Наш эксперт – декан фармацевтического факультета ПИМУ (Нижний Новгород) Максим Мищенко.
Ближе к практике
Одной из основных задач реформирования системы фармацевтического образования стала его адаптация к реалиям современной жизни. Процессы в экономике и обществе происходят быстро, и образовательные реформы несколько запаздывают по отношению к ним. С 2009 года внедряются федеральные образовательные стандарты третьего поколения. В 2014–2015 годах они были модернизированы, а в 2018 году актуализированы.
Основные отличия последней редакции (ФГОС 3++):
1. Вузы получили больше прав в определении содержания высшего образования по программе специалитета.
2. Вуз сам разрабатывает и утверждает образовательную программу в соответствии со стандартом образования и с учетом примерных основных образовательных программ (ПООП). В прежнем стандарте предусматривалось право вуза только на самостоятельный выбор набора дисциплин и практик. При этом допустимо увеличение годовой учебной программы до 70 зачетных единиц (ранее регламентировались 60).
Расширились области и сферы профессиональной деятельности, где могут работать выпускники.
В проекте ПООП говорится, что в рамках специалитета выпускники должны освоить такие типы задач:
- фармацевтический;
- экспертно-аналитический;
- организационно-управленческий.
При этом дается подробная расшифровка каждого типа, и она достаточно объемна.
3. Ключевая роль при разработке образовательных программ принадлежит профессиональным стандартам.
В настоящее время определены 4 профессиональных стандарта, соответствующих специальности «фармация»:
- провизор;
- специалист в области управления фармацевтической деятельностью;
- провизор-аналитик;
- специалист по промышленной фармации в области производства лекарственных средств.
Кроме этого, проектом примерных основных образовательных программ предусмотрены такие стандарты, как:
- специалист по валидации (квалификации) фармацевтического производства;
- специалист по промышленной фармации в области исследований лекарственных средств;
- специалист по промышленной фармации в области обеспечения качества лекарственных средств.
Меня радует и тот факт, что в разделе практической подготовки появилась производственная практика по фармацевтическому консультированию и информированию. Это то, чего не было в предыдущем стандарте, но реально требовалось выпускникам.
Таким образом, спектр возможностей провизорской профессии становится более разнообразным и в большей степени, чем раньше, ориентированным на производственную сферу.
Трудности перехода
К сожалению, путь прогресса от бумаги к факту достаточно долог и не прост. Так, с разработкой образовательных программ, казалось бы, все понятно, основные документы для этого указаны.
Однако даже в августе 2020 года сайт http://reestr.fgosvo.ru/ выглядел, как «страница в разработке», и примерных программ не содержал. Итак, с ПООП возникли сложности, а выполнение ФГОС никто не отменял.
Поэтому начинать работу над собственными образовательными программами приходится, не дожидаясь появления общероссийского образца.
В дальнейшем возможна ситуация, что студенты будут одновременно учиться по трем разным учебным планам: по ФГОС 3+ – 2015, ФГОС 3++ – 2019 и ФГОС 3++ на основе ПООП. К такому развитию событий тоже нужно быть готовым.
Отдельная тема касается преподавательского состава и производственной базы для подготовки специалистов по промышленной фармации. Важно налаживать взаимодействие с работающими предприятиями, и этот процесс тоже не быстрый и не беспроблемный.
Сложностей в переходе на новый стандарт обучения немало. Но цель, заявленная при его внедрении, мне импонирует. Приближение образования к реальным потребностям фармацевтической отрасли – наша важнейшая задача.