Стресс является составной частью жизни каждого человека. Он стимулирует нас приспосабливаться к изменяющимся внешним условиям, совершенствоваться и получать новые знания и умения. Но происходит это только тогда, когда воздействие стресса совпадает с нашими возможностями адаптироваться к новой реальности. Иначе развиваются соматические, инфекционные и психические заболевания.
Плата за защиту
Выделяют две формы стресса:
- положительный (эустресс) – безопасный и вызванный положительными эмоциями;
- дистресс – отрицательный, разрушительный, влияющий не только на работу центральной нервной системы, но и на развитие различных заболеваний.
Фазы стресса:
- тревога – организм возбужден, насторожен;
- сопротивление – напряжение адаптационных возможностей;
- истощение – ресурсы организма заканчиваются, нарушаются поведение, эмоции, ухудшается здоровье, формируется дистресс.
Важно также различать степени стресса:
- низкая проявляется как неадекватно повышенное настроение;
- средняя – общительностью, снижением самооценки, обидчивостью;
- высокая предполагает неуверенность в себе, нерешительность, низкую самооценку.
Когда появляется стресс, в клетках организма образуются активные формы кислорода, калий начинает интенсивно покидать клетки, одновременно в них повышается уровень ионов кальция и синтезируются стрессовые белки. В результате процесс адаптации сопровождается повреждением клеток. Это плата за мобилизацию защитных сил организма и его сопротивление стрессу, говорит доцент кафедры педиатрии имени академика Г. Н. Сперанского РМАНПО, кандидат медицинских наук Татьяна Творогова.
Существуют как биологические, так и психологические причины формирования стресса. К биологическим относится физическое воздействие на организм:
- перепад температур,
- техногенный шум,
- изменение освещенности,
- гипокинезия или интенсивные мышечные нагрузки,
- травмы, боль, болезнь.
Психологические причины:
- развод родителей,
- рождение в семье еще одного ребенка,
- потеря близкого человека,
- домашнее насилие,
- конфликты в семье и школе,
- стихийные бедствия, военные действия,
- переход в другую школу.
Гипоталамус, гипофиз, надпочечники
Если раньше обращали пристальное внимание на состояние вегетативной нервной системы, то сейчас больше изучают влияние стресса на взаимодействие различных систем организма, и в первую очередь на ось гипоталамус-гипофиз-надпочечники, продолжает Татьяна Творогова. Именно эта ось дает интенсивный выброс нейромедиаторов, которые влияют на развитие стресса.
При дистрессе деятельность гипоталамуса тормозится и на периферии начинают интенсивно вырабатываться гормоны стресса – АКТГ, пролактин (его вырабатывает гипофиз), гормоны роста. Они тормозят работу иммунной системы, и она начинает слабо реагировать на инфекционные агенты, снижается активность макрофагов и лимфоцитов, плазматических клеток, замедляются выработка иммуноглобулинов и образование антител. Клетки иммунной системы тоже начинают вырабатывать гормоны стресса. В такой ситуации любые клетки страдают от дефицита энергии и перекисного окисления. Вот почему терапия по коррекции стресса должна быть направлена на повышение выработки ими энергии и ликвидацию перекисного окисления, считает Татьяна Творогова.
Мозг и кишечник
Между мозгом и кишечником существует двунаправленная связь. Оказалось, микрофлора кишечника тоже способна нарабатывать нейромедиаторы, которые обнаруживаются в мозге. Это короткоцепочечные жирные кислоты (КЦЖК), триптофан и цитокины. Мозг же влияет на кишечную микробиоту через сигнальные молекулы или напрямую. Благодаря этому изменяются секреция и моторика кишечника.
Стресс снижает разнообразие микробиоты, изменяет ее состав. Прежде всего резко уменьшается количество лакто- и бифидобактерий, которые препятствуют избыточному образованию гормонов стресса. В итоге дисбаланс в системе гипоталамус-гипофиз-надпочечники усугубляется. Одновременно усугубляются течение и последствия стресса. Чтобы справиться с ними, мозгу необходим серотонин. Но 99% серотонина находится в кишечнике и только 1% - в мозге. Ведь основной компонент серотонина триптофан вырабатывает как раз микробиота кишечника.
Стресс и возраст
Как узнать, что ребенок испытывает стресс? Для каждого возраста характерны свои симптомы:
- До года – постоянный плач, ребенка невозможно успокоить, начинаются аффективно-респираторные приступы.
- 1-3 года – отказ от еды, сна, агрессия по отношению к матери, сосание пальца, обгрызание ногтей.
- 3-7 лет – нарушение развития речи, энурез, отказ от еды, частая рвота.
- 7-12 лет – тики, энурез, импульсивное поведение, синдром дефицита внимания и гиперактивности.
- 12 лет и старше – резкое снижение веса, частые рвоты, необоснованные ограничения в питании, отсутствие прямого контакта «глаза в глаза», нарушение контакта с родителями и сверстниками, зависимость от гаджетов и социальных сетей.
Но нарушения обнаруживаются не только в психоэмоциональной сфере. Можно говорить и о соматических расстройствах. Сначала они носят функциональный характер. Например, ребенок может жаловаться на кратковременную боль в сердце, озноб, чувство жара. Уже на этой стадии следует проконсультироваться с врачом, чтобы функциональные нарушения не переросли в хронические. Кроме того, стресс может вызвать нарушения работы следующих органов и систем:
- сердечно-сосудистой системы – кардиалгия, гипо- и гипертензия, нарушения сердечного ритма;
- ЖКТ – дисфункция желчного пузыря, запоры, диспепсия;
- дыхательной системы – недостаточность вдоха;
- мочевыделительной системы – возможен энурез.
99% серотонина, необходимого для преодоления стресса, находится в кишечнике и только 1% - в мозге. Ведь основной компонент серотонина триптофан вырабатывает как раз микробиота кишечника
Исследования показали, что при стрессе вероятность заболеть ОРВИ и отитом повышается более чем вдвое. Причем дети болеют тяжело, с осложнениями в виде бронхитов, пневмонии.
Выход из стресса
Самое серьезное осложнение стресса – длительная тревожность. Она может быть вызвана разлукой с родителями, страхом ответа у доски, страхом перед выступлением, чрезмерной тревогой по поводу каких-либо последствий. Обычно с подобной жалобой мама приходит к педиатру. Врач должен спросить, как долго ребенок находится в таком состоянии. Если признаки сохраняются в течение полугода, психолог уже не поможет. Нужна консультация психиатра, сообщает Татьяна Творогова. Следует убедить родителей в ее необходимости. Если пренебречь помощью этого специалиста, может сформироваться уже психиатрическое заболевание.
Если дело не зашло слишком далеко, ребенку могут помочь занятия с психологом, логопедом, физическая активность, нормализация сна и питания. Обратите внимание на продукты, содержащие пищевые волокна. Это питательная среда для микрофлоры кишечника.
Татьяна Творогова призывает не пренебрегать приемом витаминов. Ежедневно в организм ребенка должны поступать полиненасыщенные жирные кислоты, особенно омега-3. Приоритетное значение имеют витамины группы В, которые обеспечивают метаболизм в нейронах. Антистрессорными витаминами считаются В5 и В6. Они регулируют процессы торможения и возбуждения в коре головного мозга. Но
следует помнить, что, по словам нашего эксперта, витамины должны петь хором. Каждый должен дополнять активность другого. Потому следует принимать только комплексы витаминов группы В. Из микроэлементов нужен магний. Его дефицит определяет возбуждение не только центральной нервной системы, но и любой клетки. К тому же у данного микроэлемента отчетливый седативный эффект.
От токсических форм кислорода клетки могут защитить метаболические препараты. Имеется в виду терапия аминокислотами. Эти соединения синтезируются в организме, но при стрессе их количество не удовлетворяет наши потребности. Потому прибегают к помощи соединений, которые индуцируют синтез собственных аминокислот. Это такие препараты, как глицин, элькар и элтацин.