Воскресенье, июня 20, 2021
Поиск

Правовой ликбез первостольника

Если клиент - подросток
Legion-Media
Фото: Legion-Media

Как быть работникам аптеки, когда если за лекарством обратился не сам пациент, а его ребёнок или внук? С одной стороны, хочется подстраховаться и не брать на себя лишнюю ответственность. С другой стороны, лишаться покупателя – это, как минимум, странно. А главное: вдруг бездумный отказ спровоцирует опасность для жизни пациента, пославшего вместо себя подростка? В условиях пандемии, когда во многих регионах лицам старше 65 лет не рекомендовано выходить из дома даже в аптеку, этот вопрос приобретает особую актуальность.

 

Разобраться с тонкостями законодательства помогла провизор, кандидат фармацевтических наук Наталья Чеснокова.

 

В нормативно-правовых актах нет прямого запрета на отпуск несовершеннолетним лекарств. Гражданский кодекс РФ устанавливает три категории, подпадающие под понятие «несовершеннолетний»:

  • в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет (статья 26 ГК РФ),
  • несовершеннолетних, от шести до четырнадцати лет, или малолетних (статья 28 ГК РФ),
  • несовершеннолетних до шести лет. 

Первые две группы имеют некоторую дееспособность, которая охарактеризована статьями 26 и 28 ГК РФ.

Несовершеннолетние от 14 до 18 совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя. Сделка, совершенная таким несовершеннолетним, действительна также при её последующем письменном одобрении его родителями, усыновителями или попечителем. 

Есть исключение: несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе самостоятельно, без согласия взрослых:

  • распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами;
    осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности; 
  • вносить вклады в кредитные организации и распоряжаться ими; 
  • совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки, предусмотренные ГК РФ. 

Под мелкими бытовыми сделками, как правило, понимаются сделки, имеющие потребительский характер, соответствующий возрасту несовершеннолетнего.

 

Малолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет вправе самостоятельно совершать:

  • мелкие бытовые сделки;
  • сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации;
  • сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом.

Если рассмотреть требования закона в отношении аптеки, то получается, что определять соответствие отпускаемых товаров потребностям несовершеннолетних необходимо самому фармацевтическому работнику.

Сотрудник первого стола может попросить письменное согласие родителей или других законных представителей. Однако кто гарантирует подлинность такого согласия?

Как вариант, можно попросить номер телефона родителей и позвонить им. Но с кем вы на самом деле будете разговаривать? Кто подтвердит, что это на самом деле родители, а не злоумышленники?

Можно ориентироваться на указания инструкции, где многие производители указывают ограничения по возрасту. Но как быть, если подросток покупает препарат не для себя, а для старшего родственника? Даже наличие рецепта не даёт уверенности в том, что лекарственный препарат будет использован по назначению. Вы же не знаете, как этот рецепт оказался в руках у несовершеннолетнего. 

Можно только дать рекомендацию не отпускать несовершеннолетним лекарственные препараты в отсутствии взрослого. Однако и это не совсем правильно: что будет, если внук не принесёт бабушке жизненно важный препарат, а родители в это время на работе или на самоизоляции?

В небольших населённых пунктах или при сложившемся контингенте посетителей в аптеках микрорайонов вопросы решаются проще, поскольку люди друг друга знают. В остальных случаях первостольник действует на свой страх и риск. И включает здравый смысл для анализа возникшей ситуации. Вряд ли подросток просит для бабушки десять пузырьков настойки боярышника (или другой спиртосодержащий препарат). Даже если его запрос подтвердит голос взрослого по телефону или записка «от мамы».

Поэтому сотруднику первого стола требуется собрать весь свой профессионализм, опыт, психологические навыки, чтобы принять правильное решение в каждом конкретном случае.

 

Наталья Чеснокова

Наталья Чеснокова

Эксперт

Ведущий эксперт центра последипломного образования «Провизор–24»