Суббота, июля 24, 2021
Поиск

Вопросы без ответа

В ближайшее время жизнь аптек может круто поменяться… К худшему
Legion-Media
Фото: Legion-Media

В ближайшее время жизнь аптек может круто поменяться… К худшему. Нынешний год оказался щедрым на законодательные изменения, регулирующие аптечный ритейл. Маркировка лекарственных препаратов, введение дистанционной торговли лекарствами, изменение налогового законодательства

 По мнению исполнительного директора СРО «Ассоциация независимых аптек», кандидата фармацевтических наук Виктории Пресняковой, регулятор явно не доработал многие моменты в этих юридических документах, что может привести к снижению лекарственной доступности для части населения и вызвать массовое разорение аптек. Предлагаем вашему вниманию ее выступление на онлайн-конференции «Законодательные аспекты онлайн торговли лекарствами», организованной Национальной фармацевтической премией «Зеленый крест», состоявшейся 2 июля. 

 

В разрешении на доставку отказано…

Ассоциация независимых аптек все-таки больше представляет региональный бизнес – малый и средний, нежели крупный. И как раз с точки зрения конкуренции нам не совсем понятно, почему разрешение на дистанционную торговлю лекарствами не могут получить сети, ограниченные десятью точками, поскольку 10 точек для регионального бизнеса на одно юридическое лицо – это достаточно большое количество. У нас в ассоциации есть сети по 4-5 точек, которые находятся как раз в отдаленных регионах - там, где население непосредственно нуждается в доставке лекарств. Эти региональные сети как раз и выпадают из списка возможностей. 

Доставку сможет осуществлять только аптечная сеть, которая получит на это разрешение. На сегодняшний момент мы знаем, что практически половина тех, кто уже подал заявление по регламенту в Росздравнадзор, таких разрешений не получили. Из-за того, что там все время возникают какие-то ошибки. Время нам покажет, как этого всего избежать. 

 

Услуга стоит денег

Что меня беспокоит с точки зрения доставки… Осуществление розничной торговли дистанционным способом предполагает прием, формирование, хранение, доставку, перевозку заказанных лекарственных препаратов и их отпуск. 

Но перевозка исключена при получении розничной лицензии. Как тогда доставлять товар? Это уже юридическая коллизия, которую мы имеем. То есть либо аптечная сеть должна дополнять лицензию перевозкой, либо ей придется получать оптовую лицензию. У тех, кто давно лицензировался, перевозка вписана в лицензию, но сейчас ее не включают. 

Что касается маркет-плейсов и логистических компаний: аптечная сеть имеет право осуществлять доставку, либо заключать договор на нее с логистической компанией. Я вижу здесь возможность маркет-плейсов доставлять товар. Но отпускать товар, конечно, должен провизор. 

Доставка лекарственных препаратов – это дополнительная услуга, которая будет стоить дополнительных денег. Мы все должны понимать, что все население сразу не кинется заказывать препараты с доставкой. Мы изучали иностранный опыт. Так вот, в Европе где-то лекарства доставляются курьерами, а где-то фармацевтами (провизорами), и доставка провизорами стоит в разы дороже, чем доставка курьерами, и это мы должны учитывать. И, конечно, важно учитывать, как будут готовиться специалисты, которые будут доставлять лекарства. Это вопрос к фармацевтическому и бизнес-сообществу. 

 

Процедура доставки полностью не отработана

Еще один большой вопрос, который я хотела затронуть, - как мы обеспечим хождение маркированного товара. 

Вот маркированный товар вышел из аптеки. Его должны просканировать в аптеке? Тогда если пациент откажется от него, мы не сможем его ввести обратно в систему. Либо каждый человек, доставляющий товар, должен быть со сканером выбытия. Это очень важный вопрос. Пока мы не знаем на него ответа. Хотелось бы получить больше разъяснений, регламентов, нормативных актов. 

В регламенте прописано, что мы должны упаковать препарат, идентифицировать его и соблюдать целостность упаковки. На самом деле проблема не в этом: провизор упакует препарат и все сделает как положено. А вот как его должен принять потребитель? Он должен при нас вскрыть упаковку, проверить препарат? Если он просто принял препарат, а потом у него появились какие-то вопросы к доставке, какой-то негативный опыт, к кому он должен предъявить претензии?  Курьеру, который ему доставил препарат? Конечно, нет. Все претензии будет получать аптека, которая тоже занимается доставкой. И тут тоже появляются вопросы. Как только возникнет первый пример такого негативного опыта, претензии, мы получим очень много новых вопросов, которые потребуют ответов. 

 

А отвечать придется аптеке…

С точки зрения дистанционной торговли самая большая ответственность ложится на аптечные сети – на конечное звено отпуска перед потребителем. С маркировкой – то же самое. Мы знаем, что у производителей много нерешенных проблем по маркировке, но у аптек их гораздо больше. Сейчас в аптеках полная неготовность к ее введению. Успели подготовиться, наверное, лишь 10%.  

Не каждая аптечная сеть в регионе или в крупном городе сможет организовать полноценную доставку. Придется делегировать эту услугу сторонним организациям. Для того чтобы организовать доставку в большом городе требуется отдельная служба. Другой вопрос – если мы передаем доставку логистической (курьерской) службе, у аптечных организаций должны быть в руках инструменты, которые позволят контролировать качество доставки. Убедиться, что препарат доехал до потребителя в надлежащей упаковке и в тех условиях, которые требуются. Это все должно быть четко регламентировано и прописано в договоре с курьерской службой и четко контролироваться. Компания, которая добивается, чтобы ей разрешили осуществлять доставку лекарственных препаратов, в полной мере должна понимать, что на нее ложится очень существенная ответственность.  

Ассоциация Независимых аптек, конечно, против того, чтобы отпуском фармпрепаратов занимались маркет-плейсы. Каждый должен заниматься своим делом. Они могут взять на себя доставку, но отпуск должен остаться на провизоре. И ответственность за качество препарата с провизора никто не снимет. Почему мы так боремся за это? Мы боремся за свою профессиональную безопасность и за пациента, который получит лекарство. 

 

Частные предприниматели ущемлены…

Как только в конце мая вышло постановление о дистанционной торговле, мы отправили официальное письмо в ФАС о том, что ограничение в 10 аптек нарушает конкуренцию, что из списка региональных аптек вычеркнуты как раз те, которые ближе всего находятся к отдаленно живущему населению. Ведь одной из наших целей было обеспечить и отдаленные регионы лекарственной доступностью. Поэтому мы написали письмо, в котором задали вопрос, почему 10 аптек, почему не 5. Требование о том, что дистанционной торговлей могут заниматься аптеки, которые владеют лицензией не меньше года, нам понятно: организация должна зарекомендовать себя. Но почему именно 10 аптек? Какими критериями руководствовались при этом законодатели? 

Конечно, еще возникает вопрос, почему выброшены из списка тех, кто может осуществлять доставку, индивидуальные частные предприниматели. Ведь они получают фармацевтическую лицензию абсолютно на общих основаниях, как и все остальные. Они так же несут фармацевтическую профессиональную ответственность. Иногда даже у индивидуального предпринимателя социальная ответственность гораздо больше, если он в регионе. Поэтому мы и написали такое письмо. К сожалению, мы ответа на него пока не получили. Мы поднимаем эту тему во всех профессиональных изданиях, мы обсуждали ее с нашими аптеками, тем более, что у нас сейчас есть Альянс фармацевтических организаций, который представляет региональные ассоциации. Среди них Якутия, Хакассия, Приморский край. Это как раз районы с низкой плотностью населения, которые особенно возмущены требованием относительно 10 аптек. Мы продолжим эту работу, и если не получим ответа от ФАС, будем писать дальше.  

 

С налогами нас обманули…

По поводу маркировки и налогов: извините, я честно скажу: нас обманули. Нам говорили: «Почему вы так переживаете, ведь вам оставляют вмененный налог? ЕНВД от вас никуда не денется». Чтоб вы понимали, мы поднимаем эту тему уже больше года. Мы выступали на парламентских слушаниях. Я написала столько писем в Минфин, в правительство. Минфин нам не ответил, депутаты - тоже. 

Когда ЦРПТ говорит о том, что аптека на введение маркировки потратит 10 тысяч, это еще один обман. Возможно, сами сканы и оборудование стоят 10 тысяч. Но аптека теряет право на применение вмененного налога, а это значит, что ее налоги повышаются в 8-10 раз. Вы представляете, что это для малого и среднего бизнеса?!! Мы говорим, что мы их поддерживаем. Одной рукой мы даем им какой-то кредит, другой выбиваем почву из-под ног! 

Потом, если посчитать стоимость необходимого для маркировки оборудования, которым должно быть оснащено каждое рабочее место, если посчитать затраты на новый штат - затраты на бухгалтера, который понадобится, потому что система ЕНВД предполагала, что сам заведующий мог спокойно сдавать эти отчеты, а сейчас для этого придется нанимать отдельного человека. 

Мы проводили исследование, которое показало, что 30% аптек, окажется на грани банкротства после введения маркировки и отмены ЕНВД. Через 2-3 месяца мы увидим последствия маркировки. Сейчас все находятся в шоке. Мы ждали до последнего дня. Письма написаны всем, никто нигде не отреагировал на них. Их перебрасывают туда-сюда, хотя депутаты буквально месяц назад нам громко сказали: «ЕНВД вам оставили». Но ведь это на словах, а на деле надо внести изменения в Налоговый кодекс или выпустить какое-то разрешающее постановление. Мы написали несколько писем, но нам никто не ответил. Если честно, это очень сложный для меня вопрос, и я очень эмоционально к нему отношусь, потому что потратила очень много сил, энергии, и не получила никакой обратной связи. Последствия будут, и последствия будут очень серьезные...   

Виктория Преснякова

Виктория Преснякова

Эксперт

Исполнительный директор СРО «Ассоциация независимых аптек», кандидат фармацевтических наук