По сравнению с 1900 годом мы сейчас в среднем живем вдвое больше: продолжительность жизни превысила 70 лет. Но мы же хотим не только долго жить, но и как можно дольше оставаться здоровыми и физически активными, не нуждающимися в постороннем уходе. Помочь в этом может антивозрастная медицина.
Мы часто слышим английский термин anti-age. У большинства он прочно ассоциируется с косметологией. Но сейчас отношение к антивозрастной медицине меняется. Это направление медицинской науки подразумевает ориентацию не на лечение болезней, а на замедление процессов старения организма и профилактику возраст-ассоциированных недугов. Приверженцы данного направления призывают обратить внимание на средства, которые в пожилом возрасте задерживают развитие большинства заболеваний.
Диета, физическая активность и сон
Антивозрастная медицина, конечно, не заменит классическую, но может дать надежду и уверенность в будущем. Она направлена на увеличение продолжительности здоровой жизни за счет использования конкретных схем питания, физической активности и применения биомедицинских вмешательств, направленных на замедление процессов старения, говорит врач-кардиолог, руководитель отдела возраст-ассоциированных заболеваний МНОЦ МГУ имени М.В. Ломоносова, заведующая кафедрой терапии факультета фундаментальной медицины МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор медицинских наук Яна Орлова. В связи с этим изучаются нутрициологические подходы, микробиота, вклад физических упражнений, разных систем питания, коррекции возрастных изменений.
Высока вероятность увеличить продолжительность здоровой жизни, если есть мясо 2-3 раза в неделю и употреблять много овощей и фруктов.
Физические упражнения мы привыкли воспринимать как один из элементов восстановления после тяжелой болезни. Но для пациентов с сердечной недостаточностью физическая активность – средство лечения. Самое удивительное, что такие больные отказываются от лечебной гимнастики, потому что плохо себя чувствуют. «Но это все равно что из-за плохого самочувствия отказаться принимать лекарство!» - негодует доктор Орлова. Звучит, конечно, абсурдно. Но у пациентов, а главное – у врачей нет ощущения и понимания, что физическая активность полноценный элемент терапии.
Физическая активность еще и мощнейшая профилактика сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний и сахарного диабета. Она способствует снижению уровня системного воспаления – одного из ключевых механизмов развития возраст-ассоциированных недугов.
Последние несколько десятков лет активно заговорили и про сон. Результаты одного из исследований, за 14 лет наблюдений охватившего 300 тысяч человек по всему миру, свидетельствуют: меньше всего шансов умереть от упомянутых болезней имеет тот, кто спит 7-9 часов.
Ну, а теперь честно признайтесь: готовы каждый день заниматься зарядкой, вместо сытных блинов есть огурцы и яблоки, пропускать ночные бдения и поздние сериалы? То-то и оно. Из 20 тысяч мужчин соответствовать критериям здорового образа жизни смогли только около 1%. Образ жизни изменить неимоверно трудно, поэтому сейчас активно развивается направление антивозрастной медицины, связанное с фармакологическим воздействием на системные процессы старения.
Хроническое воспаление
Именно с данным процессом связано развитие возрастных заболеваний. Источником же хронического воспаления являются сенесцентные (постаревшие) клетки. Большинство из них в организме делятся 40-50 раз. После этого клеточный цикл заканчивается. Клетки погибают посредством апоптоза. Но небольшая их часть после прекращения клеточного цикла становится сенесцентными, то есть начинает производить провоспалительные вещества – интерлейкины, факторы некроза опухоли и т.д. Казалось бы, их деятельность только вредит организму, но на самом деле в их появлении заложен определенный биологический смысл. Они инициируют активность иммунной системы и привлекают те ее элементы, которые данных «агрессоров» уничтожают. Таким образом происходит регенерация органов и тканей.
Но с возрастом иммунная система стареет и уже не успевает уничтожать все сенесцентные клетки. Они остаются в органах и тканях. Что же делать?
Антивозрастная медицина, конечно, не заменит классическую, но может дать надежду и уверенность в будущем
Четыре подхода
Решить проблему уничтожения «старых» клеток можно четырьмя способами:
- Клеточное перепрограммирование. По словам Яны Орловой, это пока возможно только гипотетически. Сенесцентные клетки теоретически можно вернуть в здоровое состояние. Опыты идут, но пока похвастаться удачей не может никто.
- Заблокировать один из путей воспаления и продукции сенесцентных клеток. Но гоняться за отдельными составляющими процесса старения и блокировать отдельные сигнальные пути затратно по деньгам и хлопотно.
- Усиление иммуноопосредованного клиренса. Для этого надо возбудить иммунную систему и заставить ее уничтожать негодные клетки. И опять-таки куча «но». Играть с иммунной системой опасно. Куда приведет ее активация, как она скажется на живом организме – непонятно. Узнавать это опытным путем неэтично.
- Индукция апоптоза. Это направление самое перспективное и уже начинает входить в нашу жизнь. Можно найти маркеры сенесцентных клеток, после чего точечно данные клетки уничтожить. Наиболее надежные способы элиминации - ограничение калорийности пищи, гипотермия и физические нагрузки.
Сенотерапевтические препараты
Они тоже призваны индуцировать апоптоз. Число их огромно. Исследования проводились с метформином, цитостатиками, некоторыми моноклональными антителами, БАДами. В экспериментах, наверное, уже миллион мышей если не помолодели, то точно стали здоровее. У них удалось предотвратить развитие активного старения. На мышах огромную пользу сенотерапевтических препаратов таким образом доказали. К сожалению, это вовсе не означает, что у людей все будет точно так же. Даже исследование эффективности указанных препаратов у человека довольно затруднено, констатирует Яна Орлова.
Могут улучшиться функции сосудов, замедляться атеросклероз, но нет надежных способов оценки эффективности лечения. Сенотерапевтические препараты надо принимать долго. И никогда нельзя быть на 100% уверенным, что механизмы их действия такие, какими мы их себе представляем. В идеале, чтобы оценивать динамику изменений, хорошо бы с определенной периодичностью брать биопсию определенных тканей. В реальной жизни на это вряд ли согласится достаточно много добровольцев. И ни один этический комитет не разрешит проводить большие исследования.
Потому нужны маркеры, которые можно получить неинвазивным путем или хотя бы из крови. Над панелью таких маркеров бьются многие научные коллективы. Отечественные ученые таковую разработали. Она позволяет с высокой степенью вероятности говорить о бремени сенесцентных клеток в организме, ориентируясь на скорость пульсовой волны и несколько маркеров, взятых из крови, сообщает доктор Орлова. Осталось провести клинические исследования, чтобы хотя бы частично теорию проверить практикой.