Вторник, 28 июня 2022
Поиск

Задать вопрос эксперту

Неверный ввод

0/5000

Напишите ваш вопрос

Введите цифры с картинки
Обновить Неверный ввод

   
ЧИТАЮТ СЕЙЧАС
Вышел новый номер газеты «ФМ. Фармация и Медицина»!

Представляем свежий июньский номер газеты «ФМ. Фармация и Медицина»!

ЧИТАЮТ СЕЙЧАС
Производство в аптеке: желания и возможности

В прошлом году в Госдуме прошел первое чтение законопроект о возрождении производственных аптек и мелкосерийного производства. Насколько это реально и оправдано в современных условиях?

ЧИТАЮТ СЕЙЧАС
Лицензия по-новому

Разбираемся в тонкостях законодательства

Опубликовано Постановление Правительства РФ № 547 от 31.03.2022 «Об утверждении Положения о лицензировании фармацевтической деятельности». Оно вступит в силу с 1 сентября этого года и будет действов

ЧИТАЮТ СЕЙЧАС
БАДы: идем на рекорд

Российский рынок биологически активных добавок за последние три месяца словно прожил несколько жизней. Один тренд сменял другой с неимоверной быстротой, но на росте продаж это не сказалось. Чего нам ждать дальше? На чем может споткнуться как производитель, так и потребитель? Ответы на эти вопросы

ЧИТАЮТ СЕЙЧАС
Нужны ли детям витамины?

Есть ли смысл в том, чтобы ребенок дополнительно принимал витаминные комплексы? На этот счет существуют разные точки зрения. Одни специалисты выступают за такие меры только при выраженном дефиците, подтвержденном анализами крови. Другие ратуют за профилактический прием витаминов хотя бы весной и

ЧИТАЮТ СЕЙЧАС
Где искать средство от кризиса?

Каких только дефицитов не испытывала фармацевтическая розница за последние десятилетия! Единственное, в чем никогда не было дефицита, так это в количестве трудных ситуаций. Чем же нынешний кризис отличается от того, что мы уже пережили?

ЧИТАЮТ СЕЙЧАС
Фарма-2022: кризис открывает новые возможности

Ситуацию, в которой после 24 февраля оказались участники фармрынка, предвидеть было невозможно. Проблемы, свалившиеся на головы производителей, дистрибьюторов, аптек и покупателей одна за другой, потребовали принятия решений в режиме «здесь и сейчас». Их обсуждение на площадках XVII Междунар

ЧИТАЮТ СЕЙЧАС
Ох уж эти прекурсоры!

С 1 марта 2022 года вступили в силу новые правила хранения этих препаратов

ЧИТАЮТ СЕЙЧАС
Вернитесь, волосы!

По статистике, примерно четверть переболевших коронавирусной инфекцией сталкиваются с проблемой усиленного выпадения волос. Какие средства помогут восстановить пышную шевелюру?

ЧИТАЮТ СЕЙЧАС
О, секс, ты жизнь!

Секс полезен для здоровья. Но чтобы интимные отношения доставляли радость и удовлетворяли партнеров, нужно быть в хорошей физической форме. Вам нужны доказательства? Мы готовы их предоставить.

Slider
Вышел новый номер газеты «ФМ. Фармация и Медицина»!
Тест-система как новая культура оперативной диагностики
Аптеки и маркетплейсы: мир и дружба или борьба за выживание?
На что жалуются фармпроизводители?
Как избежать банкротства?
Пациентоориентированная фарма: миф или реальность?
С фармацией, но не в аптеке
На все случаи жизни
Пыльца - гроза аллергиков
Производство в аптеке: желания и возможности
БАДы: идем на рекорд
Поздравляем с Днем фармацевта!
previous arrowprevious arrow
next arrownext arrow
Slider
Slider

DSM azbuka

Slider
Slider
Когда вас, работника аптеки, называют «первостольником», для вас это:
  • Голоса: 0%
  • Голоса: 0%
  • Голоса: 0%
Всего голосов:
Первый голос:
Последний голос:

Вопрос специалисту

Задайте интересующий вас вопрос нашим специалистам

 

задать вопрос

Чего ждать от нововведений в подготовке провизоров?
freepik
Фото: freepik

Наш эксперт – декан фармацевтического факультета ПИМУ (Нижний Новгород) Максим Мищенко.

 

Ближе к практике

Одной из основных задач реформирования системы фармацевтического образования стала его адаптация к реалиям современной жизни. Процессы в экономике и обществе происходят быстро, и образовательные реформы несколько запаздывают по отношению к ним. С 2009 года внедряются федеральные образовательные стандарты третьего поколения. В 2014–2015 годах они были модернизированы, а в 2018 году актуализированы.

Основные отличия последней редакции (ФГОС 3++):

1. Вузы получили больше прав в определении содержания высшего образования по программе специалитета.

2. Вуз сам разрабатывает и утверждает образовательную программу в соответствии со стандартом образования и с учетом примерных основных образовательных программ (ПООП). В прежнем стандарте предусматривалось право вуза только на самостоятельный выбор набора дисциплин и практик. При этом допустимо увеличение годовой учебной программы до 70 зачетных единиц (ранее регламентировались 60).

Расширились области и сферы профессиональной деятельности, где могут работать выпускники.

В проекте ПООП говорится, что в рамках специалитета выпускники должны освоить такие типы задач:

  • фармацевтический;
  • экспертно-аналитический;
  • организационно­-управленческий.

При этом дается подробная расшифровка каждого типа, и она достаточно объемна.

3. Ключевая роль при разработке образовательных программ принадлежит профессиональным стандартам.

В настоящее время определены 4 профессиональных стандарта, соответствующих специальности «фармация»:

  • провизор;
  • специалист в области управления фармацевтической деятельностью;
  • провизор-аналитик;
  • специалист по промышленной фармации в области производства лекарственных средств.

Кроме этого, проектом примерных основных образовательных программ предусмотрены такие стандарты, как:

  • специалист по валидации (квалификации) фармацевтического производства;
  • специалист по промышленной фармации в области исследований лекарственных средств;
  • специалист по промышленной фармации в области обеспечения качества лекарственных средств.

Меня радует и тот факт, что в разделе практической подготовки появилась производственная практика по фармацевтическому консультированию и информированию. Это то, чего не было в предыдущем стандарте, но реально требовалось выпускникам.

Таким образом, спектр возможностей провизорской профессии становится более разнообразным и в большей степени, чем раньше, ориентированным на производственную сферу.

 

Трудности перехода

К сожалению, путь прогресса от бумаги к факту достаточно долог и не прост. Так, с разработкой образовательных программ, казалось бы, все понятно, основные документы для этого указаны.

Однако даже в августе 2020 года сайт http://reestr.fgosvo.ru/ выглядел, как «страница в разработке», и примерных программ не содержал. Итак, с ПООП возникли сложности, а выполнение ФГОС никто не отменял.

Поэтому начинать работу над собственными образовательными программами приходится, не дожидаясь появления общероссийского образца.

В дальнейшем возможна ситуация, что студенты будут одновременно учиться по трем разным учебным планам: по ФГОС 3+ – 2015, ФГОС 3++ – 2019 и ФГОС 3++ на основе ПООП. К такому развитию событий тоже нужно быть готовым.

Отдельная тема касается преподавательского состава и производственной базы для подготовки специалистов по промышленной фармации. Важно налаживать взаимодействие с работающими предприятиями, и этот процесс тоже не быстрый и не беспроблемный.

Сложностей в переходе на новый стандарт обучения немало. Но цель, заявленная при его внедрении, мне импонирует. Приближение образования к реальным потребностям фармацевтической отрасли – наша важнейшая задача.

 

Максим Мищенко.

Максим Мищенко.

Эксперт

Декан фармацевтического факультета ПИМУ (Нижний Новгород)

     

     
    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

    Log in or Sign up