Четверг, 18 апреля 2024
Поиск

Задать вопрос эксперту

Неверный ввод

0/5000

Напишите ваш вопрос
Введите цифры с картинки
Обновить Неверный ввод
   

Фармрынок в России: оснований для пессимизма нет

Подводим итоги 2022 года
freepik
Фото: freepik

Для фармотрасли 2022 год был непростым. Западные санкции, продолжающаяся пандемия ковида, уход зарубежных фармгигантов с российского телевизионного рынка рекламы, колебания спроса – все это, казалось, должно было повлиять на фармацевтический рынок и быстро его трансформировать. Так какие же изменения произошли в прошлом году? Каковы итоги ушедшего года? Что ожидает отрасль в 2023 году?

Наш эксперт - генеральный директор ведущего маркетингового агентства DSM Group, член координационного совета РАФМ Сергей Шуляк

В целом прирост фармацевтического рынка в прошлом году составил 12%, при этом госзакупки выросли только на 7%. Коммерческий сегмент благодаря мартовскому ажиотажному спросу на лекарственные препараты и всплеску продаж из-за сезонных заболеваний в денежном выражении увеличился на 15%.

Государственные закупки

Заболеваемость Covid-19 была высокая только в I квартале прошлого года. Стационары активно закупали препараты для его лечения. Но ковид резко пошел вниз, больницам хватило уже сделанных запасов. За счет этого по итогам года в госпитальном сегменте противоковидных препаратов закуплено почти на 30 млрд рублей меньше.
Зато более чем на 40 млрд рублей выросла закупка регионами орфанных препаратов. Правда, в доле региональных закупок они занимают мизерную часть – всего 4%. Основная закупка остается за общебольничными препаратами, которые показали в 2022 году минимальный прирост.

Коммерческий рынок

В денежном выражении продажи лекарственных препаратов выросли на 15%, парафармацевтики – на 12%. За прошедший год покупатели оставили в аптеках 1 трлн 677 млрд рублей. Уровень заболеваемости коронавирусом и здесь отрицательно сказался на общей динамике рынка. Если продажи антиковидных лекарств выросли на 6% всего, то остальные препараты показали динамику в 3 раза сильнее (+17%).
Еще одна положительная тенденция – число аптек растет. По итогам IV квартала в России уже 69 477 действующих аптечных учреждений. С одной стороны, это хорошо. Но с другой – показатель увеличивается за счет развития крупных сетей. Небольших аптечных сетей и одиночных аптек становится все меньше. У крупных игроков аптечного рынка есть ресурсы, так что они и дальше будут развиваться. Конечно, всю страну крупные игроки не захватят: в России есть места, которые им неинтересны. Поэтому ситуация США, где на все штаты всего три аптечные сети, нам не грозит. Особых причин для беспокойства нет.

Ложка дегтя

Не обошлось и без отрицательных тенденций.

  1. В прошлом году в период постажиотажного спроса возникала дебиторская задолженность. В марте, опасаясь повышения закупочных цен и исчезновения препаратов из-за санкций, аптеки активно закупали товар. В апреле спрос упал, образовались большие запасы лекарств. За них надо было расплачиваться. У многих ресурсов для этого не оказалось. Но так как банкротство аптек дистрибьюторам невыгодно, стороны сумели договориться. Дебиторская задолженность возникала, но постепенно долги гасились.
  2. На финансовое состояние аптек влияет и сокращение маркетинговой активности западных фармкомпаний. Многие из них перестали продвигать свои лекарственные препараты. Казалось, оставшиеся на рекламном телевизионном рынке компании быстро поделят долю ушедших. Ничего подобного пока не произошло. Во-первых, реклама на телевидении – это только безрецептурные лекарственные препараты. Во-вторых, очень высока приверженность пациентов бренду. На изменение лояльности нужно время. Это касается и рецептурных препаратов. Нужно время, чтобы врачи стали рекомендовать другие бренды.
  3. Количество SKU осталось на уровне 2021 года, но в аптеках оно уменьшилось на 10% - с 23,5 тысяч до 21 тысячи. Лидеры по уходу с розничного рынка – как правило, дорогостоящие препараты. Некоторые препараты ЖНВЛП ушли с рынка из-за того, что их себестоимость оказалась выше зарегистрированной предельной цены. В общем и целом, доступность некоторых лекарств снизилась в десятки раз. В какой-то момент исчез из продажи амоксиклав, то же самое произошло с гексоралом, но-шпой № 100, смектой, бисептолом, нурофеном детским в виде суспензии.

Импортозамещение

В госсегменте растет доля препаратов, которые производятся в России. На это повлияли, конечно, и правило «третий лишний», и локализация многих современных препаратов западных производителей на российских площадках. Но все равно среди дорогостоящих препаратов зарубежные производители пока имеют больше половины рынка, если измерять объем госзакупок в рублях.
Если говорить об аптечном рынке, то здесь практически ничего не изменилось. Да, в этом сегменте темпы роста продаж локальных препаратов составляют сейчас 21%, в то время как импортных – всего 9%. Но общегодовая тенденция не изменилась. Всплеск закупок импортных препаратов в начале года нивелировал возникшие в IV квартале тенденции по увеличению продаж локальных препаратов.
Что с этим делать? Да практически все у нас сделано. Но в отличие от западных производителей не у всех российских компаний достаточно ресурсов для продвижения своих препаратов. Чтобы увеличить свою долю на рынке хотя бы на 10%, нужно увеличить продажи на несколько миллиардов рублей. Это достаточно большие затраты.

Что будет?

Наш прогноз – рынок в 2023 году может вырасти от 4 до 8%. Правда, пессимисты говорят, что, так как из России уехали 700 тысяч человек, покупательная способность населения падает, а курс доллара относительно рубля не вырастет, все будет практически заморожено. Хорошо, если рынок увеличится на 2%.
Но кто уехал? Закупали ли эти люди достаточное количество лекарств, чтобы, покинув Россию, изменить потребление лекарственных препаратов на ее территории? В большинстве своем это молодые активные люди, которые, как правило, не болеют. Если они что-то и покупали, то БАДы на iHerb. Их влияние на изменение структуры потребления не столь высоко, как многие думают. Да, это платежеспособная часть населения, они покупали лекарства своим родственникам. Но отъезд еще не означает, что родственники, оставшиеся в России, лишатся материальной поддержки.
Самый сложный вопрос – влияние инфляционных ожиданий. Единого мнения по нему нет. Ясно, что глобального падения российской экономики не будет. Даже Мировой (Всемирный) банк изменил свой прогноз с отрицательного на слабо положительный.
Если говорить о фармрынке, то эра анальгина в таблетках, активированного угля стремительно уходит. Так же стремительно в продажах падает доля старых дешевых препаратов. Заметна тенденция перехода на более дорогостоящие лекарства.
Еще одна тенденция – увеличение количества пациентов. По официальной статистике, в 2022 году только диабетиков стало на 300 тысяч больше. С учетом прошлых лет в среднем получится 250 тысяч первично выявленных пациентов с диагнозом диабета. Больше становится и людей с сердечно-сосудистыми заболеваниями, заболеваниями дыхательной системы, почек. В среднем за год «хронические» диагнозы ставят примерно 10 млн человек.  Динамика роста заболеваемости стабильна. И это тенденция не ковидного времени, а последних 10 лет. Болезнь надо лечить. Для этого придется регулярно покупать лекарства. Улучшение диагностики, увеличение числа россиян с хроническими заболеваниями будут стимулировать рост рынка. Он будет расти, но умеренно. И хотя таких темпов роста, как в 2022 году, уже не будет, для пессимизма нет оснований.

Сергей Шуляк

Сергей Шуляк

Эксперт

Генеральный директор ведущего маркетингового агентства DSM Group, член координационного совета РАФМ

     

    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

    Log in or Sign up