Квалификационные требования к фармацевтическим сотрудникам — предмет давних споров в профессиональном сообществе. В последнее время в этой связи обсуждали преимущественно ситуацию с провизорами. Новый законопроект приказа Министерства здравоохранения сдвигает фокус внимания в сторону фармацевтов.
Наш эксперт — ректор Сибирской фармацевтической академии, доктор фармацевтических наук, профессор, академик РАЕН Александр Гришин
Красивая форма…
Новый приказ Минздрава России «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним образованием» должен вступить в законную силу с сентября 2025 года.
Ключевая инновация в том, что фармацевтам разрешается работать на руководящих должностях при наличии опыта работы по специальности «фармация» не менее 5 лет. Специалисты со средним образованием получат право занимать должности:
- директор (заведующий, начальник) аптечной организации;
- заместитель директора (заведующего, начальника) аптечной организации;
- заведующий складом организации оптовой торговли лекарственными средствами;
- заместитель заведующего складом организации оптовой торговли лекарственными средствами;
- заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела) аптечной организации.
Никаких других условий, кроме 5‑летнего стажа, для перехода на руководящую должность не выдвигается.
Казалось бы, новый приказ снимает бюрократические препоны и разрешает нынешние противоречия. Напомню, что в соответствии с действующим приказом Минздрава России для специалистов со средним фармацевтическим образованием предусмотрена всего одна должность – фармацевт. Формально этим снимается противоречие с профессиональным стандартом «Специалист в области управления фармацевтической деятельностью» (приказ Минтруда России г. № 428н от 22.03.2017). Казалось, бы надо радоваться: Минздрав разрешил то, что до этого разрешил Минтруд. И сделал это «по инициативе общественности» в лице Национальной фармацевтической палаты (НПФ). Но если задуматься о долгосрочных последствиях этого шага, то ситуация выглядит удручающе.
…и странное содержание
По факту новый приказ закрепляет абсурд уравнивания компетенций специалистов со средним и высшим фармацевтическим образованием. Я об этом говорил многократно, но напомню еще раз: фармацевты учатся 1 год 10 месяцев, провизоры — 7 лет, а карьерные возможности в аптечных организациях для них равны. Кто же захочет тратить время, силы и деньги 7 лет, чтобы получить ту же должность и ту же зарплату, что и человек, проучившийся меньше 2 лет?
Вы можете предположить, чтобы заведующим отделением или даже главным врачом могли назначить медицинскую сестру? Пять лет сестринского стажа — и имеешь право руководить докторами с высшим образованием и ординатурой. В реальной жизни такая ситуация невозможна! Но то, что немыслимо в медицинской сфере, стараются внедрить в фармацевтическую.
Специалист со средним фармобразованием, отработав 5 лет за первым столом в режиме 12‑часового рабочего дня «два через два», имеет право стать директором. Даже без соответствующего управленческого повышения квалификации. Есть риск, что он за эти 5 лет забыл даже то немногое, что слышал в колледже про управление в фармации.
Казалось бы, абсурд очевиден. Почему же его не замечают инициаторы и авторы нормативных документов? Или намеренно его создают?
«Когда в товарищах согласья нет»
Полагаю, все помнят басню Крылова «Лебедь, Рак и Щука». Так вот, лица, влияющие на принятие решений, напоминают мне героев этого нестареющего произведения. Все они имеют совершенно разные (порой даже противоположные) интересы.
Аптечные ретейлеры лоббируют минимизацию времени процесса фармобразования, исключение из лицензионных требований нормы о руководстве фарморганизацией только специалистами с фармобразованием, отмену для руководителейфармацевтов специализированного управленческого курса повышения квалификации или профессиональной переподготовки.
Под их давлением была упразднена должность «старший фармацевт», а также уравнены фармацевты с углубленной подготовкой (4 года) и «скороспелые» (1 год и 10 месяцев). Они убеждены, что социальные задачи аптек изжили себя и не должны обременять фармбизнес. А научить сотрудников увеличивать средний чек можно и внутри фирмы путем курсов по бизнес-ориентированным маркетинговым технологиям.
Менеджмент государственных образовательных организаций впадает в другую крайность — борется за увеличение сроков образовательного процесса провизоров. Для этого была внедрена с 2000 года обязательная годичная интернатура, а затем и 2‑годичная ординатура. И это несмотря на то, что профессиональное сообщество не перестает говорить о неэффективности и избыточной затратности раздувания образовательного процесса для провизоров! Недавние запреты для медицины и фармации в отношении использования дистанционных образовательных технологий и электронного обучения пролоббированы этой же группой.
Общественные профессиональные организации активно продвигают интересы аптечного ретейлера и при этом поддерживают руководство госвузов. Интересы защиты фармацевтических специалистов и сохранения социальных функций отрасли для них, похоже, значимыми не являются.
Органы управления, приходится предполагать, не имеют научного обоснования своей кадровой деятельности. В связи с этим появляется очевидная недооценка социальных последствий принимаемых решений. Давление ретейлеров и псевдопрофессиональных объединений ведет к примитивизации отрасли, к уходу высококвалифицированных специалистов, к заполнению вакансий малообразованными сотрудниками. Как следствие, происходит обесценивание высшего фармацевтического образования. Зачем учиться 7 лет, если твои знания не востребованы, а зарплата не зависит от квалификации? А после еще и аккредитацию регулярно проходить с препятствиями, не обоснованными ни фактической фармдеятельностью, ни житейской логикой. Гораздо проще окончить колледж и избежать многих трудностей. Не здесь ли кроется секрет потери интереса абитуриентов к высшему фармацевтическому образованию?
Клиент аптеки — это тот участник процесса, ради которого, собственно, и должна существовать вся фармацевтическая отрасль в социальном государстве. Но в ситуации «перетягивания канатов» его интересы остаются за бортом. Напомню, что у нас немало потребителей финансируется бюджетом, и государство не меньше клиента заинтересовано в эффективной фармацевтической помощи по рациональной цене. Но затраты растут, а качество фармацевтической помощи им не соответствует. «Скороспелые» фармацевты с крайне скудными знаниями не могут основывать свою работу на принципах результативной фармакоэкономики.
В результате мы наблюдаем обесценивание высшего фармобразования, сворачивание социальной направленности отрасли, избыточность издержек, рост цен при сомнительной эффективности.
Шаги к улучшению
Не хочу сгущать краски, но при сохранении таких квалификационных требований страна может остаться без провизоров. Многие вузы уже столкнулись с результатом демотивации выпускников школ к получению высшего фармобразования. А новоиспеченные провизоры предпочитают работе в аптеке другие, более выгодные и интересные профессии, в том числе не связанные с фармацией. Широта их вузовских познаний этому способствует. Все это не может не отразиться на качестве лекарственной помощи населению.
Этот клубок проблем копился не один десяток лет. Для полноценного «распутывания» требуется разработка нового проекта с чистого листа под задачи клиентоориентированного развития фармации. Мы об этом многократно высказывались на страницах СМИ. Но на сегодняшний день важно хотя бы не допустить еще большей деградации фармацевтической отрасли. В качестве корректировки предложенного проекта приказа рекомендую следующее:
- ввести для фармацевтов перед назначением на руководящую должность прохождение профессиональной переподготовки не менее 500 часов по направлению «Организация и управление фармации»;
- вернуть в номенклатуру должность «старший фармацевт» при наличии профессионального образования повышенного уровня (4‑летнее);
- считать занятие фармацевтами руководящих должностей исключительной мерой, применимой только для сельских и удаленных населенных пунктов, где существует объективный дефицит специалистов с высшим фармобразованием.
Доктор фармацевтических наук, профессор, ректор АНО ДПО «Сибирская фармацевтическая академия»
Александр Гришин