Пятница, 18 июля 2025
Поиск

Задать вопрос эксперту

Неверный ввод

0/5000

Напишите ваш вопрос
Введите цифры с картинки
Обновить Неверный ввод
   

Забота или медвежья услуга?

Обсуждаем доступность лекарственной помощи
freepik
Фото: freepik

Отсутствие в отдаленных районах аптечных и медицинских организаций создает большую проблему для местных жителей. Помогут ли ее решить предложения, ставшие поводом для широкого общественного обсуждения?

Наш эксперт - ректор Сибирской фармацевтической академии, доктор фармацевтических наук, профессор, академик РАЕН Александр Гришин

За лекарством – к Печкину и Карлсону

О том, что для жителей малых деревень и труднодоступных районов лекарственная помощь становится все менее доступной, говорилось не раз и в профессиональной среде, и с высоких трибун, но пока без особых успехов. И вот снова активизировалось обсуждение этой темы на властных уровнях от Госдумы до Минздрава. В центре внимания два предложения:

  1. Разрешение «Почте России» отпускать лекарственные препараты в почтовых отделениях тех населенных пунктов, где нет аптечных и медицинских организаций, причем без получения лицензий на фармацевтическую деятельность.
  2. Организация доставки лекарств потребителям передвижными аптечными пунктами (автолавками) и даже беспилотными летательными аппаратами.

На мой взгляд, тут присутствует подмена понятий: под лозунгом увеличения доступности лекарственной помощи, скорее всего, происходит лоббирование интересов коммерческих структур, которые надеются поживиться дополнительным сегментом фармацевтического рынка. Однако соблазн расширения видов деятельности «Почты России» и аптечных автолавок, на мой взгляд, не только не принесет доходы, а добавит к имеющимся убыткам не один миллиард рублей. Ведь для фармацевтической деятельности в рамках этих инноваций потребуется новое холодильное оборудование, спецавтотранспорт, вложения в товарные запасы, финансирование дополнительной трудовой деятельности, списание убытков по препаратам с истекшим сроком годности и т.д.
Принесут ли нововведения реальную пользу населению удаленных территорий? Позволю себе усомниться, так как велик риск нецелевого и даже вредоносного использования лекарств в отсутствие фармработников. Последствия плачевны: отравления, неэффективность лечения, осложнения от побочных эффектов и т.д. Вероятно, инициаторы инноваций не в курсе, что лекарство легко может стать ядом без надлежащего хранения, соблюдения дозировок, учета взаимодействия с другими препаратами и индивидуальных особенностей пациента. Очень опасна перспектива отсутствия контроля со стороны лицензирующих органов за фармацевтической деятельностью почтовых работников. Я бы оценил эту ситуацию как весьма рискованное явление для здоровья населения.  

Тяжело в деревне без прогноза

В чем реально нуждается пациент? В своевременной, эффективной и качественной лекарственной помощи. Такую помощь может оказать только компетентный специалист, который обеспечивает надлежащее хранение, консультирует по вопросам применения и т.д. В предлагаемых проектах фармацевтические специалисты вообще не предусмотрены.
Что касается основного довода о повышении доступности лекарств, то он весьма спорен. Инициаторы полагают, будто доступность лекарственной помощи – это возможность периодически приобретать ограниченный перечень лекарств. Но потребность в лекарствах возникает не тогда, когда приезжает аптечная автолавка. И она не определяется наличием препаратов в почтовом отделении. Кто может спрогнозировать, какое лекарство и когда понадобится в данном населенном пункте? Прогнозирование потребления лекарств возможно только при стабильно протекающих хронических заболеваниях. А если человек внезапно заболел в острой форме или у него возникло обострение имеющейся патологии? Кто может знать, что ему понадобится определенный препарат и когда? А при несвоевременной лекарственной помощи последствия для здоровья и даже для жизни могут быть плачевными.
В крупных населенных пунктах подобных проблем обычно не возникает. Средняя аптека имеет в ассортименте 5–7 тысяч наименований лекарственных средств, что позволяет закрыть практически любые потребности пациентов.
Что мы получим в случае с «Почтой России», автолавкой или квадрокоптером?
Про обширный ассортимент речь молчит: для его обеспечения необходимо точно спрогнозировать потребности, а как это сделать в малонаселенном отдаленном районе? Держать лекарства на все случае жизни очень накладно. Учитывая ограниченный срок годности препаратов, делать стратегические запасы на пять лет вперед не получится. Возникает вопрос об экономической эффективности этой затеи.
Условия хранения и перевозки также вызывают большие сомнения. Могу с большим трудом допустить, что в почтовых отделениях можно поставить отдельные холодильники и даже контролировать в них температурный режим с записью в журналах. Но в автолавке или тем более в дроне это невозможно. Летом возникает угроза перегрева, зимой – замораживания препаратов, прежде всего ампульных. Что прилетит в коптере в результате, насколько безопасным и качественным окажется по итогу лекарственный препарат, предсказать не берусь.

То ли аспирин, то ли аспаркам

Особое внимание хочу обратить на опасность отпуска лекарственных препаратов лицами без фармацевтического образования. Разве они сумеют грамотно принять препараты, обеспечить входной контроль, провести все процедуры, предусмотренные системой мониторинга? Как они проконсультируют покупателя по дозировкам, побочным эффектам, лекарственному взаимодействию и т.д.? Полагаю, что никак. Ассортимент лекарственных препаратов огромен, и даже поверхностное ориентирование в их группах требует знаний, которых не может быть у почтальона. При этом зачастую препараты с разным действием обладают похожими названиями, их легко перепутает и сам пациент, и почтальон, и водитель автолавки.
Вывод торговли лекарственными препаратами за пределы аптечных организаций несет колоссальные риски в плане здоровья и жизни покупателей. Да и как потенциально успешные бизнес-проекты эти нововведения тоже сложно рассматривать. Я уже говорил про товарные запасы и высокую вероятность списания (прямые убытки). Доставка с помощью автолавок и дронов хороша в массовом варианте, иначе она не оправдывается экономически. В автолавке, торгующей хлебом и колбасой, можно рассчитать, сколько уйдет товара. Если вдруг кому-то не достанется, то это не смертельно. Но лекарства – это не колбаса, с ними так обращаться нельзя.
Итак, доступность лекарственной помощи надлежащего качества для жителей отдаленных районов при реализации нововведений не повысится. А вот риски возрастут. Но выход из ситуации есть, причем опробованный на практике.

Коллаборация в действии

Разговоры о повышении доступности лекарственной помощи ведутся не первый год. Мы с коллегами предложили создать аптечные коллаборации, когда действующие аптеки вкладывают в решение общих задач свои профессиональные возможности.
Это выглядит примерно так. В райцентре работает аптека хранения, в которой есть провизоры и фармацевты, соблюдаются все необходимые условия. По телефонному звонку эта аптека проводит фармацевтическое консультирование. Затем осуществляется доставка, например, через ту же «Почту России». Конкретный препарат отправляется к конкретному пациенту. Подобная схема сотрудничества апробирована в Приморском крае. Договор выгоден и аптеке, и почте. И в первую очередь потребителю. Это на деле эффективная клиентоориентированная коллаборация.
Еще пример. В аэропорту Анадыря действует аптечный пункт, который взял на себя функции хранения и дистанционного фармацевтического консультирования для всей Чукотки. Доставка осуществляет рейсовым самолетом или вертолетом, отправляющимся в тот населенный пункт, где проживает больной. Все заняты своим делом. Ни почтальоны, ни летчики не берут на себя не свойственные им функции фармацевта и провизора. А сотрудники аптеки отвечают за надлежащее качество лекарственной помощи.
Очень надеюсь, что эти реальные примеры из жизни заставят лиц, принимающих решения, рассмотреть возможность создания подобных коллабораций. В идеальном варианте было бы привлечь к решению задачи органы местного самоуправления и руководителей регионального здравоохранения. Это реальный способ сделать качественную лекарственную помощь доступной для жителей удаленных населенных пунктов и избежать рисков.

Александр Гришин

Александр Гришин

Эксперт

Доктор фармацевтических наук, профессор, ректор АНО ДПО «Сибирская фармацевтическая академия»

     

    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

    Log in or Sign up