Пятница, 19 апреля 2024
Поиск

Задать вопрос эксперту

Неверный ввод

0/5000

Напишите ваш вопрос
Введите цифры с картинки
Обновить Неверный ввод
   
Откуда берется кадровый голод
ЧИТАЮТ СЕЙЧАС
Откуда берется кадровый голод

О кадровом дефиците в аптечной отрасли говорится и с высоких трибун, и на уровне рядовых сотрудников.

Фармлига: встреча лидеров
ЧИТАЮТ СЕЙЧАС
Фармлига: встреча лидеров

В этом году ведущее маркетинговое агентство DSMGroupотмечает знаменательную дату – 25 лет со дня основания компании. Юбилей ознаменовался запуском широкомасштабного проекта – форума «Фармлига: встреча лидеров». Мероприятие прошло в совершенно новом формате. За одним столом с топ-менеджерами и соб

Пиар или движение к лучшему?
ЧИТАЮТ СЕЙЧАС
Пиар или движение к лучшему?

В последнее время Национальная фармацевтическая палата (НФП), Российская ассоциация аптечных сетей (РААС), ассоциация «Союзфарма» и другие профессиональные общественные организации стали инициаторами многих проектов, в том числе поддержанных на уровне Министерства здравоохране

Путь к сердцу покупателя
ЧИТАЮТ СЕЙЧАС
Путь к сердцу покупателя

Что сделать, чтобы с первого контакта заслужить доверие покупателя? Как научиться говорить с ним на одном языке и предлагать именно то, что действительно требуется?

«Инфоцыганочка» с выходом в НМиФО
ЧИТАЮТ СЕЙЧАС
«Инфоцыганочка» с выходом в НМиФО

В минувшем году разразилось несколько громких скандалов по поводу недобросовестного инфобизнеса, когда клиенты ждали обещанного результата, но так и не получили его, заплатив немалые деньги. К сожалению, аналоги «инфоцыганства» глубоко обосновались и в сфер

Смотреть в будущее пора еще вчера
ЧИТАЮТ СЕЙЧАС
Смотреть в будущее пора еще вчера

Январь традиционно связан с анализом событий минувшего года и построением планов на наступивший. Вспоминаем самое важное в прошедшем и на его основании создаем картины будущего.

В тренде прозрачность и автоматизация
ЧИТАЮТ СЕЙЧАС
В тренде прозрачность и автоматизация

В рамках выставки «Аптека‑2023» в инновационном центре «Сколково» прошла встреча работников фармотрасли, посвященная особенностям государственного контроля в аптечных организациях в 2023‑2024 гг.

«Аптечка» управленческих решений
ЧИТАЮТ СЕЙЧАС
«Аптечка» управленческих решений

Зачем заведующему пятиминутки и «песочницы»? Где взять кадры для небольшой сети? Как подтянуть слабого сотрудника, который любит аптеку, но систематически не выполняет план продаж?

Гнойные менингиты

Вопрос специалисту

Задайте интересующий вас вопрос нашим специалистам

 

задать вопрос

Чего ждать от нововведений в подготовке провизоров?
freepik
Фото: freepik

Наш эксперт – декан фармацевтического факультета ПИМУ (Нижний Новгород) Максим Мищенко.

 

Ближе к практике

Одной из основных задач реформирования системы фармацевтического образования стала его адаптация к реалиям современной жизни. Процессы в экономике и обществе происходят быстро, и образовательные реформы несколько запаздывают по отношению к ним. С 2009 года внедряются федеральные образовательные стандарты третьего поколения. В 2014–2015 годах они были модернизированы, а в 2018 году актуализированы.

Основные отличия последней редакции (ФГОС 3++):

1. Вузы получили больше прав в определении содержания высшего образования по программе специалитета.

2. Вуз сам разрабатывает и утверждает образовательную программу в соответствии со стандартом образования и с учетом примерных основных образовательных программ (ПООП). В прежнем стандарте предусматривалось право вуза только на самостоятельный выбор набора дисциплин и практик. При этом допустимо увеличение годовой учебной программы до 70 зачетных единиц (ранее регламентировались 60).

Расширились области и сферы профессиональной деятельности, где могут работать выпускники.

В проекте ПООП говорится, что в рамках специалитета выпускники должны освоить такие типы задач:

  • фармацевтический;
  • экспертно-аналитический;
  • организационно­-управленческий.

При этом дается подробная расшифровка каждого типа, и она достаточно объемна.

3. Ключевая роль при разработке образовательных программ принадлежит профессиональным стандартам.

В настоящее время определены 4 профессиональных стандарта, соответствующих специальности «фармация»:

  • провизор;
  • специалист в области управления фармацевтической деятельностью;
  • провизор-аналитик;
  • специалист по промышленной фармации в области производства лекарственных средств.

Кроме этого, проектом примерных основных образовательных программ предусмотрены такие стандарты, как:

  • специалист по валидации (квалификации) фармацевтического производства;
  • специалист по промышленной фармации в области исследований лекарственных средств;
  • специалист по промышленной фармации в области обеспечения качества лекарственных средств.

Меня радует и тот факт, что в разделе практической подготовки появилась производственная практика по фармацевтическому консультированию и информированию. Это то, чего не было в предыдущем стандарте, но реально требовалось выпускникам.

Таким образом, спектр возможностей провизорской профессии становится более разнообразным и в большей степени, чем раньше, ориентированным на производственную сферу.

 

Трудности перехода

К сожалению, путь прогресса от бумаги к факту достаточно долог и не прост. Так, с разработкой образовательных программ, казалось бы, все понятно, основные документы для этого указаны.

Однако даже в августе 2020 года сайт http://reestr.fgosvo.ru/ выглядел, как «страница в разработке», и примерных программ не содержал. Итак, с ПООП возникли сложности, а выполнение ФГОС никто не отменял.

Поэтому начинать работу над собственными образовательными программами приходится, не дожидаясь появления общероссийского образца.

В дальнейшем возможна ситуация, что студенты будут одновременно учиться по трем разным учебным планам: по ФГОС 3+ – 2015, ФГОС 3++ – 2019 и ФГОС 3++ на основе ПООП. К такому развитию событий тоже нужно быть готовым.

Отдельная тема касается преподавательского состава и производственной базы для подготовки специалистов по промышленной фармации. Важно налаживать взаимодействие с работающими предприятиями, и этот процесс тоже не быстрый и не беспроблемный.

Сложностей в переходе на новый стандарт обучения немало. Но цель, заявленная при его внедрении, мне импонирует. Приближение образования к реальным потребностям фармацевтической отрасли – наша важнейшая задача.

 

Максим Мищенко.

Максим Мищенко.

Эксперт

Декан фармацевтического факультета ПИМУ (Нижний Новгород)

     

     
    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

    Log in or Sign up