Приравнивание фармацевтической деятельности к торговле негативно отразилось и на сотрудниках аптек, и на посетителях. Зачастую сотрудники чувствуют, что их профессиональные компетенции не востребованы, а посетители опасаются, что им попытаются продать что-нибудь ненужное. Есть ли выход из этой ситуации?
В 2022 году по сравнению с 2018 годом мировой рынок инновационных препаратов в денежном выражении вырос на 54%. При этом были востребованы все прошедшие регистрацию лекарственные средства. Очень быстро растущий сегмент фармрынка – так называемые суперинновации: РНК и ДНК-вакцины, различные РНК терапевтические продукты, генная и клеточная терапия. В 2022 году было выпущено на рынок 960 только клеточных продуктов. Это не только мировая, но и российская тенденция. Но нужно ли нашей стране в текущей геополитической ситуации разрабатывать инновационные препараты? Может быть, следует сосредоточиться на импортозамещении? Что думают по этому поводу отечественные разработчики и производители инновационных лекарств?
Пандемия и девятый вал спроса на лекарственные препараты нынешней весной сыграли с аптеками злую шутку. Некоторые из них, понадеявшись, что маски-перчатки и противоковидные витамины вкупе с лекарствами, регулирующими работу щитовидной железы, еще долго будут хитами аптечных продаж, запаслись ими по полной программе, а теперь гадают, как избавиться от неликвидов и при этом получить хоть какие-то деньги.
В 2022 году аналитики фармрынка предрекали рынку БАД взятие планки в 100 млрд рублей. Рубеж не был взят, придется штурмовать его в 2023 году. Тем не менее БАДы чувствуют себя намного лучше, чем лекарственные препараты. Производители же традиционно жалуются на засилье СТМ, фальсификаты на маркетплейсах и большую плату за место на полках аптечных сетей.
Клиентоориентированность справедливо называют важным конкурентным преимуществом в любом бизнесе. Выяснение и удовлетворение потребностей клиента – это то, что позволяет зарабатывать, получать прибыль. Но насколько свойственно это качество российскому фармацевтическому рынку?
На 30-м юбилейном российском фармацевтическом форуме имени Н.А. Семашко состоялась дискуссия руководителей крупнейших российских фармкомпаний о приоритетах отрасли. Обсуждались проблемы, которые касаются не только фармрынка, но и общества в целом.
Отношения обычных аптек с интернет-сервисами и маркетплейсами, торгующими лекарственными препаратами, за довольно короткое время прошли несколько стадий – от категорического неприятия и настороженного наблюдения до попыток наладить взаимовыгодные отношения. Что нового привнес в эту сферу кризис, разразившийся после 24 февраля, и как дальше будут развиваться события в сфере электронной торговли лекарствами? Какую бизнес-модель выберут электронные сервисы?
Судя по очередному онлайн-заседанию РАФМ, этого в обозримой перспективе не произойдет. Каждая сторона ревниво оберегает свою выгоду. Компромиссы, конечно, возможны, как и взаимные уступки, но надо еще убедить партнера в их необходимости. Как же сделать так, чтобы дружба производителей и аптечных сетей крепла, а потребителю ничего бы за это не было? Кампания по подписанию маркетинговых контрактов на этот год закончилась, можно сделать выводы.
Сейчас, когда фарма отошла от первого шока, в который ее поверг очередной кризис, пришла пора разобраться, все ли меры поддержки от государства пошли ей на пользу и чего все-таки не хватает отечественному производителю.
Из выступлений на XX юбилейном Аптечном саммите «Эффективное управление аптечной сетью» складывалось впечатление, что у игроков фармрынка все хорошо. Правда, есть отдельные проблемы. Главная из них - как удержаться и заработать прибыль на падающем рынке. Вот ее-то и обсуждали участники практически всех дискуссий.
Для розничной торговли лекарствами настают очень нелегкие времена. В ближайшие полгода эксперты фармрынка ожидают банкротства около 15% аптек. Кто в этом виноват и есть ли выход из кризиса, пытаются понять представители аптечных сетей и дистрибьюторы.
По прогнозам, к концу 2022 года рынок биологически активных добавок (БАД) только в аптечном сегменте должен перейти границу в 10 млрд рублей. Активно развивается также продажа БАДов через Интернет и другие каналы. Это вовсе не означает, что здесь все гладко и безоблачно. Судя по выступлениям на IV Международной конференции «Что происходит на рынке БАД», игроки фармрынка проявляют весьма осторожный оптимизм. Больше всего они озабочены развитием дистанционной торговли БАДами.
Почему-то считается, что на благо пациентов должны работать только государственные органы. А что же фармбизнес? Как он должен учитывать интересы потребителей лекарственных средств? По этому поводу высказываются крупные игроки фармрынка, врачи и представители пациентского сообщества. Как выяснилось, каждый из них вкладывает в «пациентоориентированность» свой смысл.
Разрыв привычных и налаживание новых логистических цепочек, невероятный всплеск спроса на лекарственные препараты и затем его падение, резкое подорожание, а затем постепенное снижение цен на аптечный ассортимент, колебания курса валют – чего только не пришлось пережить российскому фармрынку за еще даже не подошедший к финалу 2022 год! Перемены коснулись и тех, кто покупает лекарства. А значит, пришла пора анализировать новые тенденции и каналы коммуникации с потребителями. Какой из них окажется эффективнее и потребует меньше вложений?
В прошлом году в Госдуме прошел первое чтение законопроект о возрождении производственных аптек и мелкосерийного производства. Насколько это реально и оправдано в современных условиях?
У работников аптек задача одна – беречь здоровье населения, помогать больным людям. Потому и требования к фармацевтическим специалистам строгие.
Российский рынок биологически активных добавок за последние три месяца словно прожил несколько жизней. Один тренд сменял другой с неимоверной быстротой, но на росте продаж это не сказалось. Чего нам ждать дальше? На чем может споткнуться как производитель, так и потребитель? Ответы на эти вопросы дают крупнейшие игроки рынка БАДов и витаминов - участники Российского Фармацевтического Форума имени Н.А. Семашко.
Фармотрасль - одна из тех немногих, что не попали под санкции. Но тревоги за ее будущее это не отменяет. О сегодняшней ситуации на рынке, планах на будущее и возможных проблемах завтрашнего дня говорили участники XIVМеждународной конференции «Что происходит на фармацевтическом рынке?» и XIX Аптечного саммита «Новая аптечная реальность в России».
Это удивительная профессия, которая требует огромных знаний и настоящей человеческой отзывчивости.
Как формируется цена на товары аптечного ассортимента? Какие стратегии ценообразования наиболее выгодны? Всегда ли низкая цена коррелирует с высоким спросом?
Победители XXII Всероссийского открытого конкурса профессионалов фармацевтической отрасли «Платиновая унция» были объявлены на церемонии награждения 14 апреля. Мероприятие традиционно объединило ключевых игроков отрасли.
Все опубликованные на сайте материалы предназначены только для специалистов в области медицины и фармацевтики