В России внедрен эксперимент по досудебному обжалованию решений контрольных (надзорных) органов. Разбираемся, как с его помощью защитить интересы аптечных организаций.
Наши эксперты - старший преподаватель кафедры конституционного и административного права национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Нижнего Новгорода Наталья Пронина и ведущий специалист учебного центра «Провизор-24» Дмитрий Баранов.
Знакомьтесь: эксперимент
Нововведения связаны с Постановлением Правительства РФ № 1108 от 24.07.2020 «О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по досудебному обжалованию решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц».
Эксперимент введен для облегчения взаимодействия с рядом контролирующих органов.
В эксперименте участвуют:
- Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения,
- Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий,
- Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Под новые правила попадают:
- пожарный надзор,
- контроль медицинской деятельности,
- надзор в сфере обращения лекарственных средств,
- надзор в области безопасности гидротехнических сооружений,
- контроль за обращением медицинских изделий,
- надзор в области промышленной безопасности,
- энергетический надзор.
Таким образом, к аптечным организациям новый эксперимент имеет самое прямое отношение.
Срок действия эксперимента: с 17 августа 2020 г. по 30 июня 2021 г.
В отличие от ранее действовавших способов обжалования эксперимент предусматривает досудебное обжалование уже вынесенных решений
Что изменилось
Постановление № 1108 ввело упрощенный порядок досудебного обжалования решений контрольных органов. Это более быстрая и доступная процедура, чем судебное обжалование.
В отличие от ранее действовавших способов обжалования эксперимент предусматривает:
- досудебное обжалование уже вынесенных решений, а не только высказывание возражений;
- подачу жалобы через личный кабинет на портале Госуслуг.
В соответствии с новыми правилами юридические лица ИП и физические лица могут обжаловать:
- решения органа исполнительной власти или контрольного органа о назначении проверки,
- действия или бездействие должностных лиц,
- предписания об устранении выявленных нарушений,
- меры по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения, принимаемые в соответствии с частью 2 статьи 217 закона № 294-ФЗ.
Новое постановление предусматривает подачу жалобы только через сайт Госуслуг. Никто не запрещает действовать в ранее предусмотренном порядке, подавая жалобу лично или через почту. Однако в этом случае необходимо ссылаться не на постановление № 1108, а на другие нормативные документы.
Шпаргалка для несогласных
Грамотно составленная жалоба должна содержать:
- наименование контрольного органа, ФИО должностного лица, решение и действия (бездействие) которых обжалуются;
- ФИО, сведения о месте жительства гражданина либо наименование организации-заявителя, сведения о месте нахождения организации, желаемый способ получения решения по жалобе;
- сведения об обжалуемых решениях контрольного органа и действиях (бездействии) его должностного лица, которые привели или могут привести к нарушению прав контролируемого лица;
- доводы, на основании которых контролируемое лицо не согласно с решением контрольного органа;
- требования контролируемого лица, подавшего жалобу.
Особое внимание – на подпись.
Граждане или ИП могут воспользоваться либо простой электронной подписью, либо усиленной квалифицированной.
Для юридических лиц допускается только усиленная квалифицированная электронная подпись.
Жалоба может содержать ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения контрольного (надзорного) органа
Если надзорный орган решил приостановить деятельность организации, в соответствии с постановлением № 1108 ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения рассматривается в течение 2 рабочих дней со дня регистрации жалобы. Впрочем, решение может быть как о приостановлении обжалуемых мер, так и об отказе. В целом же по срокам рассмотрения жалобы в постановлении особых указаний нет, поэтому имеет смысл исходить из общих сроков рассмотрения обращений - 30 дней.
На что рассчитывать
По итогам рассмотрения жалобы возможно несколько решений:
- жалоба остается без удовлетворения;
- решение контрольного (надзорного) органа отменяется полностью или частично;
- решение контрольного (надзорного) органа отменяется полностью и принимается новое решение;
- действия (бездействие) должностных лиц контрольных (надзорных) органов признаются незаконными, выносится решение по существу.
Если решение, принятое по жалобе, не устраивает того, кто ее подал, то остается традиционный путь – обращение в судебные инстанции.
Старший преподаватель кафедры конституционного и административного права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Нижнего НовгородаНаталья Пронина