Рекомендациями, как построить конструктивные отношения с начальником, поделилась наш эксперт – социальный и организационный психолог Елена Шпиз.
Рекомендация: Договариваться всегда лучше на берегу: устраиваясь на работу, заключайте с руководителем оптимальный и для вас, и для него «психологический контракт» – т.е. согласовывайте ваши взаимные ожидания и обязательства, выходящие за рамки официального договора.
Несогласованные представления о взаимных ожиданиях и обязательствах руководителя и подчиненного могут настолько кардинально разойтись с реальностью, что никаких конструктивных взаимоотношений не получится.
К примеру, Вы ожидаете, что руководитель позволит совмещать работу с учебой, но на деле оказывается, что он не отпускает вас на занятия и экзамены. Или начальник ожидает, что вы будете работать сверх нормы без доплаты, а вы не собираетесь перерабатывать «бесплатно».
Другой пример. Руководитель ждет от вас исключительно высоких показателей, а человеческие факторы (ваши семейные дела и другие проблемы) его не интересуют, и он честно об этом говорит, но при этом готов вас материально стимулировать. Если вас это устраивает, – отлично: вы договорились, ваш психологический контракт «заключен». Также, если от вас ждут преданности, возможности полагаться на Вас в критической ситуации и при этом обещают поддержку и понимание со своей стороны в сложные для вас моменты – это тоже понятный психологический контракт. Но если вы ждете от руководителя душевного отношения и моральной отдачи, а он от вас только показателей, то по факту психологический трудовой контракт между вами не заключен и какими бы не были условия официального договора, вы вряд ли сможете рассчитывать на продуктивные взаимоотношения. Как и в случае, если «пашете» сутками, надеясь на премию, а вам просто говорят «спасибо».
Таким образом, чем лучше вы согласуете с руководителем взаимные ожидания и обязательства, тем надежней будет ваш психологический контракт и комфортней взаимодействие.
Придется приспособиться
Рассмотрим три максимально критические ситуации взаимоотношений с руководителями:
- руководитель воспринимает подчиненных исключительно как вспомогательные инструменты, которыми он может пользоваться по собственному усмотрению;
- руководитель воспринимает подчиненного как часть себя, максимально привязан к нему эмоционально, и у подчиненного фактически не остается собственной жизни – он живет жизнью руководителя;
- руководитель максимально доминирует над подчиненным ради собственного самоутверждения.
При подобных сценариях конструктивный психологический контракт с руководителем построить фактически невозможно, к ним можно только приспособиться.
Рекомендация: никогда не пускайте отношения с начальником на самотек, управляйте ими в соответствии со своими целями, но всегда учитывайте интересы руководителя.
Целенаправленность взаимодействия с руководителем подразумевает минимум три контекста:
- цели и интересы организации,
- цели и интересы руководителя,
- собственно ваши цели и интересы.
Совет 1:
- четко осознайте, в чем конкретно состоит каждый из этих интересов;
- расставьте для себя приоритеты: какова градация этих интересов лично для вас;
- проанализируйте, насколько эти три интереса совпадают или, напротив того, расходятся между собой.
На фоне сложившейся «картины» будет намного проще определить, какие именно взаимоотношения с руководителем вы хотели бы выстроить: чисто деловые; искренние, но с пиететом; дружеские (фактически на равных); как у ученика с учителем; как у учителя с учеником; максимально отстраненные и т.д.
Совет 2:
Если Вам важны хорошие взаимоотношения с начальником, старайтесь дать ему понять, что ставите его интересы выше своих, даже если это не так.
Совет 3:
По возможности подстраивайтесь, но без подхалимажа. К примеру, если знаете, что у руководителя маленький ребенок и он нервничает, потому что не успеет вовремя забрать малыша из садика, предложите «отпустить его пораньше», поскольку вы «все равно еще собирались кое-что доделать» или, если видите, что руководитель «зашивается», как бы невзначай помочь ему и т.д. При этом важно не «перегибать». Начальник должен понимать, что попросить вас можно, но злоупотреблять не стоит.
Совет 4:
Не бойтесь деликатно отказывать руководителю. Если не сумеете изначально очертить свои границы, вами будут пользоваться, и изменить эту ситуацию будет сложно.
Рекомендация: Если начальник рассчитывает на то, что вы не уволитесь, потому что найти лучшие условия трудно, и «навешивает» на вас ответственность и нагрузки, неадекватные оплате и наносящие вам ущерб, имеет смысл объединить усилия всех, кто оказался в подобной ситуации. Следует донести информацию о критической ситуации непосредственно до владельца компании. При этом показать ему его потери, связанные с этой проблемой.
Старайтесь получать все распоряжения от непосредственного руководителя письменно и обязательно сохраняйте всю переписку.
Если регулярно возникают конфликты с руководителями, которые младше вас и менее компетентны – выхода три: 1) бесконечно страдать по этому поводу и «сажать» собственную нервную систему; 2) осознать, что это ваш выбор, потому что вы изначально шли на исполнительскую должность; 3) задуматься о собственной управленческой карьере.
Если же получилось так, что вы шли на управленческую должность, а она оказалась исполнительской – проблема кроется в незаключенном психологическом контракте: вы не проинформировали нанимателя о своих ожиданиях и обязательствах.
Рекомендация: Осознайте, что любым конфликтом можно управлять. Главное, представлять, какие именно проблемы вы собираетесь решить с его помощью и каких целей достичь. При этом важно понимать, что нельзя решать свои проблемы, не учитывая интересов руководителя.
Чтобы управлять конфликтом, важно определить – конструктивен он или деструктивен. Ввязываясь в деструктивный конфликт, вы обрекаете себя на бессмысленную склоку и в ваших интересах уметь в любой момент задушить скандал в зародыше. Если же понимаете, что конфликт необходим, чтобы достичь поставленных вами целей – тщательно подготовьте аргументы: максимально четкие и максимально сжатые. Без «воды»!
Рекомендация: Вступая в конфликт с руководителем, не растекайтесь мыслью по древу. Держитесь главной темы и не позволяйте оппоненту увести Вас в сторону, нужную ему.
С определенными типами руководителей решать конфликты на личностном уровне бесполезно. Приведу пример из практики. Ко мне обратилась сотрудница рекламной службы крупной компании. За женщиной долгое время были закреплены прибыльные проекты, которые она успешно вела. Но в какой-то момент эту службу реорганизовали, и с подачи новой руководительницы контракты моей клиентки стали перехватывать другие сотрудники. Хотя компания теряла деньги, никакие аргументы на начальницу и коллег не действовали. Клиентка уже готова была уволиться. Я порекомендовала ей встретиться непосредственно с генеральным директором, обрисовать ситуацию и потери компании и сразу же предложить решение проблемы в виде готового свода правил работы для всех сотрудников рекламной службы (этот свод мы с ней предварительно подготовили). Генеральный директор выслушал, проанализировал цифры (ему был представлен подробный отчет), признал такое решение правомерным и утвердил свод правил своим приказом. Больше у моей клиентки подобных проблем с коллегами не возникало.
Рекомендация: Если вы не можете повлиять на систему – прогнитесь под нее, хотя бы временно: всегда существует вероятность, что хорошие специалисты начнут массово увольняться и условия изменятся.
Если же у вы воспринимаете происходящее очень обостренно, будьте готовы к тому, что, чем вы опытнее и талантливее, тем тяжелей будет найти общий язык с руководителем, который жаждет самоутвердиться. Вы будете чувствовать себя «мерседесом», которым пытаются управлять с помощью руля от «девятки», мнящей себя «кадиллаком». Соответственно, либо вы проявите гибкость и подстроитесь, либо будете общаться с «девяткой» на языке «мерседеса» и буксовать на каждом шагу.