Четверг, 27 марта 2025
Поиск

Задать вопрос эксперту

Неверный ввод

0/5000

Напишите ваш вопрос
Введите цифры с картинки
Обновить Неверный ввод
   

Закон принят. Что дальше?

Как повышать квалификацию по новым правилам
freepik
Фото: freepik

Итак, свершилось. То, что так долго обсуждалось в профессиональном сообществе, реализовалось в виде Федерального закона № 28-ФЗ от 28.02.2025. Какие практические последствия это влечет для провизоров и фармацевтов?

Наш эксперт — ректор Сибирской фармацевтической академии, доктор фармацевтических наук, профессор, академик РАЕН Александр Гришин

Плод очевидных проблем

Я полностью разделяю ту обеспокоенность, которая стала причиной разработки данного закона. Падение качества медицинского и фармацевтического образования, и прежде всего непрерывного (НМиФО), заставило законодателей всерьез задуматься о реформировании образовательных процессов.
Основные тревожащие факторы в последипломном обучении провизоров и фармацевтов определяются:

  • низкой мотивацией к профессиональному росту: зарплата зависит не от квалификации и качества услуги, а от выручки, полученной совсем не клиентоориентированными подходами;
  • желанием работников и работодателей получить «корочки» без обучения: зачем знания и навыки, если они не отражаются на доходе фармбизнеса;
  • широким распространением образовательных услуг в «облегченном варианте»: либо вообще без обучения, либо чисто формально, спрос рождает предложение — таков закон рынка;
  • снижением на этом фоне конкурентоспособности добросовестных образовательных организаций: люди не видят смысла в качественном обучении, и лидерами рынка становятся «облегченные» штамповщики документов.

Разумеется, все это в конечном счете не может не сказаться отрицательно на качестве фармацевтической помощи населению.
Мы с коллегами многократно поднимали вопрос повышения качества НМиФО и в СМИ, и путем официальных обращений. В отличие от принятого в новом законе запретительного подхода мы предлагали мотивационный. Коллеги поддержали наши предложения (в частности, на портале «Фарма РФ» проведена профессиональная экспертиза, одобренная около 70% специалистов, http://pharmarf.ru/company-announce-single/36172 ). В Госдуме наши предложения также были рассмотрены, но законодатели предпочли запретительные меры в отношении широко используемых в мире образовательных технологий.
В итоге принят Федеральный закон № 28-ФЗ от 28.02.2025, вносящий изменения в три нормативных акта:

  1. Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Федеральный закон № 253-ФЗ от 27.09.2013 «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук…».
  3. Федеральный закон № 247-ФЗ от 31.07.2020 «Об обязательных требованиях в Российской Федерации».

Этапы закручивания гаек

В соответствии с принятым законом предусмотрено два этапа введения запретов. С 1 марта 2026 г. вступают в силу следующие меры:
1. Утверждение Минздравом типовых дополнительных профессиональных программ (ДПП), в соответствии с которыми образовательные организации будут вести обучение. В ДПП должны быть прописаны не только сроки и формы обучения, но и:

  • возможность или невозможность применения дистанционного и электронного обучения;
  • требования к кадровому составу образовательной организации;
  • требования к материально­технической базе учреждения.

2. Ограничение дистанционного и электронного обучения. Оно будет возможно только в том случае, если это специальным пунктом разрешено ФГОС и ДПП.
3. Получение образовательными организациями заключения Росздравнадзора о соответствии новым требованиям.
4. Лицензирование образовательных организаций в соответствии с требованиями, прописанными в ДПП.
Эти меры должны быть реализованы до 01.09.2026. В противном случае наступают запретительные санкции для образовательных учреждений. Их лицензии будут приостановлены, если до указанного срока они не успеют:

  • привести кадровую и материальную базу в соответствие с требованиями ДПП,  также если продолжат применять дистанционные технологии, не разрешенные в ДПП;
  • получить заключение Росздравнадзора;
  • внести изменения в Реестр лицензий на осуществление образовательной деятельности.

Кого «подрежут» на дистанции

Самое большое беспокойство у фармацевтических специалистов еще на этапе обсуждения законопроекта вызвала перспектива запрета дистанционного обучения. Издержки фармбизнеса перехода на очную форму всем понятны:

  • рост стоимости очных форм образовательных услуг;
  • дополнительные затраты на командировки (если обучение проводится в другом городе);
  • отвлечение работников от производственного процесса;
  • необходимость оплачивать труд работников, замещающих отсутствующего коллегу;
  • потеря доходов для самих сотрудников, вынужденных отрываться от работы.

Мне неизвестно, представители каких провизорских специальностей лишатся возможности обучаться дистанционно. Могу только предположить, что требование коснется таких категорий фармработников, как:

  • провизоры-­аналитики;
  • провизоры-технологи;
  • фармацевты, занятые изготовлением лекарств в аптеке;
  • работники, имеющие специальности: «фармацевтическая химия и фармакогнозия», «фармацевтическая технология».

Когда появятся точные сведения, прогнозировать не берусь. У меня есть большие сомнения по поводу того, что Минздрав успеет за год подготовить и утвердить тысячи типовых образовательных программ для почти сотни медицинских и фармацевтических специальностей. Тем не менее сроки в законе установлены жесткие. И неподготовленность типовых ДПП может совсем заблокировать использование дистанционного и электронного обучения.

Открываем окно возможностей

Учитывая надвигающиеся не совсем понятные перспективы, предлагаем провизорам с максимальной эффективностью использовать время, оставшееся до сентября 2026 г.
Приказ Министерства здравоохранения РФ № 709н от 28.10.2022 «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов» действует до 1 января 2029 г. Соответственно, до 1 сентября 2026 г. на законных основаниях можно пройти обучение, набрав 144 часа любыми образовательными технологиями, включая дистанционные, и использовать это для прохождения периодической аккредитации вплоть до сентября 2031 г.
Кроме того, рекомендую провизорам до введения запретов продумать свои перспективы карьерного роста и пройти профессиональную переподготовку и первичную специализированную аккредитацию по специальности «управление и экономика фармации» в соответствии с требованиями приказа Минздрава России № 206н от 02.03.2023.
Эта специальность дает провизору возможность работать на таких должностях, как:

  • директор (заведующий, начальник) аптечной организации;
  • заместитель директора (заведующего, начальника) аптечной организации;
  • заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела) аптечной организации;
  • провизор;
  • провизор-­технолог.

То есть провизор со специальностью «УЭФ» может работать на подавляющем большинстве фармацевтических должностей.
Хочу предупредить провизоров о важности достаточных нормативных оснований для прохождения профессиональной переподготовки. Многие провизоры при прохождении периодической аккредитации уже столкнулись с проблемой, когда Федеральный аккредитационный центр Минздрава отказывается рассматривать как основание к первичному допуску дипломы, полученные без надлежащих нормативных оснований (непрерывности и продолжительности стажа и т. д.). Не повторяйте таких ошибок и действуйте только в рамках правового поля.
Что будет после 1 сентября 2026 г., предугадать вряд ли кто сможет. Поэтому я советую провизорам и фармацевтам, кого ожидает периодическая аккредитация до сентября 2031 г. и предпочитающих дистанционные формы обучения, пройти повышение квалификации до сентября 2026 г.

Александр Гришин

Александр Гришин

Эксперт

Доктор фармацевтических наук, профессор, ректор АНО ДПО «Сибирская фармацевтическая академия»

     

     
    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

    Log in or Sign up