаписи, а также о применении фото- и киносъемки в ходе контрольной закупки;
  • подписи должностных лиц, проводивших проверку;
  • подписи присутствовавших свидетелей;
  • место для подписей представителя юридического лица или ИП (либо его представителя) или сведений об отказе от подписи.

«Все эти данные необходимо проверить, зафиксировать, подписать документ. Один из двух экземпляров акта, который передается проверяемой стороне, позволит все подробно прочитать и изучить позже, в спокойной обстановке. Можно будет понять, какие статьи каких нормативных документов нарушены, проанализировать, какое возможно наказание, предписание и т.д.», – говорит Светлана Ситнова.
Если выявлены действительно серьезные нарушения, можно ожидать внеплановой проверки. Решение о ней принимает контролирующий орган и согласовывает его с прокуратурой. Другой вариант - возбуждение дела об административном правонарушении. «Этого не хотелось бы, потому что и так целый ряд платежей уходит в бюджет. Поэтому наша задача – обращать внимание на требования, которые изложены в основных документах, регулирующих обращение лекарственных средств, но не забывать и про взаимодействие с покупателем, учет выручки, налоги и сборы. Проверять выручку, налоги и сборы в ходе контрольной закупки может еще и Федеральная налоговая служба».

Порядок в чеке

Светлана Синотова отметила, что чек – это серьезный фискальный документ, поскольку именно контрольно-кассовая техника позволяет вести учет выручки в полном объеме. Федеральная налоговая служба проверяет соблюдение законодательства как о применении ККТ, так и о налогах и сборах, а также полноту учета выручки денежных средств в организациях и у ИП. Здесь важны исправность кассовой техники, реквизиты чека, соответствие места установки ККТ тому, что указано в документах.
Обязательные реквизиты чека:

  • наименование документа;
  • порядковый номер за смену;
  • дата, время и место (адрес) осуществления расчета;
  • наименование организации пользователя или фамилия, имя, отчество ИП;
  • ИНН;
  • применяемая при расчете система налогообложения;
  • признак расчета (приход – расход);
  • наименование товаров, работ, услуг, их количество, цена (в валюте РФ) за единицу с учетом скидок и наценок, а также их стоимость с учетом скидок и наценок с указанием ставки НДС;
  • сумма расчета с отдельным указанием ставок и сумм налога на добавленную стоимость по этим ставкам;
  • форма расчета;
  • должность и ФИО лица, оформившего кассовый чек;
  • регистрационный номер контрольно-кассовой техники;
  • заводской номер экземпляра модели фискального накопителя;
  • фискальный признак документа;
  • адрес сайта уполномоченного органа в сети интернет, на котором может быть осуществлена проверка факта записи этого расчета и подлинности фискального признака;
  • абонентский номер или электронный адрес покупателя (при дистанционной продаже);
  • адрес электронной почты отправителя кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме при передаче покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме;
  • порядковый номер фискального документа;
  • номер смены;
  • фискальный признак сообщения (для кассового чека или бланка строгой отчетности, хранимых в фискальном накопителе или передаваемых оператору фискальных данных).

Если расчеты производятся без кассы, предусмотрены следующие штрафы:

  • для организации – от 75 до 100% от суммы расчета без ККТ, но не менее 30 000 руб.;
  • для ИП – от 25 до 50% от суммы расчета без ККТ, но не менее 10 000 руб.

За нарушение порядка применения ККТ грозит предупреждение или штраф:

  • для организации – от 5000 до 10 000 руб.;
  • для ИП – от 1500 до 3000 руб.

За невыдачу покупателю чека вынесут предупреждение или наложат штраф:

  • для организации – 10 000 руб.;
  • для ИП – 2000 руб.

Как обжаловать результаты

В процессе любого проверочного мероприятия может возникнуть спор. Если аптечный работник уверен в своей правоте, он может подать жалобу (ее структура отражена в ст. 41 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" от 31.07.2020 N 248-ФЗ).
Решить спор можно двумя способами. Внесудебный (досудебный) порядок:

  • на вынесенное решение жалоба в инстанцию направляется в течение 30 календарных дней,
  • на выданное предписание жалоба направляется в течение 10 рабочих дней.

Документ рассматривается в течение 20 рабочих дней со дня регистрации. Внесудебный порядок до 1 января 2023 года соблюдать необязательно, сейчас он носит рекомендательный характер, отметила специалист.
Судебный порядок – заявление подается в арбитражный суд и рассматривается согласно гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса в течение трех месяцев со дня, когда стало известно о нарушении прав.

 
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Log in or Sign up