Воскресенье, июня 20, 2021
Поиск

Осень будет жаркой!

Знакомимся с первыми ласточками «регуляторной гильотины»
Legion-Media
Фото: Legion-Media

О том, что государственный контроль будет меняться, разговоры шли более года. И вот появились два федеральных закона, в которых отражены предстоящие изменения.

 

Разобраться с самыми важными моментами законов 247-ФЗ и 248-ФЗ помогает ведущий эксперт учебного центра последипломного образования фармацевтов и провизоров «Провизор-24» Дмитрий Баранов.

 

Оценка «обнулится» в январе

В федеральном законе № 247-ФЗ от 31.07.2020 «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» есть два наиболее значимых для нас аспекта.

1. С 1 января 2021 года при осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в нормативно-правовых документах, если они вступили в силу до 1 января 2020 года.

То есть большинство нормативно-правовых актов в сфере государственного контроля с января следующего года «обнуляются». А несоблюдение указанных в них требований перестает быть основанием для привлечения к административной ответственности. Разумеется, это не означает превращения нашей работы в «праздник непослушания». Просто вскоре появятся новые нормативные акты, заменяющие ныне действующие. Ждем от предстоящей осени обновления нормативно-правовой базы.

2. Обязательные требования должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении 90 дней после дня официального опубликования соответствующего нормативно-правового акта (если иное не установлено ФЗ или международным договором РФ).

Таким образом, 90 дней даются на обсуждение. Напомню, что обязательные требования устанавливаются исключительно в целях защиты жизни, здоровья людей, прав и законных интересов граждан.

 

Что изменится в июле

Федеральный закон № 248-ФЗ от 31.07.2020 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» вступит в силу с 1 июля 2021 года (за исключением нескольких положений).

Сейчас действующим является Федеральный закон № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». И все плановые проверки в 2021 году будут происходить по планам, утвержденным в соответствии с Федеральным законом № 294.

Положения нового закона № 248-ФЗ не применяются к организации и осуществлению контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Кроме того, закон предусматривает наличие Положения о виде контроля, где будут определены критерии категорий риска, виды и периодичность контрольных мероприятий, перечень профилактических мероприятий и другие важные вопросы. Так что будем ждать появления этого Положения. Достаточно большой временной разбег – до июля 2021 года – позволяет создать условия для составления и принятия всех необходимых подзаконных актов.

 

Куда двигаемся

Если говорить в целом о смысловой направленности закона № 248-ФЗ, то отчетливо прослеживаются два тренда:

  • внедрение современных информационных решений, широкие перспективы дистанционного общения с контролирующими (надзорными) органами,
  • профилактическая направленность принимаемых мер.

В плане информационных решений планируется предусмотреть возможность дистанционных проверок (в определенных случаях), а также активно развивать информационные системы контрольных (надзорных) органов. Из нововведений следует отметить информационную систему досудебного обжалования. Это важная тема, заслуживающая отдельного внимания.

Будет усовершенствована система информирования контролируемых лиц. Все данные о предстоящих проверках будут доступны через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций), а также с помощью средств связи.

 

Профилактика – наше все!

Закон № 248-ФЗ предусматривает целый ряд новых профилактических мероприятий, причем многие не являются обязательными для контролируемых лиц. То есть организациям предоставляется право самим определять, насколько они нуждаются в этих мероприятиях.

Остановлюсь на трех нововведениях.

Консультирование 

Представитель аптеки может устно задать вопрос в контрольный (надзорный) орган и получить квалифицированный ответ. Исключение: вопросы, относящиеся к конкретной проверке этого учреждения и принятому по ней решению.

Самообследование 

С помощью ресурсов, находящихся на сайтах контрольных органов, организация может провести проверку собственной деятельности.

Профилактический визит 

Проводится либо если организация только начинает работать, либо если она относится к категории значительного и высокого риска. Инспектор за пять дней сообщает о планируемом визите. При этом организация вправе отказаться от этого визита. По итогам профилактического визита предписание не выдается. Но если обнаружены угроза причинения вреда здоровью и жизни граждан, инспектор обязан сообщить руководителю надзорного органа, что нужна проверка.

 

Контроль в ассортименте

В соответствии с законом № 248-ФЗ регламентирован ряд контрольных мероприятий, каждое из которых состоит из четко прописанных контрольных действий.

Взаимодействие с контролируемым лицом осуществляется при проведении следующих контрольных мероприятий:

  • контрольная закупка;
  • мониторинговая закупка;
  • выборочный контроль;
  • инспекционный визит;
  • рейдовый осмотр;
  • документарная проверка;
  • выездная проверка.

Утверждены и контрольные мероприятия  без взаимодействия с контролируемым лицом:

  • наблюдение за соблюдением обязательных требований;
  • выездное обследование.

Остановлюсь на новых для нас мероприятиях.

Мониторинговая закупка -  контрольное мероприятие, в ходе которого инспектор создает ситуацию для осуществления сделки в целях последующего направления продукции, результатов выполненных работ, оказанных услуг на испытание, экспертизу, а также проведение исследования продукции (товаров), результатов выполненных работ, оказанных услуг на предмет их соответствия обязательным требованиям к безопасности и (или) качеству.

Инспекционный визит - контрольное мероприятие, проводимое путем взаимодействия с конкретным контролируемым лицом и (или) владельцем (пользователем) производственного объекта. Проводится без предварительного уведомления контролируемого лица и собственника производственного объекта.  Срок проведения инспекционного визита не может превышать один рабочий день.

Наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) - это анализ данных об объектах контроля, имеющихся у контрольного органа. В том числе данных, поступающих в ходе межведомственного информационного взаимодействия, а также содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах. Примером наблюдения может служить маркировка: процесс подконтролен, но участие проверяемых в нем не требуется.

Выездное обследование - контрольное мероприятие, проводимое в целях визуальной оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований. В ходе выездного обследования инспектор может осуществлять осмотр общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) объектов.

Тему обновления нормативно-правовой базы продолжим в следующих публикациях.

 

ФМ. В тему

«Провизор-24» предложил участникам вебинара, посвященного контрольным мероприятиям в аптеке, пройти мини-опрос на своей странице ВКонтакте. Вот его результаты.

Вопрос: Что, на ваш взгляд, является основной проблемой государственного контроля в России?

  • «Тотальность» государственного контроля (надзора), выраженная в непропорциональном административном давлении на бизнес без учета реального уровня риска причинения вреда – 50%.
  • Низкий уровень соблюдения бизнесом законодательства Российской Федерации – 24%.
  • Избыточные административные издержки от проведения контрольно-надзорной деятельности – 15%.
  • Становление на различных уровнях правоприменения культуры правового нигилизма в отношении необходимости соблюдения обязательных требований законодательства – 11%.

 

Дмитрий Баранов

Дмитрий Баранов

Эксперт

Ведущий специалист учебного центра «Провизор-24»