Вторник, октября 26, 2021
Поиск

Испытание на прочность

2020-й проверяет под нагрузкой не только силу нашей выносливости. Жизнестойкость системы лекарственного обеспечения – тоже
freepik
Фото: freepik

С тех пор, как в нашу страну проник коронавирус, то здесь, то там случаются перебои с фармпрепаратами. Не всегда удается быстро решать вопросы дефектуры даже в ручном режиме управления. Где проблемы с лекарствами вызваны ажиотажным спросом и повышенными нагрузками, возникшими на волне пандемии, а где стали результатом системных ошибок и законодательных просчетов, какие меры необходимы для улучшения снабжения населения фармпрепаратами? Ответы на эти вопросы коллективно искали на XI Всероссийской конференции «Право на лекарство».

 

Картина не маслом, но цифрами

2020-й – уникальный год в истории российского фармрынка по количеству факторов, повлиявших на его развитие. Здесь и всплески, и перебои с поставками, вызванные ажиотажным спросом, и последовавшие вскоре падения продаж, влияние инфляции и снижения стоимости рубля, сбоев в системе маркировки… Перечислять все причины, сбившие привычные тенденции, спутавшие все карты, можно долго, говорит генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк.

Тем не менее, по прогнозам аналитика, несмотря на пандемию, в этом году мы не увидим значимого роста фармрынка – всего лишь 6% в рублях, в упаковках - 6200 млн штук.

«Это не столь высокая цифра, которая могла бы быть, если бы всей этой «феерии» не было на рынке, - уверяет Сергей Шуляк. - Если бы не было COVID-19, то потребление лекарственных препаратов росло бы планомерно в соответствии с традиционным ростом заболеваемости».

Освещая положение дел, эксперт не обошел вниманием и тот кризис, который возник из-за сбоев в системе мониторинга лекарств (МДЛП). Даже когда маркировку лекарств перевели из разрешительного в уведомительный режим, многие аптеки не решались пускать в продажу новые партии товара без ответного подтверждения от системы МДЛП, опасаясь штрафных санкций.

«Не знаю, почему мы не учимся на своих ошибках, - выражает удивление гендиректор DSM Group. - Конечно, некорректно сравнивать лекарства с алкоголем, хотя некоторые лечатся и тем, и другим, но когда систему маркировки алкогольной продукции запустили и была такая же история, то ее внедрение отложили, два года настраивали, и сейчас уже она работает без нареканий».

 

Льготы на… мытарства

Обеспечение лекарствами тех, кто больше всего в них нуждается, - льготных категорий граждан, тоже обстоит не лучшим образом. Финансирование этой статьи, по словам Сергея Шуляка, сократилось на 10% - из-за того, что региональным властям позволили перебрасывать по своему усмотрению бюджетные средства из статьи в статью, объясняет он. За 8 месяцев 2020-го по сравнению с тем же периодом прошлого года в упаковках льготники недополучили 20% полагаемых им лекарств – довольно существенное снижение. В связи с этим из регионов в центр поступило много жалоб.

Нарушения льготного лекарственного обеспечения, которые вскрыл в 2020-м Росздравнадзор, повторяются из года в год, рассказывает заместитель руководителя ведомства Дмитрий Пархоменко: это отказ в выписке льготных рецептов на лекарства, назначенные пациенту по медицинским показаниям, отсутствие обеспечения выписанных рецептов, некорректное определение медицинскими организациями и главными внештатными специалистами здравоохранения потребностей в лекарственных препаратах, что негативно влияет на планирование закупок и рациональность использования средств федерального бюджета в регионах. В результате в некоторых субъектах закупавшиеся для обеспечения льготников препараты списываются из-за истекшего срока годности, на других же пациентов, которым положены бесплатные лекарства, денег не хватает.

По словам Дмитрий Пархоменко, льготники сталкиваются и с такими проблемами, как невозможность получить лекарства по торговому наименованию при реально подтвержденных противопоказаниях для приема дженериков и «недоработка» программного обеспечения, из-за чего врачи не могут выписать рецепт на нужный препарат, если его нет в аптеке или на аптечном складе. Кроме того, по-прежнему остается сложной ситуация с доступностью психотропных препаратов, хотя здесь и есть некоторые подвижки.  

«Система льготного лекарственного обеспечения не решает поставленных перед ней задач. Льготники массово монетизируют льготы из-за недоступности необходимых лекарств, а региональные власти используют любые возможности сэкономить бюджет. В некоторых регионах в целях экономии врачи избегают постановки, так называемых «дорогостоящих диагнозов», - отмечает принявший участие в форуме лидер партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов.

Политик отмечает, что получит или не получит человек положенное ему по праву лекарство, зависит от очень многих условий: есть ли препарат в медицинском стандарте клинических рекомендаций и перечне ЖНВЛП, зарегистрирована ли цена на лекарство, проведены ли аукционы по тому или иному торговому наименованию и форме выпуска, которая нужна пациенту, выписал ли врач рецепт, есть ли лекарство в аптеке… То в одном, то в другом звене этой длинной цепи постоянно происходят сбои. Кроме того, Сергей Миронов высказался за запрет монетизации лекарственной льготы, считая эту практику прямым нарушением конституции, которая гарантирует гражданам право на бесплатную медицинскую помощь, а значит, и на лекарства.

 

Нужен новый закон

Рост цен на лекарства, превосходящий уровень инфляции и исчезновение с прилавков аптек то одних, то других жизненно важных препаратов также беспокоят лидера справедливороссов. «Лекарственное обеспечение в нашей стране, к сожалению, можно описать двумя словами: дорого и ненадежно. Для большей части населения болеть сегодня – непозволительная роскошь», - констатирует он.

«Как законодатель я должен признать, что причины роста цен связаны и с законодательными, и с административными просчетами, - признается политик. - В 2010 г. принят Федеральный закон № 61 «Об обращении лекарственных средств». Пациентов в этом законе просто нет: проблемы обращения лекарственных средств были поставлены выше проблем обеспечения. А пациенты фактически остались один на один с рынком лекарств. Контроль над ценами на ЖНВЛП только подстегнул цены на весь остальной ассортимент».

Говоря о несовершенстве законов, регулирующих лекарственное обращение, Сергей Миронов считает, что поправками в законодательные акты ситуацию не исправишь. По его мнению, стране нужен новый федеральный закон, который четко определит право граждан на лекарства и свяжет цены с их финансовыми возможностями. Политик особо подчеркнул, что в новом законе речь должна идти не только об обращении, но и об обеспечении лекарственных средств.

 

Денег нет, но вы лечитесь…

Эффективное лечение невозможно без эффективных современных препаратов, а они, учитывая, что 2/3 лекарств закупаются за собственные средства пациентов, заведомо дороже и далеко не всем по карману. Так, по прогнозам DSM Group, среднее потребление медикаментов на душу населения по итогам года составит 11 663 руб. (42 упаковки). Из них 34,6 упаковок будут оплачены собственными средствами граждан (7585 руб.) и только стоимость 7,7 упаковок (4078 руб.) покроется из госказны.

Справедливости ради, в последнее время государство ежегодно увеличивает финансирование лекобеспечения. С 2017 года расходы на лекарства из госбюджета выросли на 70%. Для сравнения: рост ВВП за это время составил 0,3%. Такие данные привел депутат Госдумы РФ, руководитель подгруппы по повышению доступности лекарственных препаратов, предоставляемых за счет средств бюджетов всех уровней гражданам РФ, Айрат Фаррахов. «Однако увеличение расходов на лекарства недостаточно и в целом не решает тех вопросов, которые гарантированы государством, - отмечает парламентарий. - Надо думать о том, как увеличить эффективность этих расходов».

Успешный пилот по лекарственному возмещению денег, потраченных пациентами с сердечно-сосудистыми заболеваниями на приобретение кардиопрепаратов, начатый пять лет назад в Кировской области, так и остался пилотом… Как еще в условиях ограниченных средств можно обеспечить доступность лекарств? Свой рецепт озвучил Сергей Миронов: он считает, что законодателям в качестве первоочередной меры следует установить предельный уровень расходов граждан на приобретение жизненно важных лекарств - не более 10% от доходов. Превышение этих порогов должно покрываться государством по аналогии с возмещением собственных расходов граждан на оплату ЖКХ.

Большие претензии у экспертов и к госзакупкам в нынешнем их виде, из-за которых больные часто оказываются без нужных им лекарств. Так, по словам исполнительного директора ассоциации «Инфарма» Вадима Кукавы, закон № 44-ФЗ, по которому они проводятся, вообще неэффективен для закупок лекарств и медизделий. Он сообщил, что пациентские организации выступают с предложением отменить установленное при госзакупках правило «третий лишний», поскольку из-за него пациенты лишаются возможности лечиться инновационными препаратами.

По мнению модератора форума, президента «Лиги пациентов» Александра Саверского, при конкурентной модели организации торгов аукционы часто срываются, но об этом становится известно постфактум. А значит, люди остаются без лекарств. Если же роль оптового покупателя возьмет на себя государство, опираясь при госзакупках на систему долгосрочных контрактов, заключаемых на 3,5 и более лет, это позволит существенно снизить цены на лекарства. Фармпредприятия заинтересованы в таких контрактах, ведь в этом случае они будут гарантированно обеспечены работой на несколько лет вперед. Разделяет это мнение и Айрат Фаррахов, который считает, что новые подходы к контрактной системе закупок лекарственных препаратов и медизделий должны стать важнейшим инструментом системы лекобеспечения.

 

Log in or Sign up