Творческий подход к итогам
То, что увидели студенты во время практики, было представлено в виде коллективных работ на смотре-конкурсе. Зачем добавлять его в и без того насыщенную программу выпускного курса? Говорят организаторы.
Заведующая кафедрой УЭФ и ФП, председатель Нижегородской ассоциации фармацевтов, член-корреспондент РАЕН Светлана Кононова:
- В этом году мы впервые применили новый подход к подведению итогов производственной практики студентов выпускного курса. Помимо защиты традиционного отчета по практике мы предложили студентам выполнить творческие работы на основании анализа той информации, которую они получили в аптеках. Это своего рода свежий взгляд на ту ситуацию, которую мы порой видим в ретушированном и даже лакированном формате. Мы хотим лучше понимать, к какой профессиональной жизни готовим своих студентов. Кроме того, важно выяснить, что надо изменить в фармацевтической деятельности, чтобы оказывать наиболее качественную лекарственную помощь. Мнения студентов в этом плане очень ценны, так как не замутнены посторонними интересами.
Ассистент кафедры УЭФ и ФП Дмитрий Баранов:
- Изначально тема творческих работ студентов посвящалась вопросам наиболее востребованных видов профессиональной информации. Хотелось выяснить, какие знания больше всего необходимы сотрудникам аптек и как эти знания лучше преподносить. Но в итоге тематика оказалась существенно шире. Студенты подметили такие тонкости, которые даже искушенные профессионалы видят не всегда.
Методика проведения смотра
- Перед прохождением аптечной практики студенты объединяются в рабочие группы. Каждая группа готовит презентацию на основании собранных информационных материалов.
- В день смотра от группы выступает один человек с докладом и презентацией (назовем его спикер).
- После выступления спикер с помощью группы отвечает на возникшие вопросы.
Важно: на смотре присутствовали представители потенциальных работодателей - аптечных сетей, которые весьма активно участвовали в обсуждении, сами задавали вопросы и отвечали на вопросы студентов.
Тематика представленных работ была очень разнообразна. Кто-то обратил внимание на организацию труда, кто-то – на технологии продаж, кто-то – на проблемы при фармацевтическом консультировании и отношениях с покупателями.
Жюри приняло решение не определять победителя, поскольку невозможно сравнивать мягкое с теплым. Однако пищу для размышлений получили и преподаватели вуза, и представители аптечных сетей. Мы в публикации отметим отдельные моменты, вызвавшие наибольший отклик присутствовавших на смотре.
Идеал глазами молодых
Проект, представленный спикером Марией Андреевой, назывался «Идеальная аптека». Студенты проанализировали увиденное в разных аптеках нескольких сетей и предложили свои варианты решения проблем. Группа попалась в хорошем смысле «въедливая», рассмотрела буквально все аспекты работы – от приемки товара до отпуска и возможности возврата.
Много замечаний студенты высказали в отношении соблюдения трудового законодательства, выполнения маркетинговых договоров, внутрикорпоративного обучения. Отдельно «прошлись» по новой системе маркировки и связанным с ней сложностям.
Юные специалисты выразили особое неудовольствие тем, что к провизорам порой относятся как к функции, не учитывая личностные потребности человека. Например, заставляют работать сверхурочно, в выходные, в ночные смены, штрафуют за малейшие провинности. Студенты предложили руководителям согласовывать подобные меры с сотрудниками заблаговременно, причем с достойной компенсацией. Это весьма симптоматично: психология людей меняется, что рано или поздно придется учитывать работодателям.
Важно выяснить, что надо изменить в фармацевтической деятельности, чтобы оказывать наиболее качественную лекарственную помощь. Мнения студентов в этом плане очень ценны
Акцент на отношениях
Актуальной темой для юных провизоров стала коммуникация работников первого стола как с посетителями, так и с другими работниками аптеки. Спикер Илья Шеферов представил работу своей группы, посвященную внешним и внутренним конфликтам в аптеке. Студенты привели конкретные примеры, когда покупатель явно настроен не на покупку, а на провокацию ссоры. В частности, описали курьезный случай, где клиентка предположила, будто в закрытой упаковке ламинарии лежат гайки и потребовала показать ей содержимое. Разумеется, вскрывать бумажный пакет запрещено. Но как объяснить это недовольной посетительнице?
Студенты предложили в таких случаях провизорам сохранять спокойствие, попытаться понять клиента, извиниться, поблагодарить и, возможно, перевести разговор в шутку.
Что касается внутренних конфликтов в аптеке, то, по мнению будущих выпускников, зачастую дело не в психологических аспектах, а в реальных недостатках организации труда. Например, если одна касса расположена ближе к торговому залу, а вторая – буквально на выходе, то для сотрудников создаются заведомо неравные условия. Между тем план на обеих кассах одинаков. Нужно ли удивляться, что в этих условиях каждый провизор будет стремиться завладеть более прибыльным ресурсом? Конечно, это создает почву для напряженности в коллективе.
Затронула вопросы коммуникации и презентация, представленная Люсине Григорян, о методах рекламы в аптеке. Люсине говорила об эффективности такой формы, как буклеты. Однако сам по себе хороший буклет – это полдела. Если он лежит где-то на столике, то вряд ли им кто-то заинтересуется. Важно, чтобы его предлагали посетителям доброжелательные, заинтересованные сотрудники. Чтобы клиент чувствовал: ему здесь рады и готовы помочь.
Тонкости консультирования
Вполне ожидаемо, что больше всего вопросов у пятикурсников вызвало фармацевтическое консультирование. В презентации, представленной Кирой Жоровой, рассказывалось о проблемах, которые ждут начинающего провизора в этой сфере. Основными были названы затруднения с советами при запросах клиента, незнание ассортимента конкретной аптеки, неумение задавать вопросы, сложности с заменой препарата. Студенты предложили решать эти задачи с помощью тематического обучения нового сотрудника на рабочем месте.
Пожалуй, самым креативным в плане новаций фармацевтического консультирования было выступление спикера Алины Самохваловой. Она назвала основной проблемой незнание первостольниками актуальных препаратов. В качестве решения Алина предложила создать мобильное приложение по типу Duolingo, которое пригодилось бы и студентам, и работникам аптек.
Такое приложение позволило бы мгновенно обновлять базы актуальных препаратов, получать информацию об их показаниях, противопоказаниях и лекарственных взаимодействиях. Кроме того, было бы полезно предусмотреть ответы на конкретные запросы, например, насморк у беременной или тревожность у водителя. Алина предложила создать аналогичные приложения и для управленцев, так как нормативная база меняется очень быстро.
Впечатления наблюдателя
Смотр творческих работ – достойный ответ тем, кто ругает молодое поколение. Студенты показали, что они способны внимательно изучать окружающую реальность и делать собственные выводы. Они мгновенно замечают проблемы и предлагают интересные пути их решения. Правда, в современную управленческую логику студенческие новации слабо вписываются. Но это вопрос не к новациям. А еще молодых невозможно мотивировать бездоказательным «надо» или заставить работать по известной схеме «я начальник, ты не прав». Эти люди знают, чего хотят, и требуют к себе уважения. У них явно прослеживаются высокие профессиональные амбиции и желание проявить свои таланты в перспективном деле. Нет сомнений, что они сумеют реализовать свой творческий потенциал, так как провизорское образование открывает широкие перспективы для этого.