Суббота, 15 июня 2024
Поиск

Задать вопрос эксперту

Неверный ввод

0/5000

Напишите ваш вопрос
Введите цифры с картинки
Обновить Неверный ввод
   
Вышел новый номер газеты «ФМ. Фармация и Медицина»
ЧИТАЮТ СЕЙЧАС
Вышел новый номер газеты «ФМ. Фармация и Медицина»

Представляем свежий номер газеты «ФМ. Фармация и Медицина»

Задачи поставлены
ЧИТАЮТ СЕЙЧАС
Задачи поставлены

Президент РФ Владимир Путин в ходе церемонии вступления в должность главы государства назвал одним из ключевых приоритетов народосбережение. Чтобы осуществить эту задачу, в числе прочих мер необходима эффективная пациентоориентированная система охраны здоровья граждан. Насколько готовы к ее созда

Лекарства за рулем
ЧИТАЮТ СЕЙЧАС
Лекарства за рулем

Какие таблетки нежелательно принимать, если вы собираетесь сесть за руль?

Сумма чека VS полипрагмазия
ЧИТАЮТ СЕЙЧАС
Сумма чека VS полипрагмазия

Допродажи – важная часть современного аптечного маркетинга и один из критериев эффективности работника первого стола. Но где грань, отделяющая грамотное фармацевтическое консультирование от нанесения вреда здоровью клиента?

Откуда берется кадровый голод
ЧИТАЮТ СЕЙЧАС
Откуда берется кадровый голод

О кадровом дефиците в аптечной отрасли говорится и с высоких трибун, и на уровне рядовых сотрудников.

Пиар или движение к лучшему?
ЧИТАЮТ СЕЙЧАС
Пиар или движение к лучшему?

В последнее время Национальная фармацевтическая палата (НФП), Российская ассоциация аптечных сетей (РААС), ассоциация «Союзфарма» и другие профессиональные общественные организации стали инициаторами многих проектов, в том числе поддержанных на уровне Министерства здравоохране

Вопрос специалисту

Задайте интересующий вас вопрос нашим специалистам

 

задать вопрос

Чего ждать от нововведений в подготовке провизоров?
freepik
Фото: freepik

Наш эксперт – декан фармацевтического факультета ПИМУ (Нижний Новгород) Максим Мищенко.

 

Ближе к практике

Одной из основных задач реформирования системы фармацевтического образования стала его адаптация к реалиям современной жизни. Процессы в экономике и обществе происходят быстро, и образовательные реформы несколько запаздывают по отношению к ним. С 2009 года внедряются федеральные образовательные стандарты третьего поколения. В 2014–2015 годах они были модернизированы, а в 2018 году актуализированы.

Основные отличия последней редакции (ФГОС 3++):

1. Вузы получили больше прав в определении содержания высшего образования по программе специалитета.

2. Вуз сам разрабатывает и утверждает образовательную программу в соответствии со стандартом образования и с учетом примерных основных образовательных программ (ПООП). В прежнем стандарте предусматривалось право вуза только на самостоятельный выбор набора дисциплин и практик. При этом допустимо увеличение годовой учебной программы до 70 зачетных единиц (ранее регламентировались 60).

Расширились области и сферы профессиональной деятельности, где могут работать выпускники.

В проекте ПООП говорится, что в рамках специалитета выпускники должны освоить такие типы задач:

  • фармацевтический;
  • экспертно-аналитический;
  • организационно­-управленческий.

При этом дается подробная расшифровка каждого типа, и она достаточно объемна.

3. Ключевая роль при разработке образовательных программ принадлежит профессиональным стандартам.

В настоящее время определены 4 профессиональных стандарта, соответствующих специальности «фармация»:

  • провизор;
  • специалист в области управления фармацевтической деятельностью;
  • провизор-аналитик;
  • специалист по промышленной фармации в области производства лекарственных средств.

Кроме этого, проектом примерных основных образовательных программ предусмотрены такие стандарты, как:

  • специалист по валидации (квалификации) фармацевтического производства;
  • специалист по промышленной фармации в области исследований лекарственных средств;
  • специалист по промышленной фармации в области обеспечения качества лекарственных средств.

Меня радует и тот факт, что в разделе практической подготовки появилась производственная практика по фармацевтическому консультированию и информированию. Это то, чего не было в предыдущем стандарте, но реально требовалось выпускникам.

Таким образом, спектр возможностей провизорской профессии становится более разнообразным и в большей степени, чем раньше, ориентированным на производственную сферу.

 

Трудности перехода

К сожалению, путь прогресса от бумаги к факту достаточно долог и не прост. Так, с разработкой образовательных программ, казалось бы, все понятно, основные документы для этого указаны.

Однако даже в августе 2020 года сайт http://reestr.fgosvo.ru/ выглядел, как «страница в разработке», и примерных программ не содержал. Итак, с ПООП возникли сложности, а выполнение ФГОС никто не отменял.

Поэтому начинать работу над собственными образовательными программами приходится, не дожидаясь появления общероссийского образца.

В дальнейшем возможна ситуация, что студенты будут одновременно учиться по трем разным учебным планам: по ФГОС 3+ – 2015, ФГОС 3++ – 2019 и ФГОС 3++ на основе ПООП. К такому развитию событий тоже нужно быть готовым.

Отдельная тема касается преподавательского состава и производственной базы для подготовки специалистов по промышленной фармации. Важно налаживать взаимодействие с работающими предприятиями, и этот процесс тоже не быстрый и не беспроблемный.

Сложностей в переходе на новый стандарт обучения немало. Но цель, заявленная при его внедрении, мне импонирует. Приближение образования к реальным потребностям фармацевтической отрасли – наша важнейшая задача.

 

Максим Мищенко.

Максим Мищенко.

Эксперт

Декан фармацевтического факультета ПИМУ (Нижний Новгород)

     

     
    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

    Log in or Sign up