Пятница, 28 января 2022
Поиск

Задать вопрос эксперту

Неверный ввод

0/5000

Напишите ваш вопрос
Введите цифры с картинки
Обновить Неверный ввод
     
ЧИТАЮТ СЕЙЧАС
Ох уж эти прекурсоры!

С 1 марта 2022 года вступают в силу новые правила хранения этих препаратов

ЧИТАЮТ СЕЙЧАС
Зимние приколы

Почти половина россиян с приходом холодов начинает хуже работать. Каждый третий сотрудник мечтает о "тихом часе" в офисе, чтобы во время работы можно было вздремнуть. И каждый второй смотрит на работе сериалы. Виной всему - зима?

ЧИТАЮТ СЕЙЧАС
Вернитесь, волосы!

По статистике, примерно четверть переболевших коронавирусной инфекцией сталкиваются с проблемой усиленного выпадения волос. Какие средства помогут восстановить пышную шевелюру?

ЧИТАЮТ СЕЙЧАС
Предупреждения кончились, начались штрафы

Надеемся, что наши читатели не повторят тех ошибок, о которых рассказывается в обзоре судебных решений, связанных с нарушениями в работе аптек.

ЧИТАЮТ СЕЙЧАС
Зачем нужны клинические рекомендации

С 1 января 2022 года вступает в силу Федеральный закон №489-ФЗ, в соответствии с которым вся медицинская помощь в России будет организовываться и оказываться на основе клинических рекомендаций. Они будут выпускаться по каждой болезни и станут документом, на который будет ссылаться врач в спорных

ЧИТАЮТ СЕЙЧАС
БАДы – это про еду

В свете пандемии COVID‑19 запрос общества на натуральные биологически активные продукты, поддерживающие иммунитет, только растет. Как развивается рынок БАДов, каково его будущее?

ЧИТАЮТ СЕЙЧАС
В рядах врачей единства нет

ВОЗ, определяя приоритеты в области вакцинопрофилактики, в числе топ-10 глобальных угроз здоровью назвала недоверие к прививкам. Так откуда же ему взяться, если даже врачи по этой проблеме высказывают диаметрально противоположные мнения? Если мы хотим единодушного принятия, убеждать медиков в пол

ЧИТАЮТ СЕЙЧАС
Мнимое выздоровление

Впервые мультисистемный воспалительный синдром был диагностирован за рубежом в апреле 2020 года. Сейчас уже ясно, что лечение этого очень тяжелого, практически смертельного осложнения COVID-19 требует совместных усилий многих специалистов. Как же выявить данный синдром, на что прежде всего следуе

ЧИТАЮТ СЕЙЧАС
Надо ли прививаться от гриппа?

Прошлой осенью народ, напуганный не на шутку разгулявшимся коронавирусом, довольно-таки активно пошел вакцинироваться от гриппа. Но эпидемии не было. По всему миру регистрировались лишь единичные случаи и небольшие вспышки этой инфекции. Сейчас снова осень наступила. И опять призывы сделать приви

ЧИТАЮТ СЕЙЧАС
Питание для юного гения

Как правильно кормить школьников? Какие препараты и БАД могут поддержать растущий организм?

Slider
ОРВИ в эпоху пандемии
Нестандартный год
Стремление к новым открытиям
Вернитесь, волосы!
Печень под прицелом
Мерчандайзинг по правилам
Если не бояться перемен…
Гори, но не сгорай!
Стройность - из аптеки
Восполняем дефицит
Алкоголь и лекарства
previous arrowprevious arrow
next arrownext arrow
Slider
Slider

DSM azbuka

Slider
Slider
Когда вас, работника аптеки, называют «первостольником», для вас это:
  • Голоса: 0%
  • Голоса: 0%
  • Голоса: 0%
Всего голосов:
Первый голос:
Последний голос:

Вопрос специалисту

Задайте интересующий вас вопрос нашим специалистам

 

задать вопрос

Преподаватели обсудили проблемы дистанционного обучения в медицинском вузе
freepik
Фото: freepik

 

Нужна сильная мотивация

По словам доктора медицинских наук, заведующей кафедрой поликлинической педиатрии и пропедевтики детских болезней с курсом последипломного образования Красноярского государственного медицинского университета имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого Марины Галактионовой, в вузе подготовлен большой мультимедийный контент для освоения в том числе и практических навыков.  «Дополнительно у нас на кафедре подготовили дистанционные модули по пропедевтике детских болезней, здоровому образу жизни, грудному вскармливанию, что позволило студентам отрабатывать задания непосредственно на сайте», - говорит профессор Галактионова.

Студенты получили доступ к электронным материалам, видеозаписям лекций, обучающим фильмам. Причем обучающиеся могли не только смотреть эти фильмы, но и по прикрепленному чек-листу оценивать свои знания и умения. Оценки вносились в электронный журнал успеваемости. Просматривая результаты, преподаватели давали студентам индивидуальные задания.

Кстати, на дистанционном обучении посещаемость практических занятий и лекций была выше, чем при очном. Особенно это было заметно на старших курсах, когда большинство студентов уже работают в практическом здравоохранении, а значит, у них часто нет времени на посещение лекций. Студенты-волонтеры, работавшие в «красной» зоне, выше всего оценили круглосуточную возможность связаться с преподавателем.

Итак, плюсы дистанционного обучения:

  • возможность учиться, находясь дома, на работе и в любом другом месте;
  • мобильность;
  • практически круглосуточная онлайн-связь с преподавателем;
  • возможность по мере надобности возвращаться к учебным материалам и рассмотрению сложных ситуационных задач.

Минусы дистанционного обучения:

  • чтобы самостоятельно осваивать программу обучения, нужна очень сильная мотивация. Как правило, она появляется не раньше третьего курса, когда студенты уже идут работать. Самая же активная самоподготовка была у студентов выпускных курсов: они готовились к государственной аккредитации;
  • недостаток практических знаний и отработки практических навыков, которые необходимы врачам.

«Студенты однозначно утверждают, что нет ничего ценнее практики у постели больного, - так говорит о главном недостатке дистанционного обучения профессор Галактионова. – И хотя теперь у каждого вуза есть хорошая дистанционная платформа для отработки и совершенствования практических навыков, дистанционное обучение не может заменить очное. Врачам нужны мануальные навыки. А навыки общения с маленькими пациентами и их родителями можно отработать только при личном общении».

 

Тьютор, помоги!

Как отметили участники дискуссии, при дистанционном обучении важна качественная и бесперебойная работа образовательных сайтов и платформ. Что невозможно без привлечения к сотрудничеству грамотных программистов и технических специалистов. Так как многие преподаватели в возрасте 60+ не очень уверенно работают с гаджетами, нужны профессионалы, которые могут быстро ликвидировать этот недостаток. Потому во многих вузах были созданы новые подразделения. Например, в Уральском государственном медицинском университете появилось управление цифровой трансформации образования. Его специалисты разработали онлайн-программу повышения квалификации и в помощь преподавателям создали институт тьюторов.

«Цифровой тьютор – сотрудник кафедры, аспирант или ординатор, уверенно владеющий цифровыми технологиями. В его обязанности входит помогать преподавателям в создании электронных образовательных ресурсов и разработке электронных учебных курсов, - говорит кандидат технических наук, начальник управления цифровой трансформации образования УрМГУ Татьяна Ткаченко. - Тьютор информирует преподавателей о методиках работы с электронными образовательными ресурсами, консультирует их, а также выбирает для своей кафедры, исходя из ее специфики, самые оптимальные образовательные платформы».

Параллельно каждая кафедра разрабатывала полноценные электронные курсы обучения. «Мы внедряли систему дистанционного обучения, обучали тьюторов и преподавателей, используя новые навыки, преподаватели разрабатывали электронные курсы. Самые актуальные, например, посвященные коронавирусной инфекции, были созданы буквально с колес. Только за 1,5 месяца осенью 2020 года на наших курсах повышения квалификации прошли обучение более тысячи слушателей. Это показывает эффективность организационных мероприятий и большую востребованность электронных курсов», - делает вывод Ткаченко.

По ее мнению, дистанционное обучение требует виртуализации тренажеров и симуляторов, при этом нагрузка на преподавателей возрастает. С ней согласна профессор Галактионова, которая рассказала о результатах анкетирования, проведенного в Красноярском ГМУ: на подготовку и проведение только одного дистанционного занятия 60% преподавателей понадобилось более четырех часов. Вывод: для расчета учебной нагрузки при дистанционном обучении следует разработать отдельную методику.  

 

Быть вместе на расстоянии

Дистанционные технологии пришлось осваивать и в последипломном образовании. «Сегодня в Самарской области в каждой ЦРБ обязательно имеется кабинет, оборудованный компьютером, с которого можно войти в федеральную и областную медицинские библиотеки, - вводит в курс дела врач-педиатр, доктор медицинских наук, доцент кафедры педиатрии Института профессионального образования Самарского ГМУ Людмила Каткова. – Если бы этого не было, мы не смогли бы создать электронную образовательную среду». Сейчас в университете созданы и зарегистрированы в ютубе актуальные лекции по проблемам педиатрии. По каждой теме (недоношенные дети, современные технологии выхаживания, неотложная помощь в педиатрии и др.) сделаны презентации лекций и семинаров, туда же поместили клинические рекомендации, нормативно-правовые документы.

«Труднее всего было обеспечить доступ к этому практическим врачам. 30% специалистов, которые повышают квалификацию на нашей кафедре, старше 60 лет. Большинство из них не были готовы работать в электронной образовательной среде. Чтобы перейти на полный дистант, пришлось обучать и консультировать докторов по телефону. Каждый преподаватель кафедры взял на себя несколько врачей и объяснял, как пользоваться теми материалами, которые размещены на наших электронных ресурсах. И сейчас любой цикл мы начинаем с практического занятия, на котором учим слушателей работать с ними», - рассказывает доцент Каткова.

Среди тех, кто повышал свою квалификацию на кафедре в 2020 году, провели анкетирование. Слушатели отвечали на следующие вопросы: «Какие трудности вы испытывали при изучении лекций в дистанционном формате? Как оцениваете пройденный материал? Каковы ваши предложения по улучшению учебного процесса?» Выяснилось, что практическим врачам нравится современная подача учебного материала, так как они могут все посмотреть в удобное для них время. 37% слушателей при освоении учебной программы не испытывали никаких трудностей и довольны качеством представленных для освоения курсов. Многим нравится, что можно общаться и заходить на нужные ресурсы через разные гаджеты.

Но больше половины врачей не хотят совмещать учебу с работой. Им хочется живого и эмоционального общения с преподавателем. И абсолютно все слушатели, даже имеющие большой стаж работы, главным недостатком считают отсутствие возможности проведения практических занятий у постели больного.

Выводы из первых опытов дистанционного обучения медицинские вузы сделали. Участники дискуссии считают, что основные усилия сейчас необходимо направить на:

  • создание полноценных электронных учебных пособий;
  • внедрение новых дистанционных курсов для отработки практических навыков;
  • проведение в дистанционном формате вебинаров по разбору сложных случаев.

 

 
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Log in or Sign up