Четверг, 28 марта 2024
Поиск

Задать вопрос эксперту

Неверный ввод

0/5000

Напишите ваш вопрос
Введите цифры с картинки
Обновить Неверный ввод
   

Убрать нельзя оставить

Что будет с рекламой лекарственных препаратов?
freepik
Фото: freepik

В Госдуму повторно внесен законопроект о запрете рекламы безрецептурных лекарственных препаратов в неспециализированных СМИ. Насколько этот документ может защитить интересы потребителей?

Наш эксперт – ректор Сибирской фармацевтической академии, доктор фармацевтических наук, профессор, академик РАЕН Александр Гришин

Информировать или стимулировать?

Инициаторы законопроекта объясняют необходимость его принятия возрастающей опасностью самолечения. Они обеспокоены, что под воздействием агрессивных рекламных роликов пациенты идут не к врачу, а в аптеку и покупают препарат, который может им навредить. Поэтому ролики с телевидения и радио предлагается убрать, оставив их только на каналах, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников.
Все понимают, что реклама – это инструмент для управления поведением потребителя, и обеспокоенность депутатов не лишена оснований. Нет сомнений, что многие граждане покупают тот или иной препарат именно под действием рекламы. Разделяю опасения авторов законопроекта, что препараты могут спровоцировать неблагоприятные последствия для здоровья. Кроме того, значимый вред бесконтрольной рекламы лекарственных препаратов – это существенные нерациональные затраты как отдельных пациентов, так и системы здравоохранения в целом. Я уже не раз цитировал фразу: «Фармацевтическая индустрия – это способ превращения миллиграммов в миллиарды, и нередко с эффектом плацебо».
Кроме того, в основе широкого распространения самолечения есть еще существенная причина. Так получилось, что аптеки для населения намного доступнее поликлиник. Самолечение – это следствие не столько рекламы, сколько ограниченной «пропускной способности» системы здравоохранения. Представим на секунду, что все те, кто сегодня идут в аптеку, завтра направятся в поликлинику. Выдержат ли поликлиники двойную-тройную нагрузку?
Концепция ответственного самолечения, которая должна ориентироваться на грамотность пациентов, стала по сути имитационным консенсусом между ограниченными возможностями поликлиник и финансовыми интересами крупных игроков фармацевтического рынка. Агрессивная реклама является катализатором маржинальности этой концепции, поскольку цель рекламы не в клиентоориентированном информировании, а в стимулировании потребительского поведения, в том числе в форме незапланированных покупок. При этом покупатель легко становится заложником рекламных акций фармацевтических фирм.

Разброс меньше, цель точнее

Чего можно ожидать, если эта законодательная инициатива будет принята? Реклама целиком переместится из массовых каналов информации в специализированные, предназначенные только для медицинских и фармацевтических работников. По идее, это могло бы стать шагом, направленным на создание информационной системы для специалистов, что, конечно, было бы весьма полезно. Но исключит ли это проблему манипулирования аптечным ассортиментом в интересах фармацевтических компаний? Не уверен.
С высокой вероятностью рекламный акцент с массового потребителя переключится на врачебное и фармацевтическое сообщество, причем с повышенной интенсивностью.
Возрастет роль медицинских и фармацевтических работников в распространении влияния рекламы: одно дело, когда пациент услышал о препарате по телевизору, и совсем другое, когда этот препарат посоветовал купить врач или фармацевт.
Не зря медицинские представители активно работают с врачебным и фармацевтическим сообществом, мотивируя их различными методами к продвижению своих товаров. Прямую рекламу запретить можно, но она остается косвенной, подающейся под вывеской врачебного и/или фармацевтического консультирования.
Таким образом, проблема не в том, где размещать рекламу лекарственных препаратов и какими ярлыками ее снабжать. Проблема в том, что реклама как инструмент управления потребительским поведением должна уступить место объективной, непредвзятой, доказанной и клиентоориентированной информации.

Ключ к решению

Оценивая законопроект в целом, могу констатировать, что это не панацея, гарантирующая эффективное и безопасное лечение. Это лишь приближение к первому шагу в данном направлении. А еще существует риск, что лоббисты фармацевтических фирм даже этого не допустят. Подобный пример имел место с недавним законопроектом о производственных аптеках.
Необходимо помнить, что лекарственные препараты – не просто товар, а важный социально значимый продукт, обеспечивающий сохранение здоровья населения, а значит, и развитие экономического потенциала всей страны. Крайне важно, чтобы затраты на социально значимый процесс лекарственной помощи были экономически оправданы. Манипулирование потребительским поведением с помощью агрессивной рекламы не способствует достижению этой цели.
Хочется верить, что у законодателей хватит политической воли шаг за шагом перенастроить фармацевтический рынок в интересах потребителей. Для этого следует перевести процессы регистрации и оборота лекарственных препаратов в стране на научные принципы, когда во главу угла будут ставиться фармакотерапевтическая и экономическая эффективность препаратов, а не то, кто и как простимулировал потребление лекарств.
Кроме того, без действенного перехода на доказательную фармакотерапию борьба с рекламными манипуляциями вряд ли будет успешной.
Начальная точка в повышении социальной значимости фармацевтического рынка законодателями обозначена. Будем ожидать следующих законотворческих инициатив в аналогичном направлении. Предлагаемый законопроект, возможно, снимет остроту проблемы, но, к сожалению, не изменит ситуацию в корне.

Александр Гришин

Александр Гришин

Эксперт

Доктор фармацевтических наук, профессор, ректор АНО ДПО «Сибирская фармацевтическая академия»

     

    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

    Log in or Sign up