Итак, свершилось. То, что так долго обсуждалось в профессиональном сообществе, реализовалось в виде Федерального закона № 28-ФЗ от 28.02.2025. Какие практические последствия это влечет для провизоров и фармацевтов?
Наш эксперт — ректор Сибирской фармацевтической академии, доктор фармацевтических наук, профессор, академик РАЕН Александр Гришин
Плод очевидных проблем
Я полностью разделяю ту обеспокоенность, которая стала причиной разработки данного закона. Падение качества медицинского и фармацевтического образования, и прежде всего непрерывного (НМиФО), заставило законодателей всерьез задуматься о реформировании образовательных процессов.
Основные тревожащие факторы в последипломном обучении провизоров и фармацевтов определяются:
- низкой мотивацией к профессиональному росту: зарплата зависит не от квалификации и качества услуги, а от выручки, полученной совсем не клиентоориентированными подходами;
- желанием работников и работодателей получить «корочки» без обучения: зачем знания и навыки, если они не отражаются на доходе фармбизнеса;
- широким распространением образовательных услуг в «облегченном варианте»: либо вообще без обучения, либо чисто формально, спрос рождает предложение — таков закон рынка;
- снижением на этом фоне конкурентоспособности добросовестных образовательных организаций: люди не видят смысла в качественном обучении, и лидерами рынка становятся «облегченные» штамповщики документов.
Разумеется, все это в конечном счете не может не сказаться отрицательно на качестве фармацевтической помощи населению.
Мы с коллегами многократно поднимали вопрос повышения качества НМиФО и в СМИ, и путем официальных обращений. В отличие от принятого в новом законе запретительного подхода мы предлагали мотивационный. Коллеги поддержали наши предложения (в частности, на портале «Фарма РФ» проведена профессиональная экспертиза, одобренная около 70% специалистов, http://pharmarf.ru/company-announce-single/36172 ). В Госдуме наши предложения также были рассмотрены, но законодатели предпочли запретительные меры в отношении широко используемых в мире образовательных технологий.
В итоге принят Федеральный закон № 28-ФЗ от 28.02.2025, вносящий изменения в три нормативных акта:
- Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный закон № 253-ФЗ от 27.09.2013 «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук…».
- Федеральный закон № 247-ФЗ от 31.07.2020 «Об обязательных требованиях в Российской Федерации».
Этапы закручивания гаек
В соответствии с принятым законом предусмотрено два этапа введения запретов. С 1 марта 2026 г. вступают в силу следующие меры:
1. Утверждение Минздравом типовых дополнительных профессиональных программ (ДПП), в соответствии с которыми образовательные организации будут вести обучение. В ДПП должны быть прописаны не только сроки и формы обучения, но и:
- возможность или невозможность применения дистанционного и электронного обучения;
- требования к кадровому составу образовательной организации;
- требования к материальнотехнической базе учреждения.
2. Ограничение дистанционного и электронного обучения. Оно будет возможно только в том случае, если это специальным пунктом разрешено ФГОС и ДПП.
3. Получение образовательными организациями заключения Росздравнадзора о соответствии новым требованиям.
4. Лицензирование образовательных организаций в соответствии с требованиями, прописанными в ДПП.
Эти меры должны быть реализованы до 01.09.2026. В противном случае наступают запретительные санкции для образовательных учреждений. Их лицензии будут приостановлены, если до указанного срока они не успеют:
- привести кадровую и материальную базу в соответствие с требованиями ДПП, также если продолжат применять дистанционные технологии, не разрешенные в ДПП;
- получить заключение Росздравнадзора;
- внести изменения в Реестр лицензий на осуществление образовательной деятельности.
Кого «подрежут» на дистанции
Самое большое беспокойство у фармацевтических специалистов еще на этапе обсуждения законопроекта вызвала перспектива запрета дистанционного обучения. Издержки фармбизнеса перехода на очную форму всем понятны:
- рост стоимости очных форм образовательных услуг;
- дополнительные затраты на командировки (если обучение проводится в другом городе);
- отвлечение работников от производственного процесса;
- необходимость оплачивать труд работников, замещающих отсутствующего коллегу;
- потеря доходов для самих сотрудников, вынужденных отрываться от работы.
Мне неизвестно, представители каких провизорских специальностей лишатся возможности обучаться дистанционно. Могу только предположить, что требование коснется таких категорий фармработников, как:
- провизоры-аналитики;
- провизоры-технологи;
- фармацевты, занятые изготовлением лекарств в аптеке;
- работники, имеющие специальности: «фармацевтическая химия и фармакогнозия», «фармацевтическая технология».
Когда появятся точные сведения, прогнозировать не берусь. У меня есть большие сомнения по поводу того, что Минздрав успеет за год подготовить и утвердить тысячи типовых образовательных программ для почти сотни медицинских и фармацевтических специальностей. Тем не менее сроки в законе установлены жесткие. И неподготовленность типовых ДПП может совсем заблокировать использование дистанционного и электронного обучения.
Открываем окно возможностей
Учитывая надвигающиеся не совсем понятные перспективы, предлагаем провизорам с максимальной эффективностью использовать время, оставшееся до сентября 2026 г.
Приказ Министерства здравоохранения РФ № 709н от 28.10.2022 «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов» действует до 1 января 2029 г. Соответственно, до 1 сентября 2026 г. на законных основаниях можно пройти обучение, набрав 144 часа любыми образовательными технологиями, включая дистанционные, и использовать это для прохождения периодической аккредитации вплоть до сентября 2031 г.
Кроме того, рекомендую провизорам до введения запретов продумать свои перспективы карьерного роста и пройти профессиональную переподготовку и первичную специализированную аккредитацию по специальности «управление и экономика фармации» в соответствии с требованиями приказа Минздрава России № 206н от 02.03.2023.
Эта специальность дает провизору возможность работать на таких должностях, как:
- директор (заведующий, начальник) аптечной организации;
- заместитель директора (заведующего, начальника) аптечной организации;
- заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела) аптечной организации;
- провизор;
- провизор-технолог.
То есть провизор со специальностью «УЭФ» может работать на подавляющем большинстве фармацевтических должностей.
Хочу предупредить провизоров о важности достаточных нормативных оснований для прохождения профессиональной переподготовки. Многие провизоры при прохождении периодической аккредитации уже столкнулись с проблемой, когда Федеральный аккредитационный центр Минздрава отказывается рассматривать как основание к первичному допуску дипломы, полученные без надлежащих нормативных оснований (непрерывности и продолжительности стажа и т. д.). Не повторяйте таких ошибок и действуйте только в рамках правового поля.
Что будет после 1 сентября 2026 г., предугадать вряд ли кто сможет. Поэтому я советую провизорам и фармацевтам, кого ожидает периодическая аккредитация до сентября 2031 г. и предпочитающих дистанционные формы обучения, пройти повышение квалификации до сентября 2026 г.
Доктор фармацевтических наук, профессор, ректор АНО ДПО «Сибирская фармацевтическая академия»
Александр Гришин