Пятница, октября 23, 2020
Поиск
Как правильно влиться в коллектив крупной организации?
Карьера

Поступая на службу в крупную организацию, человек видит массу жизнеутверждающих перспектив: возможность общения с множеством интересных людей, участие в масштабных проектах, поездки в престижные командировки, различные сценарии карьерного роста и т.д. Однако в реальности эта воображаемая идеальная картинка может обернуться жестким разочарованием: коллектив не примет, интересные люди окажутся преимущественно скучными и зацикленными на своих проблемах; участвовать в проектах не предложат; в командировки будут отправлять не в Сочи ранней осенью, а зимой на Крайний север; ну и перспективы карьерного роста максимально затуманятся.

 

Что же сделать, чтобы избежать столь унылого расклада и правильно влиться в коллектив крупной организации с большим количеством филиалов?

Рекомендации дает наш эксперт – социальный и организационный психолог Елена Шпиз.

 

Наша адаптация в любом коллективе зависит от грамотности подхода к построению внутренних взаимоотношений, стратегию которого имеет смысл соотносить с:  

  • вашими и чужими межличностными ориентациями:

1. включения – от максимальной потребности в общении и участии в общих делах до полного ее отсутствия;  

2. контроля– от максимального желания «рулить» другими людьми и ситуациями до полного подчинения воле других;

3. аффилиации – потребности в эмоциональном тепле: от максимального желания сближаться с другими людьми до полной отгороженности от окружающих; 

  • тем, насколько ваши ориентации стыкуются с ориентациями интересующих вас людей;
  • тем, насколько поведение других людей соответствует вашим потребностям;
  • тем, насколько вы учитываете ключевые каналы восприятия других людей: визуальный, аудиальный, кинестетический, дигитальный/логический;
  • тем, насколько другие люди учитывают ваш ключевой канал восприятия.

Попробуйте определить свои и чужие межличностные ориентации, оценив интенсивность их проявления по шкале от 0-10. Эти баллы – условны, но они помогут вам более четко увидеть соотношение собственных и чужих коммуникативных направленностей и скорректировать свое поведение в соответствии со сделанными выводами.  

 

Уровень «включения»

Если одни люди стремятся контактировать со всеми и проявляют активность в любой форме взаимодействия с ними, такой уровень можно оценить в 8-10 баллов. Когда человек не общается практически ни с кем и пассивны во взаимодействии - 0-3 балла. Уровень взаимодействия в промежутке между этими полюсами - 4-7 баллов.

Рекомендации:

1. Если вы контактны и активны, а человек, в котором вы заинтересованы, замкнут и пассивен, старайтесь максимально уважать его личное пространство, тщательно обдумывать темы обсуждения и не приставать к нему с пустыми разговорами, а главное, брать на себя организационные вопросы, связанные с вашей общей деятельностью.

2. Если вы не контактны и пассивны, а объект вашего интереса общителен и инициативен – станьте для него активным слушателем и старайтесь максимально поддерживать его инициативы, даже если они вам не по душе.

3. Если и вы, и сотрудник, в котором вы заинтересованы, в равной степени пассивны и неконтактны – значит ваше обоюдное «включение» равно нулю, то есть это поле ваших взаимоотношений нейтрально, что просто стоит принять.

4. Если и вы, и сотрудник, в котором вы заинтересованы, в равной степени общительны и активны – вам имеет смысл строго контролировать свою инициативность, дабы она не схлестывалась с инициативностью другого человека, иначе ваши отношения превратятся  в пену от столкнувшихся волн. 

 

Уровень «контроля»

Стремление контролировать всех и вся - 8-10 баллов. Если же сотрудник не хочет ни за что отвечать и предпочитает, чтобы все за него решали другие - 0-3 балла. Когда же человек в некоторых ситуациях хочет контролировать ситуацию, а порой готов подчиняться - 4-7 баллов.

Рекомендация:

Если и вы, и интересующее вас лицо, хотите контролировать всех и вся – взвесьте, насколько для вас важны эти взаимоотношения. Если важны, уступите роль «генерала» оппоненту. В противном случае ваши отношения не сложатся даже при идеальном соответствии по остальным параметрам.
Именно схлестывание высокой потребности в контроле рушит многие рабочие и семейные взаимоотношения 

Если же ваша потребность в контроле заметно отличается (в любую сторону) от потребности нужного вам человека – это хорошая основа для построения взаимоотношений. Однако, если речь идет об отношениях с руководителем, важно соблюдать субординацию, даже если начальник пассивен и безынициативен, и проявлять свою инициативу максимально дипломатично. К примеру: «Я вас правильно понимаю,  мне нужно сделать то-то и то-то? Вы не возражаете, если я сделаю это так-то и так-то с тем-то и тем-то?» Таким образом начальник сохранит ощущение своей значимости, а у вас будет  возможность свободно реализовывать свои идеи (произойдет адекватный социальный обмен). Таких подчиненных руководители очень ценят и, как правило, поддерживают в карьерном росте.

Рекомендация:

Если вы будете проявлять инициативу и не ставить руководителя в известность, то рискуете не только не получить одобрения с его стороны (даже решив важную для дела проблему), но и обрести в лице начальника врага, который опасается, что вы хотите его подсидеть.

 

Важно: Несогласованную инициативу подчиненных (в т.ч. занимающих руководящие посты) начальники могут воспринимать и с одобрением, и с негативом – в зависимости от типа руководителя. Но все-таки чаще начальство видит в излишней активности подчиненных проявление неуправляемости, которую не приемлют, причем не только из-за отсутствия контроля над ситуацией, но и потому, что вынуждены нести ответственность за чужие действия, которые не санкционировали.

 

Уровень аффилиации

Стремление к близким отношениям со всеми, нужда в постоянном чувственном обмене, моральной отдаче, поддержке и т.д.  - 8-10 баллов. Сотрудник никого к себе не подпускает, ограничиваясь чисто рабочим общением - 0-3 балла. Человек дифференцирует контакты, поддерживая с кем-то из коллег деловые отношения, с кем-то - чисто личные, с кем-то – комбинированные - 4-7 баллов.

Если и вы, и интересующий вас человек испытываете сильную потребность в душевной теплоте – это идеальная основа для построения эмоционально близких отношений. Если вы склонны открыто демонстрировать чувства, а интересующий вас человек внешне сдержан, имеет смысл снизить привычную для вас демонстрацию чувственной активности и трансформировать ее в спокойные действия, подтверждающие ваше доброе отношение, но не раздражающее проявлением эмоций. К примеру, если вы видите, что человек устал, можно пристать к нему с гипервыраженным сочувствием: «Ой, сегодня был такой тяжелый день! Как ты себя чувствуешь?!», вынуждая его на ненужное ему общение и нервируя, а можно просто спокойно предложить горячего чая или сдержанно спросить: «Чем я могу помочь?» Суть та же, а действия разные. Соответственно, и реакция на них будет различаться: во втором случае в вашу пользу, в первом – нет. 

Важно понимать, что у каждого человека существует доминирующий канал восприятия – визуальный, аудиальный, кинестетический, дигитальный (логический). Этот канал определяют специфику восприятия мира.  У кинестетиков она происходит через чувственную основу (им часто бывает необходима тактильность, «обнимашки», что порой нервирует окружающих, а зря – это ведь просто особенность психотипа). Дигиталы всегда ищут логику даже в самых эмоциональных поступках. Для визуалов прежде всего важна внешняя картинка. Аудиалы воспринимают происходящее на звук, их легко определить по вечному наличию наушников и тому, как они «ведутся» на красивые речи (зачастую совершенно бессмысленные).
Правильное определение преобладающего канала восприятия другого человека помогает найти наиболее продуктивный формат общения с ним 

Определяем канал восприятия

Визуал склонен фиксировать в речи зрительные действия: я увидел в этом нечто поразительное, я заметил, что она улыбнулась как-то странно; я определенно вижу перспективу в этой идее; видите ли…

Аудиал склонен фиксировать в речи слуховые аспекты: не могу понять, что ты говоришь; не услышала; мне послышалось; рад тебя слышать; мне послышалось; идея звучит заманчиво.

Кинестетик склонен отражать эмоциональные и телесные отклики в речи и мимике: не выношу этого; это приятно, а это противно; встреча прошла очень тепло; это было сильнейшее переживание.

Дигитал всегда обращает внимание на логику и связи между словами/поступками и их причинами  (почему именно кто-то что-то сделал или сказал). При этом дигиталам могут быть присущи фразы аудиального и кинестетического типа. Поэтому с выводами не торопитесь.

Ваш инструмент – наблюдение за реакциями людей. К примеру, дотронулись до человека (приобняли, положили руку ему на плечо и т.д.) – отследите реакцию. Если она заметна (он сразу подобрел, расплылся в улыбке или, наоборот, поморщился, отстранился), значит, перед вами, скорее всего, кинестетик. Соответственно, опирайтесь на его чувственность, но не перепутайте ее направленность – в минус или в плюс.

Обратите внимание, влияют ли на человека речи разных людей. Если он откровенно ведется на красивые фразы, даже не несущие реальной сути, значит, в построении отношений с ним определенно важен аудиальный канал.

Обратите внимание, как человек реагирует на внешний вид людей, на архитектуру, искусство, фотографии, любую другую «картинку». К примеру, если он обращает внимание на «ухоженные» или «неухоженные» ногти – это признак того, что визуальный канал для него важен и в общении с ним определенно стоит учитывать язык «внешних деталей».

Обратите внимание, насколько для человека важна логика поступков окружающих, не пытается ли он аргументировать даже спонтанные проявления эмоций. Если пытается, старайтесь не раздражаться в общении с ним. Просто спокойно объясняйте, что и почему делаете, – таковы запросы дигитала. 

Рекомендации:

1. Важно понимать, что схожие межличностные ориентации могут как сближать, так и разобщать людей. К примеру, схожие потребности в контроле и инициативности часто разобщают, а в аффилиации и включении – сближают.

2. Учитывая доминирующий канал восприятия оппонента, вы в разы повышаете шансы быть услышанным и понятым им именно так, как нужно вам.  

 

Елена Шпиз

Елена Шпиз

Эксперт

Социальный и организационный психолог

     

    Write comment (0 Комментарии)
    Карьера

    Многие рядовые сотрудники в тайне мечтают о повышении, но не решаются признаться в этом даже самим себе. Именно поэтому так и остаются рядовыми, в то время как начальство всегда повышает других – зачастую менее талантливых и профессиональных претендентов.

    Write comment (0 Комментарии)
    Как использовать критику, похвалы, штрафы и стимулирующие выплаты?
    Карьера

    Знакомая сотрудница аптеки пожаловалась: в сети ввели систему депремирования – наказывают рублем за любую мелочь. Думает уходить. Дело не только в штрафах, но и в общей атмосфере. Постоянные придирки. Усердия не замечают. Решила – хватит!

    Write comment (0 Комментарии)
    Карьера

    Профессиональная деятельность должна не только обеспечивать определенный доход, но и доставлять удовольствие. Нелюбимая работа является причиной постоянного стресса, вызывает раздражение и хроническую усталость. Что делать, если работа не нравится?

    Write comment (0 Комментарии)
    Карьера

    Не секрет, что уровень зарплат медицинских представителей заметно превышает заработок работников аптек. Нередко это основной фактор, стимулирующий переход провизоров на работу в фармацевтические компании. Рекрутинговая компания Hays посчитала доходы сотрудников отделов продаж, специализирующихся на аптечном направлении. На какую зарплату может рассчитывать менеджер, руководитель отдела?

    Write comment (0 Комментарии)
    Как покажут себя в трудовом коллективе люди, которые слишком часто меняют работу?
    Карьера

    Частая смена места работы становится заметным явлением на фармрынке труда. Все больше тех, кто, не проработав и года, переходят из компании в компанию в поисках более высокой зарплаты и комфортных условий. Самые «текучие» категории персонала – медицинские представители и работники аптек. Какие риски для трудоустройства несет «рваный» опыт?

    Write comment (0 Комментарии)
    Legion-Media
    Карьера

    Сотрудники дежурных аптек, врачи-дежуранты, санитары и фельдшеры… Всем им нередко приходится сутки напролет стоять на страже здоровья и жизни людей. При этом нередко круглосуточный режим работы подрывает их собственный организм

    Write comment (0 Комментарии)